Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:17, контрольная работа
В период кардинальной ломки устоев общества возрастает значение общественных движений за сохранение непреходящих духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясений и деформаций, кризисов и
нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем
возвращения к своим предтечам, их осмысления и широкого использования
накопленного предшественниками морального капитала. В истории всех наций и
народов накоплен бесценный опыт воспитания детей [7, с.44].
В раздумьях о новой школе в работах Л.Н, Толстого мы находим идеи и
разработки, которые словно отражают взгляды на вопросы современной
педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные
потребности и нравственные качества - все это заставило задуматься Л.Н.
Толстого о пути реформирования образовательной системы
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы нравственно-религиозного воспитания. 6
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «религиозное воспитание» 6
1.2 Характеристика периодов развития образования в истории России. 8
1.3 Задачи нравственно-религиозного воспитания. 12
Глава 2 Проблемы нравственно-религиозного воспитания в работах Л.Н. Толстого. 15
2.1 Философско-педогогические идеи Л.Н. Толстого. 15
2.2 Основные положения нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого. 21
2.3 Влияние нравственно-религиозного учения Л.Н.
Толстого на обучение и воспитание в современной школе. 25
Заключение. 28
Список литературы.. 31
народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и
экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности.
Начальные, элементарные
школы открываются как в
концу века не только
большинство духовенства и
горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян,
но сокращается среди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на
учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы:
открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах
(Посольском, Аптекарском,
Разрядном, Поместном,
палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679
г. учреждается первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-
латинская академия.
В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного
европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический,
но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской
школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ:
начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские;
средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные,
медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была
реформирована
Славяно-греко-латинская
Петербургская академия с университетом и гимназией.
Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов.
Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может
быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском
языке, благодаря чему российское образование стало развиваться на основе
отечественной культуры. М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует
деятельность Петербургской академии наук, университета, гимназий, выступает
инициатором и организатором открытия Московского университета. По его
проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы
содержания российского образования, написаны школьные учебники. Большую
заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она
привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской
культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И.
Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных учреждений,
а под руководством другого создавались народные училища (малые и большие). В
Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ. В
этот период были созданы основы системы российского образования от народных
школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его
идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось
отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной культуры,
что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в
нравственно-духовной области.
Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер России, в том
числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному
содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие
система массового женского образования, профессионального и высшего.
Период рассвета русского Просвещения представлен в трудах В.Г. Белинского,
А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И.
Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды
последователей [3, с.316].
Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в истории
мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы
теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие
по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими
разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет
воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность
учителя перед народом за свою деятельность и т.д.
Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией
становится тенденция к созданию единой и национальной школы. Это особенно
ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в этом
направлении пошло временное правительство. В постановлениях, решениях,
практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных
условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно
мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания,
начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.
Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что объективно
требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и
политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас
в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что
позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем
за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского
народа [4, с.148].
В настоящее время осуществляются попытки возрождения нравственно-религиозных
идей досоветского периода.
Итак, можно проследить интересную тенденцию развития нравственно-
религиозного воспитания в России. В разные периоды исторического процесса она
была ориентированна как на западно-европейские, так и на восточные
концепции, но всегда придерживалась исконно русских традиций. Почти на всех
этапах развития основу российского образования составляло православное и
нравственное воспитание.
Глава 1.
Задачи нравственно-
Задачи нравственного воспитания состоят в формировании этичного человека.
Этика - это ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Но
человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их
интересах только, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли.
Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачей
формирование у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию.
Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли
лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того,
что кому-то реально помог. Для маленького ребенка таким слабейшим,
нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Окружающие
ребенка взрослые до такой степени сильнее ребенка, что любая ситуация, когда
ребенок "оказывает помощь" взрослому, страдает нарочитостью.
Задачи религиозного воспитания состоят в формировании духовно-нравственных
качеств личности и общества в целом. Они заключаются в сообщении детям
известного круга религиозных сведений и в усвоении детьми правил
нравственного поведения.
Задачи нравственного и религиозного воспитания очень тесно связаны между
собой; религиозное воспитание служит основой для нравственного. Здесь можно
привести такой пример. В отечественных гимназиях конца XIX – начала ХХ века
главной педагогической целью было формирование «устойчивого» нравственного
характера, причем ведущее значение придавалось религиозной стороне повеления
педагогов и учащихся. Религия была призвана духовно укреплять,
«цементировать» определенный «строй» жизни и мыслей, обосновывать необходимые
принципы и нормы действий и поступков[6, с. 72].
Итак, нравственное воспитание очень важно и обязательно, об этом говорят
почти все ученые-педагоги. Н.И. Пирогов считает, что главная задача
воспитания – «сделать нас людьми»[10, с.36], так же он говорит: «Все
готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научится быть
людьми»[10, с.39]. Можно высказать мнение о том, что для государства очень
важно воспитать нравственного человека, но, наверное, при этом не обязательно
основываться на религиозных принципах. Идти по религиозному пути или нет,
это уже личный выбор каждого человека.
В главе «Теоретические основы нравственно-религиозного воспитания» мы
раскрыли сущность
понятий «нравственное
воспитание», выяснил, что они взаимосвязаны между собой, что принципы
религиозного воспитания направленные на нравственного развитие ребенка;
рассмотрели основные периоды развития российского образования, выявили, что
почтит на всех этапах главной целью образования было духовно-нравственное
воспитание; определили задачи нравственно религиозного воспитания.
Глава 2
Проблемы нравственно-
2.1 Философско-педогогические идеи Л.Н. Толстого.
Проблема осмысления жизни как основа полноценного духовного, психологического
развития человека, понимание педагогом условий, способствующих или
препятствующих этому, — стержень процесса формирования профессионального
педагогического сознания. К сожалению, это проблема наиболее избегаемая в
педагогике.
В наши дни открытая модель образования и педагогическая наука, нуждаются в
образе духовного и нравственного человека. Ведутся исследования в области
нравственной и христианской психологии. При этом учитываются разработки
широко известного на Западе движения гуманистической педагогики. Сама логика
развития педагогики приводит к утверждению гуманитарной парадигмы, к
обоснованию принципиально новой модели человеческой психики и мира
субъективного
как психологической
В основе рассматриваемой проблемы лежат идеи нравственно-религиозного
воспитания Л.Н. Толстого(1828-1910). Свое понимание полноценно
функционирующего человека, человека духовного и нравственного, деятельного и
творческого, постоянно
преодолевающего
устремленного к смыслу и ценностям, духовно свободного и ответственного,
умеющего устанавливать личную формулу общения с Богом, он воплотил в своем
учении.
Но до сих пор религиозно-духовные искания писателя продолжают восприниматься
неоднозначно. Это сказывается на уровне научного осмысления его
художественного и педагогического творчества, оценке вклада в развитие
педагогической и психологической науки. Прецедент, который создал Толстой,
обратившись к мировым религиям, с одной стороны, а с другой — выявив
недостаточность, а в ряде случаев — псевдонаучную направленность наук о
человеке своей эпохи, оказался исторической ловушкой для многих
исследователей его творчества. Огромное количество нареканий получил писатель
от своих оппонентов, среди которых были такие знаменитости, как С.А. Франк,
Л.З. Слонимский, Д.С. Мережковский, И.А. Ильин, В.В. Вересаев, П.А.
Кропоткин, А. Белый, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский и многие
другие.
Ни ученых-позитивистов, ни религиозных деятелей, ни философов и психологов
религиозного направления не устраивало то, что Толстой обратился к
христианскому учению. Представители науки увидели слабость мыслителя,
чудачество, склонность к парадоксам, апологию патриархально-христианской
морали и даже оглупление. В советское время тема религиозных исканий
оказалась фактически под запретом, она не вписывалась во внедуховную
концепцию марксистской науки. Представители религии были не удовлетворены
исследовательским замыслом писателя, его позицией по отношению к церкви[14,
с.63].
Со своих позиций были правы те и другие. Однако, ни те, ни другие не увидели
попытки соотнесения христианского и светского подхода, попытки Толстого
соединить христианский вопрос «зачем?», «почему?» со светским «как?»
В наши дни создалась уникальная возможность всмотреться, вчувствоваться в
смысл религиозных исканий писателя как исканий смысла жизни, первую серьезную
попытку преодоления позитивистской методологии науки и обращения к
христианству при разработке образа духовного, нравственного, творческого
человека. Эта был исследовательский замысел, попытка сближения науки и
религии, попытка одухотворения педагогической науки образом духовного и
нравственного человека.
Толстой стоял у истоков формирования утверждающегося в настоящее время
взгляда, что духовные образования личности — это фундамент и смысловой аспект
всей научной картины мира, но не был понят современниками. Духовная и
нравственная сущность человека затушевывалась учеными естественнонаучного
толка. «Они, — писал Толстой, — подобны штукатурам, которых бы приставили
заштукатуривать одну сторону стены церкви и которые, пользуясь отсутствием
главного распорядителя работ, в порыве усердия, замазали бы своей штукатуркой
Информация о работе Нравственные основы религиозной педагогики