Обзор состояния вопроса в научно методической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение влияния нетрадиционных техник на развитие творческого воображения старших дошкольников.

Содержание

Введение .3
Глава I. Обзор состояния вопроса в научно методической литературе.
1.1 Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной
психологии ..6
1.2 Воображение и его виды. 8
1.3 Способы создания образов воображения 10
1.4 Критерии творческого воображения 11
1.5 Развитие воображения в дошкольном возрасте......... ...14
1.6 Воображение ребёнка в рисовании 15
1.7 Роль техники рисования в создании изображения....... 16
Глава II Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста. 19
2.2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста .22
2.3 Результаты экспериментальной работы ,29
Заключение .32
Литература .34
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2003.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
23

 

Занятие № 2 «Выдувание» иди

      «Кляксография с трубочкой».

  Материалы: бумага, тушь цветная либо жидко  разведённая гуашь, трубочка (соломинка  для напитков или часть авторучки  без стержня).

   Способ получения изображения: ребёнок трубочкой или кисточкой делает небольшое пятно (капельку) на листе бумаги. Затем на это пятно дует их трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Бумагу можно поворачивать. Можно сделать ещё одну кляксу другого цвета. Недостающие детали дорисовываются.

   Прелесть  данной техники в том, что никогда  нельзя предугадать куда будет двигаться  краска и что из этого выйдет. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, и конечно воображение. В результате работы у детей получились чудесные работы (см. приложение 3): «Голубая зима», «Зелёные водоросли», «Разноцветная осень», «Инопланетянин», «Цветущее дерево».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
24

 

      Занятие № 3 «Монотипия».

 
   Материалы: бумага плотная, гуашь, акварель, кисточки, стекло или пластилин.

  Способ  получения изображения: на стекло произвольно наносятся кисточкой цветовые пятна. Пока краска не высохла её накрывают листом бумаги и растирают. Затем лист снимается и дорисовывается до желаемого изображения.

  Детей изумляет работа в этой технике. Всегда работает эффект неожиданности. В процессе смешиваются  различные цвета, появляются неповторимые разводы и сочетания красок. Это  прекрасный способ чтобы затонировать лист бумаги. Можно предложить детям интересные темы: «Подводное царство», «Осенний парк», «Морской пейзаж». Дети в нашей группе придумали и изобразили следующие работы: «Подводные черепашки», «Загадочный ёжик», «Трёхглавый змей», «Чудо-дерево». Некоторые ребята увлечённые работой успевали сделать несколько оттисков. Эта техника им понравилась. Как показала практика, интересные изображения получаются и без стекла. Когда рисунок наносится на бумагу и другим листом накрывается, (см. приложение №4)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
25

 

Занятие №4 «Волшебные ладошки».

 
Материалы: кисти рук, карандаши, фломастеры, краски.

  Способ  получения изображения: ребёнок прикладывает свою руку к листу бумаги и обводит его карандашом. Затем начинается творческий процесс дорисовки различными материалами.

  Рисование с помощью ладошек - одно из любимых  детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Например, если нарисовать ствол дерева на бумаге, а затем намазать ладонь зелёной краской, можно быстро напечатать крону дерева, изобразить стройную сосну, пальму или раскидистый куст. Отпечаток руки может превратиться в важного индюка, задиристого петуха, прекрасного лебедя.

  У наших  детей в группе получились: «Крылатая  лисица», «Весёлый индеец», «Сказочная красавица», «Красавец - петух» (см. приложение №5)

 

  

Занятие № 5 <<Смешанная_техника>>,

 
   Материалы: цветная бумага, краски, ватные палочки, фломастеры, карандаши.

  Способ  получения изображения: на лист бумаги наклеивается аппликация из цветной бумаги, произвольной формы. Задача детей используя разные средства дорисовать данную форму.

  Дети смотрят  на форму из цветной бумаги с разных сторон. Скоро рождаются образы. Многие дети использовали в работе карандаши и фломастеры. Но некоторые решили выбрать ватные палочки и разрисовать рисунок в технике «пунтализм» способом тычка. У мальчишек появились такие рисунки как «Робот», «Солдат», «Корабль», «Лягушонок». Задание развивает воображение, сообразительность, учит детей мыслить самостоятельно, (см. приложение №6) 

 
 

              27

 

Занятие №6 «Чудесный лес».

 
Материалы: листы бумаги, карандаши, краски, кисточки, фломастеры.

  Руководство: Детям выдаются листы бумаги на которых с помощью кляксографии нарисовано несколько деревьев и в разных местах, какие-либо незаконченные изображения. Ребятам предлагаются нарисовать чудесный лес. У каждого должен получиться свой лес, потом надо будет рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птички, животные и т.д. Можно придумать необыкновенные, фантастические персонажи.

  Когда рисунки  готовы, педагог собирает их вместе и выставляет перед детьми. Все вместе рассматривают рисунки и отмечают оригинальные.

  Дети придумали  много интересных работ: «Зелёные динозавры», «Замок феи в лесу», «Чудо-деревья с шарами», «Говорящие кусты» (см. приложение №7)

   При повторном  проведении этого занятия можно использовать новые темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и т.п.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
28

 

    2.3 Результаты  экспериментальной работы.

  На  последнем заключительном этапе  экспериментальной работы мы повторно использовали тест Е. Торренса, заменив «круги» на «капли», (см. приложение №8)

  Проведение  диагностики позволило получить следующие результаты (см. таблицу №4)

                      таблица №4.

Диагностика уровня развития творческого воображения  на заключительном этапе исследования. 

            Экспериментальная группа
Ф. Имя
        Критерии
Общий Уровень
 
 
оригинальность (мах 3 балла)
богатство фантазии

(мах 3 балла)

Детализи-рованность(мах 2 балла) Эмоциональность (мах 2 балла) балл  
1 Гершен Диана 1 2 1 1 5 С
2 Грачёва Оля 2   2 2 9 В
3 Затеева Поля 1 2 1 1   С
4 Иванов Дима 2 1 1 2 6 с
5 Карпов Влад - 1 1 2 4 с
6 Кобцев Андрей 2   2 2 8 в
7 Кобяков Даня 2 2 2 о 8 в
8 Карманов Дима 2 2 2 2 8 в
9 Матвеева Кристина 1 2 1 1 5 с
10 Младина Насят   3 2 2 10 в
    48% 63% 30% 34%    

Контрольная группа. 

11 Поторалов Коля 1 1 1 2 5 С
12 Подобии Коля 2 2 2 2 8 В
13 Симонов Дима 1 2 1 2 6 с
14 Сирая Настя 3 3 2 2 10 в
15 Староверов  Алёша 3 3 2 2 10 в
16 Суриков Илья 1 1 1 1 4 с
17 Салодовников  Даня 2 2 1 1 6 с

                29

 

18 Титова вика 2 1 1 1 5 С
19 Чистяков Саша 1 1 2 2 6 с
20 Шаклеин Саша 3 3 2 2 10 в
    57% 57% 30% 34%    

  Сравнивая результаты экспериментальной группы на начальном и заключительном этапах, можно сделать вывод об изменении показателей в сторону увеличения (диаграмма 1).

      1. - оригинальность образа на 21%
      2. - разнообразие образов на 18%
      3. - детализированность образов на 2;
      4. — эмоциональность образов на 4%

     
    Диаграмма уровня развития творческого воображения  на начальном и заключительном этапах исследования в экспериментальной группе. 

70-^ 60-50 40

30-Г

20

10

о 
 

    ■г 

                  30

 

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Анализ  детских рисунков позволяет говорить о том, что дети стали чаще проявлять творческое воображение. Их работы отличались оригинальностью и разнообразием образов. Нетрадиционные техники рисования помогли детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, работы в разнообразных техниках получаются непредсказуемыми, интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так педагогов и родителей.

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                31

 

    Заключение.

 
  Из всего  вышесказанного следует, что в реально  существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст - сензитивный период для развития этого процесса.

  Как показала наша экспериментальная работа использование  нетрадиционных техник рисования, является эффективным средством развития творческого воображения детей.

Информация о работе Обзор состояния вопроса в научно методической литературе