Обзор состояния вопроса в научно методической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение влияния нетрадиционных техник на развитие творческого воображения старших дошкольников.

Содержание

Введение .3
Глава I. Обзор состояния вопроса в научно методической литературе.
1.1 Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной
психологии ..6
1.2 Воображение и его виды. 8
1.3 Способы создания образов воображения 10
1.4 Критерии творческого воображения 11
1.5 Развитие воображения в дошкольном возрасте......... ...14
1.6 Воображение ребёнка в рисовании 15
1.7 Роль техники рисования в создании изображения....... 16
Глава II Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста. 19
2.2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста .22
2.3 Результаты экспериментальной работы ,29
Заключение .32
Литература .34
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2003.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
17

 

Выводы  по I главе.

  Выделяя общие аспекты развития воображения  детей, мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребёнка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребёнка необходимо всячески помогать его развитию. Этому в значительной мере способствует изобразительная деятельность и использование нетрадиционных техник рисования.

  Из выше сказанного следует то, что формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей задачей. Именно воображение способствует обогащению опыта ребёнка, реализации замыслов в продуктивных видах деятельности.

  Для нас  является важным моментом, чтобы дошкольное изобразительное искусство было неповторимым, особенным. Поэтому важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие, в конечном счёте, создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях: учить детей   смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, привычном.

 

  

Глава П. Использование  нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения старших дошкольников.

2.1  Диагностика  развития творческого воображения  у детей старшего дошкольного  возраста.

Диагностика определения  уровня развития творческого воображения  у детей подготовительной группы была нами проведена в феврале-марте 2007 г. на базе МДОУ № 168 г. Ярославля.

Детсадовскую  группу мы разделили на 2 подгруппы -экспериментальную (10 чел.) и контрольную (10 чел.)

На первом этапе  работы мы провели тест Е. Торренса (см. приложение 1)

Каждому ребёнку выдавался стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными одинаковыми кругами.

Используя нарисованные изображения, ребёнку следовало  придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Необходимо было дорисовать к фигуркам любые детали или объединить данные круги в один рисунок.

Данный тест мы оценивали по следующим критериям:

1.   Оригинальность  образа (мах 3 балла)

2.   Богатство  фантазии (мах 3 балла)

3.   Детализация  образов (мах 2 балла)

4.   Эмоциональность  образов (мах 2 балла) 

                      Оценка  уровня развития воображения производилась  в баллах: 0-3 - низкий уровень (Н) 4-7 - средний  уровень (С) 

    8-10 - высокий  уровень (В)

      Проведение  диагностики позволило получить следующие результаты (см. таблица  №1).

          Диагностика уровня развития творческого воображения на начальном этапе исследования. 

            Экспериментальная группа
Ф. Имя
      Критерии
Общий

балл

Уровень
 
 
оригинальность (мах 3 балла)
богатство фантазии

(мах 3 балла)

Детализи-рованность

(мах 2 балла)

Эмоциональность (мах 2 балла)
 
 
1
Гершен Диана - 1 1 2 4 С
2 Грачёва Оля 2 3 2 2 9 В
3 Затеева Поля 1 1 1 1 4 с
4 Иванов Дима - 1 1 1 3 н
5 Карпов Влад - - - 1 1 н
6 Кобцев Андрей 2 3 2 1 8 в
7 Кобяков Даня 1 2 2 2 7 с
8 Карманов Дима - 1 2 2 5 с
9 Матвеева Кристина - - 1 1 2 н
10 Младина Насят     2   10 в
    27% 45% 28% 30%    

              Контрольная группа. 

11 Поторалов Коля - - 1 1 2 Н
12 Подобии Коля 1 2 2 2 7 В
13 Симонов Дима 1 2 1 2 6 С
14 Сирая Настя 2 3 2 2 9 В
15 Староверов  Алёша   3 2 2 10 В
16 Суриков Илья - 1 - 2 3 н
17 Салодовников Даня 1 1 1 1 4 с
18 Титова вика - 1 1 2 4 с
19 Чистяков Саша 1 1 1 1 4 с
20 Шаклеин Саша 2 3 2 2 9 в
    33% 51% 28% 34%    

                   
                   
                  20

 

    Результаты  проведённого исследования показали следующие  результаты:

    Экспериментальная группа

 
 
 
высокий уровень - 3 ребёнка средний уровень - 4 ребёнка низкий уровень - 3 ребёнка

                            контрольная группа высокий уровень - 4 ребёнка средний уровень - 4 ребенка низкий уровень - 2 ребёнка

  Данный  тест показал микросреду творческого  развития каждого ребенка по основным критериям.

                       
                       
                      Таблица №2

 
экспериментальная группа 

уровень

критерии           

    низкий
    средний
    высокий
Оригинальность  образов 70% 20% 10%
Богатство разнообразия 60% 10% 30%
Детализация образов 10% 40% 50%
Эмоциональность 50% - 50%

 
 
 
 
 
2!

 

                    Таблица №3

контрольная группа 

критерии                  уровень
    низкий
    средний
    высокий
Оригинальность  образов 70% 20% 10%
Богатство разнообразия 50% 20% 30%
Детализация образов 10% 50% 40%
Эмоциональность 30% - 70%

   Анализируя  полученные результаты двух групп, можно  сделать выводы: у детей этой группы преобладает средний уровень развития творческого воображения. На низком уровне находятся такие важные компоненты, как оригинальность, богатство разнообразия образов. Это позволяет нам констатировать тот факт, что в этой группе, которая занимается по развивающей программе «Радуга», недостаточно уделяется внимание развитию творческого воображения. Т.к. большие возможности в развитии творческого воображения заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование, мы приступили к экспериментальной работе по использованию нетрадиционных техник рисования.

2.2 Экспериментальная  работа по развитию творческого

воображения детей  старшего дошкольного возраста.

 
    Перед началом нашей работы мы показали образцы рисунков сделанных в различных техниках: «Выдувание», «Ниткография», «Монотипия» и др. Нам хотелось выяснить насколько дети ориентируются в определении материалов и техник предложенных работ. В итоге оказалось, что дети раньше никогда не рисовали с помощью нетрадиционных техник.

22

 

                  Занятие №1 «Ниткография». Материалы: бумага, тушь, нитка средней толщины.

  Способ  получения изображения: на сложенный пополам лист бумаги дети произвольно раскладывают смоченную в туше нитку, оставляя два кончика снаружи листа. Затем лист прижимается второй половиной листа, а ниточки вытягиваются. Не достающие детали дорисовываются.

  В результате этой работы могут получиться экзотические цветы, сказочные птицы, морозные узоры. Это изображение можно смотреть с любой стороны.

  в ходе работы в этой технике, некоторым детям мы помогали смочит нитку в туше, после того, как нитка оставляла загадочный след на бумаге, дети с большим интересом гадали на что это похоже. У некоторых образ рождается сразу, а кое-кто советовался с педагогом.

  В результате у детей получились удивительные работы: (см. приложение 2). «Жираф в бейсболке», «Весёлый заяц», «Морская свинка», «Птица с рыбкой», «Черепаха у камня», «Стрекоза» и др.

   Дети  очень эмоционально называли свои работы и придумывали целые истории о своих героях. У детей активно проявлялась фантазия и пробуждался неподдельный интерес к рисованию.

Информация о работе Обзор состояния вопроса в научно методической литературе