Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:49, курсовая работа
Цель работы: изучение влияния нетрадиционных техник на развитие творческого воображения старших дошкольников.
Введение .3
Глава I. Обзор состояния вопроса в научно методической литературе.
1.1 Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной
психологии ..6
1.2 Воображение и его виды. 8
1.3 Способы создания образов воображения 10
1.4 Критерии творческого воображения 11
1.5 Развитие воображения в дошкольном возрасте......... ...14
1.6 Воображение ребёнка в рисовании 15
1.7 Роль техники рисования в создании изображения....... 16
Глава II Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста. 19
2.2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста .22
2.3 Результаты экспериментальной работы ,29
Заключение .32
Литература .34
Приложение.
17
Выводы по I главе.
Выделяя общие аспекты развития воображения детей, мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребёнка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребёнка необходимо всячески помогать его развитию. Этому в значительной мере способствует изобразительная деятельность и использование нетрадиционных техник рисования.
Из выше сказанного следует то, что формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей задачей. Именно воображение способствует обогащению опыта ребёнка, реализации замыслов в продуктивных видах деятельности.
Для нас является важным моментом, чтобы дошкольное изобразительное искусство было неповторимым, особенным. Поэтому важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие, в конечном счёте, создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях: учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, привычном.
Глава П. Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения старших дошкольников.
2.1 Диагностика
развития творческого
Диагностика определения уровня развития творческого воображения у детей подготовительной группы была нами проведена в феврале-марте 2007 г. на базе МДОУ № 168 г. Ярославля.
Детсадовскую группу мы разделили на 2 подгруппы -экспериментальную (10 чел.) и контрольную (10 чел.)
На первом этапе работы мы провели тест Е. Торренса (см. приложение 1)
Каждому ребёнку выдавался стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными одинаковыми кругами.
Используя нарисованные изображения, ребёнку следовало придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Необходимо было дорисовать к фигуркам любые детали или объединить данные круги в один рисунок.
Данный тест мы оценивали по следующим критериям:
1. Оригинальность образа (мах 3 балла)
2. Богатство фантазии (мах 3 балла)
3. Детализация образов (мах 2 балла)
4. Эмоциональность
образов (мах 2 балла)
Оценка
уровня развития воображения производилась
в баллах: 0-3 - низкий уровень (Н) 4-7 - средний
уровень (С)
8-10 - высокий уровень (В)
Проведение диагностики позволило получить следующие результаты (см. таблица №1).
Диагностика уровня развития творческого воображения на начальном этапе исследования.
| |||||||
№ | Ф. Имя |
|
Общий
балл |
Уровень | |||
оригинальность (мах 3 балла) |
богатство фантазии
(мах 3 балла) |
Детализи-рованность
(мах 2 балла) |
Эмоциональность (мах 2 балла) | ||||
1 |
Гершен Диана | - | 1 | 1 | 2 | 4 | С |
2 | Грачёва Оля | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | В |
3 | Затеева Поля | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | с |
4 | Иванов Дима | - | 1 | 1 | 1 | 3 | н |
5 | Карпов Влад | - | - | - | 1 | 1 | н |
6 | Кобцев Андрей | 2 | 3 | 2 | 1 | 8 | в |
7 | Кобяков Даня | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | с |
8 | Карманов Дима | - | 1 | 2 | 2 | 5 | с |
9 | Матвеева Кристина | - | - | 1 | 1 | 2 | н |
10 | Младина Насят | 2 | 10 | в | |||
27% | 45% | 28% | 30% |
Контрольная
группа.
11 | Поторалов Коля | - | - | 1 | 1 | 2 | Н |
12 | Подобии Коля | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | В |
13 | Симонов Дима | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | С |
14 | Сирая Настя | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | В |
15 | Староверов Алёша | 3 | 2 | 2 | 10 | В | |
16 | Суриков Илья | - | 1 | - | 2 | 3 | н |
17 | Салодовников Даня | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | с |
18 | Титова вика | - | 1 | 1 | 2 | 4 | с |
19 | Чистяков Саша | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | с |
20 | Шаклеин Саша | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | в |
33% | 51% | 28% | 34% |
20
Результаты проведённого исследования показали следующие результаты:
Экспериментальная группа
высокий уровень
- 3 ребёнка средний уровень - 4 ребёнка
низкий уровень - 3 ребёнка
ко
Данный тест показал микросреду творческого развития каждого ребенка по основным критериям.
Таблица №2
экспериментальная
группа
уровень критерии
низкий
средний
высокий
Оригинальность образов 70% 20% 10% Богатство разнообразия 60% 10% 30% Детализация образов 10% 40% 50% Эмоциональность 50% - 50%
2!
Таблица №3
контрольная
группа
критерии уровень низкий
средний
высокий
Оригинальность образов 70% 20% 10% Богатство разнообразия 50% 20% 30% Детализация образов 10% 50% 40% Эмоциональность 30% - 70%
Анализируя полученные результаты двух групп, можно сделать выводы: у детей этой группы преобладает средний уровень развития творческого воображения. На низком уровне находятся такие важные компоненты, как оригинальность, богатство разнообразия образов. Это позволяет нам констатировать тот факт, что в этой группе, которая занимается по развивающей программе «Радуга», недостаточно уделяется внимание развитию творческого воображения. Т.к. большие возможности в развитии творческого воображения заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование, мы приступили к экспериментальной работе по использованию нетрадиционных техник рисования.
2.2 Экспериментальная работа по развитию творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста.
Перед
началом нашей работы мы показали
образцы рисунков сделанных в различных
техниках: «Выдувание», «Ниткография»,
«Монотипия» и др. Нам хотелось выяснить
насколько дети ориентируются в определении
материалов и техник предложенных работ.
В итоге оказалось, что дети раньше никогда
не рисовали с помощью нетрадиционных
техник.
22
Занятие №1 «Ниткография». Материалы: бумага, тушь, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: на сложенный пополам лист бумаги дети произвольно раскладывают смоченную в туше нитку, оставляя два кончика снаружи листа. Затем лист прижимается второй половиной листа, а ниточки вытягиваются. Не достающие детали дорисовываются.
В результате этой работы могут получиться экзотические цветы, сказочные птицы, морозные узоры. Это изображение можно смотреть с любой стороны.
в ходе работы в этой технике, некоторым детям мы помогали смочит нитку в туше, после того, как нитка оставляла загадочный след на бумаге, дети с большим интересом гадали на что это похоже. У некоторых образ рождается сразу, а кое-кто советовался с педагогом.
В результате у детей получились удивительные работы: (см. приложение 2). «Жираф в бейсболке», «Весёлый заяц», «Морская свинка», «Птица с рыбкой», «Черепаха у камня», «Стрекоза» и др.
Дети очень эмоционально называли свои работы и придумывали целые истории о своих героях. У детей активно проявлялась фантазия и пробуждался неподдельный интерес к рисованию.
Информация о работе Обзор состояния вопроса в научно методической литературе