Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Баженовой Дарьи.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

 

Исследование выявило, что уровень осмысления школьниками правильного поведения не высокий. Испытуемые соблюдают основные нормы поведения лишь потому, что так надо, не осознавая их. Также следуют нормам в силу избегания наказания и неодобрения со стороны учителя, директора, одноклассников. 50% учеников узнают, что человек добрый по глазам и улыбке. Трудность возникла у испытуемых с вопросом: Почему уважают человека, который уступает в споре? 50% класса не могли ответить на вопрос. Результаты данной методики подтверждают результаты  предыдущей анкеты, что наиболее важными нравственными нормами для испытуемых являются доброта, честность, щедрость, помощь другим людям, а также ответственность, смелость, уважение.

 

3. Разбор ситуации

Методика разработана  кандидатом биологических наук О. Л. Романовой [25].

Ученикам предлагалось рассмотреть 3 картинки и ответить на вопросы.

Цель: проверить понимание  сформированности у учащихся представлений  о понятиях «хорошо-плохо».

Вопросы:

1. В чем опасность  ситуации?

2. Как можно поступить  в этой ситуации?

3. Какие могут быть  последствия каждого из поступков?

4. Что может произойти  хорошего?

5. Что может произойти  плохого? 

1 ситуация:  Мальчик  взрывает хлопушку, направляя ее  на девочку;

2 ситуация: Мальчик стоит  под крышей, с которой свисают  сосульки. Мальчик ест сосульку, стоящая рядом девочка одергивает его.

3 ситуация: Двое мальчиков  купаются в запрещенном месте.  Водоем загрязнен, на дне находятся  острые предметы, которые могут  нанести травму.

Ответы детей по 1 ситуации:

1. В чем опасность  ситуации?

-может  попасть  в девочку

-может задеть другого  человека

- может убить девочку

2. Как можно поступить  в этой ситуации?

- девочка могла бы  отойти

- мальчик должен уйти  подальше от людей и от домов

- мальчик мог не  взрывать

3. Какие могут быть  последствия каждого из поступков? 

- девочка может стать инвалидом и мальчик тоже

4. Что может произойти  хорошего?

- нет хорошего

- красиво, весело

5. Что может произойти  плохого?

- девочке могло попасть  в лицо

- девочка могла попасть  в больницу

- могло испугать, убить,  оглохнуть

 

Ответы детей по 2 ситуации:

1. В чем опасность  ситуации?

- на мальчика, на голову  могут упасть сосульки с крыши

- мальчик заболеет 

-опасно стоять под  крышей

2. Как можно поступить  в этой ситуации?

- выбросить сосульку

- не есть сосульку  не стоять под крышей

3. Какие могут быть последствия каждого из поступков?

- плохие

- мальчик посмеется  и не выкинет сосульку

4. Что может произойти  хорошего?

-ничего

- девочка делает замечание

- никто не заболеет

- нет хорошего

5. Что может произойти  плохого?

- мальчик заболеет

-  мальчик подавится сосулькой

- на мальчика может  свалиться сосулька

 

 

Ответы детей по 3 ситуации:

1. В чем опасность  ситуации?

- вода загрязнена

- нельзя купаться в  запрещенном месте

- мальчик не правильно  ныряет

- Много мусора отходов  в воде

2. Как можно поступить в этой ситуации?

- не нырять

- не купаться

- уйти в другое место

- нужно сначала проверить  водоем

3. Какие могут быть  последствия каждого из поступков?

- можно заболеть

- умереть

- пораниться

4. Что может произойти  хорошего?

- весело будет

- мальчикам весело

5. Что может произойти  плохого?

- заболеть

- умереть

- порезаться, наткнуться

- можно сломать руку, ногу, шею

На основе ответов  можно сделать вывод, что нравственные знания учеников  не однозначны. У  учащихся сформированы представления  о понятиях «хорошо-плохо». Они осознают опасность ситуации, но затрудняются ответить на вопросы: какие могут быть последствия каждого из поступков? что может произойти хорошего? Анализируя данные ситуации, дети учатся правильно поступать в обычной жизни.

 

4.Методика «Ценностные ориентации»

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему  миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации  жизненной активности, основу жизненной  концепции.

Данная методика разработана  на основе  методики «Ценностные  ориентации» М. Рокича.

Методика проводилась  с каждым ребенком индивидуально.

Ученику предлагаются карточки, на каждой из которых написана ценность. Испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладываются по порядку значимости.

Инструкция: Сейчас вам  будет выдан набор карточек с  обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучив карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте тоже самое с оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами.

Результаты анкеты занесены в таблицу «Ценности». По вертикали  расположены учащиеся, по горизонтали – ценности, а также расписан порядок выбора ценностей каждым учеником.

 

Ценности

Ценности/ Ученики

Пища

Воспитанность

Аккуратность

Честность

Счастье других

Здоровье

Наличие хороших друзей

Любовь

Спорт

Материально-обеспеченная жизнь

1

10

4

5

2

7

3

8

1

6

9

2

7

3

2

4

8

1

9

10

5

6

3

10

2

3

6

4

1

5

8

9

7

4

10

2

6

3

5

4

7

8

1

9

5

2

7

4

6

8

3

5

9

1

10

6

10

5

2

3

4

6

9

1

7

8

7

2

7

6

10

5

8

4

1

9

3

8

3

9

7

4

8

1

5

10

2

6

9

4

5

8

6

9

1

7

2

3

10

10

9

2

5

3

6

4

7

10

1

8

11

7

4

3

6

5

1

10

2

5

8

12

10

2

5

7

4

1

6

3

8

9


 

На основе таблицы  можно сделать вывод

  На первое место 6 (50%) учеников поставили ценность - здоровье, 3 (25%) учеников поставили, такие ценности как любовь и спорт. На второе место 4 ученика поставили ценность - воспитанность.  На третье место 3 (25%) ученика ставят ценность - честность

На последнее место 4 ученика поставили ценность –  пища. Нравственные ценности не однозначны для учащихся.

В целом исследование выявило, что испытуемые особенно высоко ценят здоровье, воспитанность, спорт. Любовь 50% класса ставят на одно из первых мест, другая часть класса ставит на последние. Последние места занимают ценности пища и материально обеспеченная жизнь. Среднюю позицию занимают такие ценности как честность, аккуратность. Счастье других людей и наличие хороших друзей, также не особо важны для испытуемых.

Система ценностей сформирована не у всех учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

 ГОУ ВПО «Поморский  государственный университет имени 

М.В. Ломоносова»

Факультет педагогики начального образования и социальной педагогики

Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

Программа нравственного  образования

«Я среди других людей»

6 класс

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка                                                                                                     

3 курса, 33 группы, отделения 

социальной педагогики

Баженова Дарья Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2008

 

Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время стерты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Мораль общества охватывает все многообразие человеческих отношений. Особенно важно нравственное воспитание для умственно отсталых детей. Оно  должно быть направленным на развитие и совершенствование их морально-нравственных качеств.

Нарушение познавательной деятельности умственно отсталого ребенка затрудняет его общение с окружающим миром. Он не всегда осознает факты действительности, не понимает широких социальных связей и отношений, в наблюдаемых явлениях не умеет вскрыть причинно-следственные зависимости

Нравственное развитие осуществляется в разнообразной деятельности: познавательной, коммуникативной, социальной. Особую роль для учащихся  играет общение. Оно способствует познанию мира, человеческих отношений, себя самого. Все это влияет на дальнейшую адаптацию воспитанника в социуме.

 Цель программы - вооружение детей нравственными ориентирами при построении деятельности, общения и взаимоотношений, формирование основ мировоззрения.

Программа «Я среди других людей» для учащихся 6 класса с лёгкой умственной отсталостью направлена на формирование и развитие нравственной сферы. Основные задачи системы нравственного образования:

-вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;

-осознание необходимости и обязательности выполнения правил нравственного поведения людей, устранения конфликтов в коллективе;

-решение проблемы нравственного выбора: реальные случаи и вербальные ситуации обсуждаются с детьми на более высоком, обобщенном уровне;

-формирование образа «Я».

Программа рассчитана на 12 часов и реализуется во втором учебном полугодии. В конце каждого занятия планируется проводить обмен мнениями с учащимися о том, что было интересно или что можно изменить для большей результативности.

Программа «Я среди других людей» позволяет дать учащимся необходимые этические ориентиры, учит  изменять отношения с окружающими, помогает открыть свой внутренний мир, научить их самооценке, показать пути самовыражения, приобщения к жизни общества на основе принятых в нем норм поведения, традиций и требований.

В качестве форм проведения мероприятий по программе были выбраны  игры, беседы, инсценировки, классные часы, конкурсы.

По итогам реализации программы планируются следующие  результаты:

1. Новый уровень сформированности навыков нравственного поведения

2. Выделение и закрепление  в сознании детей этнических  понятий

3.Усвоение навыков  использования нравственных норм, правил, требований в определенных  воспитательных ситуациях

4. Минимизация безнравственных проступков, нарушений поведения

Список литературы

1. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С, Стульник Т. Д.  Азбука нравственного взросления. — СПб.: Питер, 2007.


2.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ, 2005.

Информация о работе Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида