Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – разработка внеклассного мероприятия по теме: « Герои Отечественной войны 1812 года».
Задачи:
изучить нормативную, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
изучить роль русского народа в Отечественной войне 1812;
выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
подобрать материал для внеклассного мероприятия, а так же презентации для его сопровождения;
разработать и провести внеклассное мероприятие на заданную тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Нравственно-патриотическое воспитание школьников.
1.1 Теоретические концепции понятий: нравственность и патриотизм..5
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………………………...13
Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.»
2.1. Структурные и содержательные особенности проекта…………....15
2.2. Внеклассное мероприятие «Герои отечественной войны 1812 года»……………………………………………………………………………....18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………38
Практическая часть – DVD с презентацией к внеклассному мероприятию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

Ф.Н.Глинка писал в это время:

Теперь ли нам дремать в покое  
России верные сыны?! 
Пойдем, сомкнемся в ратном строе, 
Пойдем и в ужасах войны 
Друзьям, отечеству. Народу 
Отыщем славу и свободу 
Иль все падем в родных полях!

Учитель: В начале занятия вы были поделены на 3 группы: Батарея Раевского, Багратионовы флеши, Партизаны Давыдова. Герои отечественной войны сражались на Бородинском поле, а у вас каждый отряд будет защищать свою честь в интеллектуальном сражении.

Почему именно такие названия я вам предлагаю? Чем знамениты эти объекты? Изучите и расскажите об этом вашим соперникам.

(выступления детей)

Багратионовы флеши (слайды 18-20)

Батарея Раевского (слайды 21,22)

Партизаны Давыдова (слайд 23)

Посмотрите на экран. Перед вами таблица, слева вы видите 7 тем. В каждой теме по 3 вопроса, отвечая на  которые вы получаете определенное количество баллов. Итак, каждая команда по очереди выбирает тему и вопрос, на который считает, что сможет ответить. Начинаем. (Слайд 24)

“Герои Отечественной войны 1812 г.”

(слайд 25) Имя великого русского полководца …………неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Именно в этот завершающий период своей жизни он полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

 Военная деятельность  ………. Началась в 1765 году. С 1770 года  участвовал в походах против  турок в армии фельдмаршала  Румянцева. В июле 1774 года при  штурме деревни Шумы близ Алушты  ………. Был ранен в голову, в  результате правый глаз перестал  видеть. Пушкин писал о нём:

… Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине

 “ Иди, спасай”.

Ты встал — и спас…

Ответ: М. И. Голенищев-Кутузов, генерал-фельдмаршал (слайд 26)

(слайд 27) “……. Лучший генерал русской армии”, — говорил о нём Наполеон.

 Участник штурма Очакова, Варшавы, ……. Проделал с Суворовым  весь Итальянский поход, был его  правой рукой. Взятие Брешин, Бергамо, Лекко, Тортоны, Турина и Милана, битва при Треббии, при Нови  — везде …….. находился в самых  трудных и решающих местах. Знаменитый  Швейцарский поход Суворова принес  славу и …………, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе. 4 ноября 1805 года у деревни Шенграбен  пятитысячный отряд ……… задержал  тридцать тысяч французов, чтобы  дать возможность отойти корпусу  Кутузова. Выполнив задачу, ……….., считавшийся  обреченным, прорвал ряды противника  и с половиной оставшихся солдат  присоединился к русской армии. Отличился Багратион и в кампанию 1806—1807 годов взятием Прейсиш-Эйлау и победой у Анкендорфа.

Ответ: П. И. Багратион, генерал от инфантерии (слайд 28)

 

(Слайд 29) “Я был рожден для рокового 1812 года”, — писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. …………., сын командира Полтавского конного полка, в семнадцать лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806 году ротмистр ……….. снова в гвардии. В кампанию 1807 года — адъютант Багратиона. В 1808—1809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок.

 “Звездный час” ……………  настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского  гусарского полка предложил Багратиону  проект партизанской войны. Проект  был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, ………………. Во главе отряда из пятидесяти  гусар и восьмидесяти казаков  направился в тыл врага. Успешные  действия отряда ………… послужили  примером для создания других  партизанских отрядов.

Ответ: Д. В. Давыдов, генерал-майор (слайд 30)

(слайд 31) Я не поэт, я – партизан, казак.

 Я иногда бывал на  Пинде, но наскоком,

 И беззаботно, кое-как,

 Раскидывал перед Кастальским  током

 Мой независимый бивак.

 Нет, не наезднику пристало

 Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой…

 Пусть грянет Русь  военною грозой – 

 Я в этой песне  запевало!

 

(слайд 32) …о мой милый друг! С тобой

 не хочу высоких  званий,

 и мечты завоеваний 

 не тревожат мой  покой!

 Но коль враг ожесточенный 

 Нам дерзнет противустать,

 Первый долг мой, долг  священный – 

 Вновь за родину  восстать;

 Друг твой в поле  появится,

 еще саблею блеснет,

 или в лаврах возвратится,

 иль на лаврах мертв  падет!...

 

(слайд 33) … Начальник, в бурке на плечах,

 В косматой кабардинской,

 Горит в передовых  рядах

 Особой яростью воинской.

 Сын белокаменной Москвы,

 Но рано брошенный  в тревоги,

 Он жаждет сечи и  молвы,

 А что там будет  – вольны боги!

 Давно незнаем им  покой,

 Привет родни, взор  девы нежный;

 Его любовь – кровавый  бой,

 Родня – донцы, друг  – конь надежный…

(А.Журбин Музыка  к к/ф «Эскадрон гусар летучих»  «Я люблю кровавый бой») слайд 34

 «Даты и  события»

  1. Начало Отечественной войны 1812 г. (12 июня 1812 г.) (слайд 35)
  2. Бородинское сражение (26 августа (8 сентября) 1812 г.) (слайд 36)

О каком событии говорил французский император?

“Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

Ответ: Бородинская битва

  1. О каком событии говорил Наполеон? (слайд 37)

“Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают… Какая решимость! Какие люди! Это– скифы! Чтобы причинить мне временное зло, они разрушают создание веков!”

Ответ: О пожаре Москвы

“Глазами современников” (о чём?) Война в картинах.

(слайд 38) “…Москва, брошенная круглой сиротою, как на ратном распутье, Москва горела и сгорела… Трубы были вывезены; огни бивачные пылали по улицам: гасить их никто не подряжался…”

Ответ: Из “Записок” С.Н.Глинки о пожаре в Москве (слайд 39)

(слайд 40) “Сей день будет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всяко было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за своё отечество”

 

Ответ: Из донесения М.И.Кутузова Александру I о сражении при Бородино (от 27 августа (8 сентября) 1812 г. (слайд 41)

(Слайд 42) “… Никто не избёг лютости мороза! Никогда не случится видеть столько ужасного зрелища! Счастливы окончившие бедствия свои вместе с жизнию. Они оставили завидующих их участи! Несчастнее сравнительно были сохранившие жизнь для того, чтобы лишиться её от жестокости холода, в ужаснейших мучениях. Судьба, отмщевающая за нас, представила нам все роды отчаяния, все смерти. Река покрыта была льдом прозрачным как стекло: под ним видно было во всю ширину реки множество погибших. Неприятель оставил огромное число артиллерии и обозов. …. Неприятель понёс срам бегства…!

Ответ: Из “Записок” А.П.Ермолова о бегстве наполеоновской армии из России и о сражении на р.Березина (слайд 43)

“Генералы”

(слайд 44) «….. начал службу в 1806 году поручиком кавалергардского полка. Тогда же началась боевая жизнь в качестве адъютанта Остермана-Толстого.

Участвовал в сражениях под Прейсиш-Эйлау и Фридландом. В 1810 году волонтером участвовал в боях на Дунае против турок под Батином, Рущуком и Шумлою, в 1810 году состоял при Кутузове — главнокомандующим Дунайской армией. В начале Отечественной войны в чине ротмистра служил в конном отряде генерала Винцингенроде. Во время отступления великой армии в чине полковника командовал отрядом из трех сотен казаков, вел партизанскую войну. В 1813—1814 годах за сражения под Люценом, Лейпцигом, Краоном вместе с боевыми наградами получил чин генерал-майора. В 1819 году вступил в “Союз благоденствия”, а затем стал одним из руководителей Южного общества. После подавления восстания декабристов …….. был арестован, приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. В 1856 году после 30 лет тюрьмы и поселения вернулся в Европейскую Россию.

Ответ: С. Г. Волконский, генерал-майор (слайд 45)

(слайд 46) Свою военную службу …. начал под командованием Суворова. Он принадлежал к числу молодых сподвижников великого полководца наряду с Багратионом и Горчаковым. Участник сражения под Аустерлицем, боевых действий на Дунае в 1806—1807 годах. 15 августа 1812 года … прибыл в действующую армию во главе 15 тысяч подкрепления. При Бородине командовал правым флангом, а в дальнейшем — центром русской армии. Командуя арьергардом русской армии во время отхода к Москве, а затем оставления Москвы, обеспечил полный порядок в войсках. Предложил Мюрату перемирие на несколько часов, чтобы дать возможность русским войскам спокойно выйти из Москвы. В противном случае обещал драться до последнего солдата. Предложение было принято. Во время наступления русской армии преследовал французов, командуя авангардом. С 1818 года был губернатором Петербурга. Во время восстания на Сенатской площади в 1825 году был смертельно ранен. В более чем пятидесяти сражениях счастливо избежавший ранения, он получил в тот день сразу две смертельные раны от революционеров-заговорщиков, и обе – в спину: одну, пулевую, от Каховского и вторую, штыковую, от Оболенского. В своём завещании исполнил один из своих проектов, отпустив своих крестьян (порядка 1500 душ) на волю. Погребён 21 декабря в Духовской церкви Александро-Невской Лавры, в 1937 году его прах и надгробие перенесены в Благовещенскую усыпальницу Санкт-Петербурга.

 

Ответ: М. А. Милорадович, генерал от инфантерии (слайд 47)

(слайд 48) Военная деятельность Раевского началась во время второй турецкой войны, продолжалась в Польше и на Кавказе. В 1807 году он получил назначение в отряд Багратиона в Восточной Пруссии, а в кампании 1808 года в Финляндии командовал дивизией. В 1810 году принимал участие в боях против турок на Дунае. В начале Отечественной войны — командир 7-го пехотного корпуса в армии Багратиона. Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. 4 августа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов, пока не был сменен корпусом Дохтурова, сорвав этим план Наполеона взять Смоленск с ходу. На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея Раевского вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом. В день взятия Парижа корпус Раевского овладел господствовавшими над городом Бельвильскими высотами. “Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой”, — писал о Раевском Пушкин.

Ответ: Н. Н. Раевский, генерал от кавалерии  (слайд 49)

«Генералу Раевскому» Ф.Н.Глинка (слайд 50)

Опять с полками стал своими

 Раевский, веры сын, герой!..

 Горит кровопролитный  бой.

 Все россы вихрями  несутся,

 До положенья глав  дерутся;

 Их тщетно к отдыху  зовут:

 «Всем дайте умереть  нам тут!» —

 Так русски воины  вещают,

 Разят врага—не отступают:

 Не страшен россам  к смерти путь.

 И мы, о воины! за  вами

 Из градов русских  все пойдем;

 За нас вы боретесь  с врагами,

 И мы, мы вас в  пример возьмем.

 Или России избавленье,

 Иль смерть врагу  и пораженье!..

 К победе с вами  мы пойдем

Иль с верой — верными умрем.

“Словарные слова”

Партизан (слайд 51)

(от итал. Partigiano — сторонник  определённой общественной группы, партии) — участник партизанской  войны, член партизанского отряда.

Слово “Партизан” употребляется преимущественно как общее название участника негосударственных, то есть не являющихся регулярной армией, военных объединений — военных отрядов, состоящих из сторонников определённых политических (властных) кругов или общественных сил данной страны.

 

“Кот в мешке” (слайд 52)

Кто был автором цитируемого донесения?

“Осмелюсь всеподданнейшее донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где храниться важнейший оружейный завод… . Теперь, в недалёком расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твёрдою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия вашего императорского величества цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле ещё… потеря Москвы не есть потеря отечества…”

Ответ: М.И.Кутузов

Флеши (слайд 53)

(фр. fleche — стрела) — полевые (иногда долговременные) укрепления.

Состоят из двух фасов длиной 20—30 метров каждый под тупым углом.

Угол вершиной обращен в сторону противника.

“Оружие периода Отечественной войны 1812 г.”

Рассмотрите рисунок и определите, что это за оружие.

(слайд 54-55) 1. Обычно кавалеристу полагалось по паре пистолетов. Это оружие также имели офицеры всех родов войск, конные артиллеристы и пионеры. У солдатского пистолета образца 1809 г. нет крепления для шомпола, который носили отдельно. В другой модели этого оружия шомпол подвижно соединен с особым шарниром, у гусарского пистолета образца 1798 г. – помещен в шомпольных трубочках под цевьем. Меткость стрельбы из пистолета была еще ниже, чем у ружей и карабинов: считалось, что попасть с коня в цель из этого оружия на расстоянии 20 м можно только случайно.

Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны