Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Воспитание – сложный, тонкий и ответственный процесс. Перед педагогом неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом чувство любви к Родине, доброту, отзывчивость, честность, правдивость и непримиримость к злу. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» - говорил известный ученый А.С. Макаренко.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР.doc

— 780.00 Кб (Скачать файл)

Целью нравственного воспитания является формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. Ребенок совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений. 

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».                                                                                                             

Процесс нравственного воспитания - динамичный и творческий. Учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на совершенствование и эффективность процесса воспитания, который, как говорила Н.К. Крупская, “зависит от знания каждым преподавателем того живого материала, с которым он имеет дело; он должен знать, что ему необходимо внимательно изучать этого ученика и знать его близко”.                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Психолого-педагогическая и нравственная характеристика детей, имеющих задержку психического развития

       Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.                                             

           В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их от детей с нормальным психическим развитием.                                   Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. ). В. И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.                                                      

         Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.                                                                                                                   

Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л. В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер). Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г. В. Грибанова).                                                                                                                                                Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает. У большинства детей с ЗПР обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых полную оценку своих качеств, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. У младших школьников данной категории наблюдается снижение потребности в общении со сверстниками, выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против педагога, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.                                                                           

 

1.4. Формирование нравственного  воспитания младших школьников, имеющих задержку психического  развития.

           Задача социально-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие с взрослыми и сверстниками.                                                                                                   

Задачи социально-нравственного воспитания реализуются в процессе ряда занятий при проведении режимных моментов и в свободной деятельности.  
Организуются специально спроектированные игры и ситуации, позволяющие развивать нравственно-этическую сферу ребенка.  
      Значительные возможности для решения задач социально-нравственного развития предоставляет сюжетно-ролевая игра, в которой моделируются социальные отношения. Особенностью педагогического процесса для детей с ЗПР является то, что игра организуется не только как свободная деятельность, но и становится основным содержанием специальных занятий "Обучение игре". Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры. Для детей с ЗПР обучение игре позиционируется как отдельная задача. Это обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в овладении игровой деятельностью. Ее недостаточность проявляется на уровне общей структуры деятельности (как следствие недостатков развития при ЗПР), так и на уровне специфических структурных компонентов, присущих игре. Кроме того, исследования показывают, что недостаточная сформированность игровой деятельности обусловлена не только недостатками интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевыми проблемами, но и недостаточным социальным опытом и низким уровнем речевого развития. Специальные обучающие занятия проводятся при реализации следующих направлений: 
- формирование игры как ведущей деятельности ребенка (развитие потребности в игре, создания замысла игры, формирование ролевого поведения и игровых действий, развитие умения действовать адекватно поставленной цели, обучение действиям по алгоритмам и т.д.) 
- развитие игры как совместной деятельности; 
- обогащение содержания детских игр, т.е. перенос знаний и умений, полученных на других занятиях (Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, конструировании, ознакомление с художественной литературой и др.), во время бесед с педагогами, просмотра театрализованных постановок и др. 
        Специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности заключается в том, что воздействовать следует одновременно по всем направлениям, развивая игру как ведущую деятельность, и одновременно преодолевая задержку психического развития, развивая эмоционально-волевую, познавательную и коммуникативную сферу ребенка. При этом, планируя работу по развитию игровой деятельности, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, опираясь на данные диагностического обследования и наблюдений за поведением и игрой каждого ребенка и микро групп. 
        В младшем школьном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги в процессе занятий, наблюдений за профессиональной деятельностью взрослых, бесед и чтения литературы формируют у детей представления о природе и материальной культуре, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач возможны только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующих игрушек и атрибутики.  
        Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой занятий по Ознакомлению с окружающим миром. Детей обучают сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре. При обучении широко используют дидактические игры.  
        В некоторых случаях (значительное снижение интеллекта, нарушения эмоционально-волевой сферы, формирующейся личности) работа может проводиться с детьми индивидуально. Такие занятия проводят учителя-дефектологи или психолог. 
       После того, как игровая деятельность достигнет определенного уровня зрелости, ее можно использовать как средство в психокоррекционной работе для коррекции межличностных отношений, смягчения эмоционального дискомфорта, формирования приемлемых способов реагирования на психотравмирующие ситуации, развития навыков саморегуляции и самоконтроля поведения, формирования приемов релаксации и др.                                                          

Педагоги проводят специальные занятия по социальному развитию. Детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения и социальных отношений, культуры общения, формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи. С этой целью педагог отбирает художественные произведения или их фрагменты, в которых затрагиваются нравственно-этическая сфера отношений между людьми. В работе он использует элементы драматизации, а также моделирование проблемных ситуаций с помощью театрализованной деятельности. 
      При ознакомлении с художественной литературой – метод  словесно-эмоционального воздействия: рассказ - решаются задачи нравственно-патриотического воспитания, приобщения к культурно-историческим ценностям, к устному народному творчеству. Обогащаются представления детей о человеческих характерах и поступках, формируются умения давать им нравственную оценку. В этой связи возникает необходимость специального подбора текстов, которые должны соответствовать названным задачам и быть доступными по содержанию.  
       Кроме общеобразовательных и воспитательных задач решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности. Такие занятия проводит педагог-психолог. Занятия проводятся как со всей группой, так и со специально отобранной. Специальная группа комплектуется на основе запросов педагогов и родителей, коррекционные задачи отбираются на основе данных углубленного обследования, бесед с педагогами и родителями.

Вывод. В данной главе представлены сущность основных понятий темы исследования и обзор проблем нравственного воспитания младших школьников в педагогической литературе. Дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников, имеющих задержку психического развития. Рассмотрена    специфика коррекционно-развивающей работы с подобными учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Классификация форм  организации воспитательной деятельности

         Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна как на уроках, так и во внеурочное время, во внеклассной работе.                                                     

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:                                                                                   1) словесные формы (собрания, сборы, собеседования, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, игры, проекты и т.п.);                                                                                                                                         3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды, презентации и др.).    

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы нравственного воспитания

        Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.                                                       

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.                                              В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса: 1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия и идеи. 2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как: упражнение и убеждение.                                                                                                                 

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР