Обучение письменной речи на среднем этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Цель исследования: Обучение письменной речи на среднем этапе изучения французского языка. Задачи исследования: рассмотреть письменно речевую деятельность, процесс обучению письму на среднем этапе, формирование умений и навыков письменной речи, проследить обучение письму на практике. Объект исследования: Письменная речь при обучении французскому языка. Предмет исследования: Письменная речь на уроке французского языка на средней ступени обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной письменной речи.…5
Понятие иноязычной письменной речи
Письменная речевая деятельность
Письмо как средство обучения при изучении иностранного языка
Содержание обучения письму
Пути и средства формирования умений иноязычной письменной речи
Основные типы упражнений обучению письму
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………21
Глава 2. Практическая часть……….……………………………………………23
Приложение………………………………………………………………………33
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

черный пистолет.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Основная цель обучения французскому языку как второму иностранному на данном этапе

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности общения на изучаемом иностранном языке;
  • развитие умений иноязычного общения - как непосредственного (со своими сверстниками, взрослыми, носителями языка), так и опосредованного (с книгой, радио и т. д.).

Цель обучения реализуется в единстве взаимосвязанных  компонентов:

  • воспитательного;
  • образовательного;
  • развивающего;
  • практического.

Содержание  обучения второму иностранному языку  составляют:

  • языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в различных  сферах общения;
  • тематика, проблемы и ситуации в различных сферах общения;
  • речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком;
  • знания о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
  • общеучебные и компенсаторные умения.

Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста, сферой их интересов, с учетом возможностей; учащихся усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с опытом изучения первого иностранного языка. 
При овладении различными видами речевой деятельности на французском языке, изучаемом в качестве второго, учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в письме:

  • написание фраз, предложений, коротких текстов;
  • передача информации, неизвестной адресату;
  • описание повседневных событий;
  • выражение собственных мыслей и чувств; обоснование своего мнения;
  • описание своих интересов, увлечений и сравнение их с другими;
  • запрашивание информации, объяснений и разъяснений;
  • составление вопросов и ответов (в письменной форме);
  • передача и получение указаний и инструкций;
  • переписывание собственных работ в целях их коррекции;
  • создание письменных текстов различного характера (объявлений, рассказов, писем, различных документов), в частности для других учащихся;
  • переадресовка письменного материала (изменение его стиля в зависимости от адресата);
  • резюмирование текстов различного характера;
  • использование услышанного или прочитанного для создания собственных текстов;
  • предъявление информации в различных формах: тексты, таблицы, графики, диаграммы

Темы. Содержание тем учебного курса

Тема

Количество  часов

Unite 1. Давайте  познакомимся

7

Unite 2. С началом  учебного года

8

Unite 3. Приятного  аппетита

9

Unite 4. Что сегодня  на обед?

9

Unite 5. Скажи мне,  кто твой друг?

12

Unite 6. Телевидение  - я обожаю!

7

Unite 7. Счастливого  пути!

8

Unite 8. Жил-был….

7

Unite 9. Алло, швецария!

9

Unite 10. Играем  в детективов.

7

Unite 11. Кто ищет, тот находит!

7

Unite 12. Здравствуй, Париж!

11


 

   

Программа содержит 12 блоков. Доминирующим типом является парная, групповая и индивидуальная работа. Каждый Unite заканчивается контрольным  уроком, на котором проверяются полученные знания; предусматривается лексико-грамматический контроль, проверочная работа, словарные и лексические диктанты, тестовые задания.

В результате обучения письменной речи на французском языке в шестом классе ученик  должен уметь:

  • писать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; заполнять анкеты и формуляры;
  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

На  практике система упражнений позволяет  эффективно строить процесс обучения иностранному языку. Для формирования графико-орфографического аспекта письменной речи  используются следующие упражнения: 
Обучение орфографии.

  1. Исправьте ошибки в написании слов.
  2. Сгруппируйте слова по частям речи.
  3. Выпишите из текста все слова, обозначающие предмет, действия и т.п.
  4. Запишите слова по памяти (проверка знания тематической лексики и орфографии).
  5. Выполните зрительно-слуховой диктант (найдите слово на доске, в списке, тексте и запишите)

Больше всего  используются упражнения с заданием найти в тексте те или иные слова. К примеру: в тексте есть несколько  имен собственных, найди их, прочитай, объясни, к чему они относятся. Найди  несколько числительных, объясни, к  чему они относятся. (в приложении упр1)

Для того чтобы  научить учащихся использовать письмо в коммуникативных целях необходимо сформировать навыки, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главной особенностью упражнений, формирующих  речевые навыки, состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания, которому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.

Письменные  тренировочные языковые упражнения.

  1. Ответьте на вопросы в письменной форме.
  2. Поставьте вопросы к предложению, запишите их.
  3. Раскройте скобки в предложении.
  4. Подставьте слова в предложения.
  5. Составьте предложение из набора слов.
  6. Выпишите из текста предложения, иллюстрирующие определённые грамматические явления.
  7. Объедините разрозненные реплики диалога и перепишите их в форме единого, логического текста.
  8. Составьте связный текст из данных предложений.

Наиболее часто  используемое задание – ответить на вопросы в письменной форме. Обычно это вопросы относятся к предыдущему письму Жюли.

Успешное выполнение речевых упражнений свидетельствует  о достаточном усвоении изучаемых  языковых явлений. Они приучают учащихся пользоваться изученным материалом спонтанно, без сосредоточения внимания на его форме. Задания к речевым  упражнениям предусматривают развитие умений логически осмысливать воспринимаемую информацию, критически оценивать события, выделять главное, умение дать личностную оценку, аргументировать свою точку зрения, комментировать, используя элементы оценочного характера.

Надо  отметить, что письменных упражнений в целом немного. Следовательно, проблема разработки письменных упражнений, создание целостной системы таких  упражнений взаимодействующих с  теми или иными устными упражнениями, является в настоящее время весьма важной и актуальной. 
Для обучения письму используются также упражнения двух видов: неспециальные и специальные. Если целью специальных упражнений является развитие умений писать или формирование любого навыка письма, то неспециальные упражнения предполагают, выполнение задания с какой-либо другой целью в письменной форме и поэтому совершенствуют навыки письма попутно. К последним относится большинство домашних заданий, выполняемых письменно и последующим устным воспроизведением. При обучении письму исключаются задания в механическом списывании. С целью активизации мыслительной деятельности учащихся применяются следующие упражнения: упражнение - игра (кроссворды, загадки и т.п.); изготовление объявлений по образцу. Средний этап обучения письму включает как неспециальные упражнения, так и специальные, причем в 5-7-м классах преобладают специальные, а в 8-9-м - неспециальные.  
К специальным упражнениям данного этапа обучения можно отнести следующие:  

5-6-й  классы: 

  • выбрать из списка слова, соответствующие предметным картинкам, записать их под тем номером, что и картинка; 
  • используя картинки, подставить в слова под ними недостающие буквы; 
  • записать слова (5-7) по памяти; 
  • составить предложения (2-3) по образцу; 
  • объединить два предложения в одно; 
  • расширить (сократить) предложения по образцу; 

Сюда же следует  отнести диктанты (слуховой, зрительный, самодиктант, контрольный), а также  изложение и сочинение.  
В 5-м и 6-м классах используется большое количество неспециальных упражнений, представленных, в достаточном количестве в учебниках. Необходимо стараться находить на уроке время сделать 1-2 предложения (письменно) из упражнения, которое дается детям в качестве домашнего задания. Из письменных классных работ чаще других пишутся словарные диктанты, а из творческих - письма французским детям с определенной тематикой (или по выбору учеников). Письменные словарные работы (зачёты) по отдельным параграфам проводятся после фронтального и индивидуального опросов учащихся по изученной в данном уроке лексике, после устной и письменной проработки сложной лексики. Работа может проводиться в виде словарного диктанта, переводного, записи слов на определенные буквы, всех слов (если их не больше 10-12 - по памяти, и т.д.).  
Частота употребления в речи и сложность орфографии являются определяющими критериями при выборе лексики для зачета. Следующий после зачета урок посвящается анализу работ, а домашнее задание - работе над ошибками. 

В учебнике «l’oiseau bleu» делается акцент на обучение написания личного письма. Все задания подобраны поэтапно: начиная с предтекстовыми, потом текстовыми и в конце послетекстовыми. В первом же уроке представлено письмо от французского друга (в приложении упр1). После него следуют вопросы: Что это такое? Как ты догадался? Кто написал это письмо? Кому? Когда? Откуда пришло письмо?  Ученики, имея наглядную модель письма, видят его структуру, логику изложения, содержание. Далее есть картинка с выражениями tout pres de, loin de, pres de в стрелочках – это помогает понять незнакомые ранее выражения без их непосредственного перевода.  Все задания после письма выполняются устно. Далее следует задание с установкой ответить Жюлю на его вопросы из письма. Задание на подготовку детей к ответу на письмо. В конце урока ученик уже должен пересказать письмо своему другу и подумать о том, чтобы он ему написал в ответ. Ученик перефразирует переданную информацию, интерпретирует ее для себя. Такого рода задания способствуют умению развернуть высказывание в логической последовательности.  
Во втором уроке ученикам дается страница из дневника Жюля (в приложении упр3). Незнакомые слова и выражение опять же проиллюстрированы. После следуют вопросы по тексту. В итоге,  ученикам предлагается написать свой собственный рассказ, используя запись из дневника.  В следующем уроке ученики должны написать историю на основе комикса с использованием данных слов и выражений: avoir…ans, aller au restaurant, feter l’anniversaire de Riquet, inviter des amis a son anniversaire, commander un poulet, preparer un plat-surprise. Такие упражнения даются для формирования действий, обеспечивающих развертывание (расширение) письменного высказывания.  
В учебнике представлено много упражнений на основе разных текстов. К примеру, история про Пса, которую ученик должен  закончить сам, расположив предложения из списка в правильном порядке и записать их в тетрадь. Упражнение формирует понятие логики высказывания.  
В седьмом уроке, помимо лично письма, вводятся открытки (в приложении упр 4). Представлены три наглядных варианта. Ученик должен по этим пример дописать незаконченную открытку. Таким образом, ученики знакомятся со структурой написания открыток и формируют навыки ее написания.  
Так же в учебнике есть схемы написания объявлений. Они представлены в виде задания на соотнесения начала фразы с вариативным концом: J’aime (bien)… la musique classique/ le cinema/les animaux. Je recherché…des disque/les acteurs qui ont tourney dans les films policies/des cartes postales. Je recherché un correspondant francais…chanter/regarder les films/collectionner des cartes postales.

Цель курса - научить детей писать личное письмо. К сожалению, в учебники не уделялось внимание структуре письма и его оформлению, поэтому учителем была разработана своя система упражнений на примере писем из учебника. (в приложении упр1 и 2). По итогам курса, ученики должны сами написать письмо для этого была разработана рекомендация по написанию письма (приложение).

Речевые упражнения для обучения написанию  письма.

  1. Определите адресатов названных форм письменного обращения.
  2. Выпишите из письма различные способы выражения благодарности и признательности.
  3. Сгруппируйте речевые формулы из данного списка на выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, окончание письма и т.п.
  4. Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности и т.д.).
  5. Укажите средства обращения к адресату, средства выражения отношения автора и оценки событий, описываемых в письме.
  6. Проанализируйте образцы оформления писем и конвертов, заполните ряд конвертов и листов бумаги для письма.
  7. Составьте письмо по плану, используя образцы ключевых фраз и слов.

 

Приложение

Рекомендации  по написанию личного письма:

  • Оформление письма: справа вверху город и дата (Sevres, le 20 aout 2004), чуть ниже и левее приветствие formule d’appel, с красной строки само письмо и прощание formule de politesse, в конце справа подпись.
  • Разделите текст письма на несколько логических абзацев, каждый из которых начинайте с красной строки.
  • В первом абзаце вам следует поблагодарить за полученное письмо
  • Вы можете также извиниться за то, что не писали раньше
  • Основная часть письма должна быть логичной, разделенной на абзацы. В основной части письма вы должны ответить на все вопросы, и рассказать какие либо новости, касающиеся вас.
  • В заключительной части письма необходимо упомянуть о дальнейших контактах
  • В конце письма на отдельной строке указывается завершающая фраза
  • На следующей строке под завершающей фразой указывается имя автора.

Упр1

Sevres, le 20 aout

Chers amis,

Je m’appelle Julie Bertrand. J’ai onze ans. J’habite a Sevres, c’est une banlieu de Paris, vous connaissez?  
J’ai une petit soeur, elle s’appelle Marie. Elle a neuf ans et demi. Min grand frère s’appelle Pierre, il entre en 3e. 
Nous habitons 14,rue des Bois. Ce n’est pas loin de la Grande Rue.  
Mon pere est garagiste, il repare les voitures. Son garage se trouve tout pres de la maison, c’est commode. Maman travaille a la maison. Elle a beaucoup de choses a faire. 
C’est la rentree bientot. J’ai fini l’ecole primaire. Maintenant, je suis grande. Je vais entrer au college en 6e. 
Cet  ete j’ai commence a ecrire mon journal. Je vais vous envoyer une page de temps en temps. Vous aller connaitre mon pays. Vous aller faire connaissance avec ma famille, avec mes grands-parents: ils habitant en Normandie. Vous allez m’accompanger a l’ecole, avec mes camarades de classe, et en vacances, avec mon chien Touffu.

Информация о работе Обучение письменной речи на среднем этапе