Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа
Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.
В России в конце XVIII - начале XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг. В 1799 г. была издана книга «Екатерина II и ее ближайшее окружение». В ней более 180 силуэтов, выполненные Ф. Сидо. Это портреты вельмож, представителей великосветской знати.
Ф. Антиг - адъютант и первый биограф А.В.Суворова - оставил серию силуэтных портретов выдающихся людей своего времени: деятелей русской культуры, ученых, дипломатов. Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян. И.С. Тургенев в романе «Новь» писал: «И действительно: восемнадцатый век встретил гостей уже в передней, в виде низеньких синеньких ширмочек, оклеенных вырезанными черными силуэтками напудренных дам и кавалеров. С легкой руки Лафатера силуэтки были в большой моде в России в восьмидесятых годах прошлого столетия». Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги.
В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П.Толстой. (1783 - 1873). За свою долгую жизнь Ф.П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ: он медальер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер. В Эрмитаже хранятся 50 силуэтов Ф.П. Толстого, в Государственном Русском музее 20 силуэтов, столько же в Историческом музее Москвы. В молодости ему пришлось выдержать серьезную борьбу с ровесниками, которые возражали против того, чтобы Ф.П. Толстой стал художником профессионалом. Но он все же им стал.
Е.Ф.Юнге, дочь Ф.П.Толстого, тепло вспоминала об отце. Сидя в детской, Толстой вырезал из бумаги для забавы детям лошадок и других животных, занятные сценки. Увлечение Ф.П.Толстого силуэтными вырезками, начавшееся в детстве, осталось у него на всю жизнь.
Одна из важнейших тем в творчестве Ф.П.Толстого - тема Отечественной войны 1812 года. Художник изображает реалистические сцены: «Наполеон у костра», «Гибель Понятовского» (см. Рис.4). Тема моря не случайна в творчестве Толстого: он воспитывался в Морском корпусе. Морю посвящены работы: «Буря на море», «Рыбаки» (см. Рис.5). Толстой любил природу и отобразил ее в своем творчестве: «Жуки, раки и стрекозы» (см. Рис.6).
Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.
В бытовых сценах покоряют незамысловатые сюжеты, теплота, с которой автор передает образы людей из народа (см. Рис.7). Но не только художники-профессионалы занимались искусством аппликации. Народный умелец Капитон-Акакий (по приемному отцу Воробьев) не был профессиональным художником. Родился он в 60-х годах XIX в. в деревне Тепляково. С десяти лет Капитон-Акакий стал вырезать из бумаги церкви и колокольни. До конца жизни отдавал он все свободное время любимому занятию.
Содержание работ Капитона Акакия разнообразно: строение, деревья, птицы, люди, домашние предметы, орнаменты всех стилей, веков и народов. Можно выделить основные вехи в его творчестве: в первом периоде - сложная резьба готических, остроконечных, мир куполов, крестов, дворцов, позднее реалистические силуэты людей, деревенские избы, домашние предметы, декоративные елочки; во втором периоде, совпавшем с годами реакции (1904-1906), - фантастические деревья с необыкновенными зверями и птицами на ветвях, дремучий колдовской мир, от которого веет страхом; в третьем периоде (послеоктябрьском) - монументальные линии строгой гражданской архитектуры и символические фигуры людей. В самих линиях чувствуется что-то несокрушимое, например: обнаженный мускулистый человек стоит на бесформенной скале и высоко над головой держит в своих могучих руках стройный дворец, увенчанный пятиконечной звездой.
В течении многих лет Капитон-Акакий отдавал свои вырезки известному русскому художнику Н.Н. Харламову, который составил несколько альбомов из работ Капитона-Акакия (см. Рис.8, 9).
На рубеже двух веков - XIX и ХХ - искусство силуэта нашло отражение в творчестве таких художников, как М. Добужинский, Д. Митрохин и др. Особенно большой популярностью пользовались вырезки К. Кругликовой. Она создавала картины со сложной композицией, с небольшим количеством фигур и: деталей, например «Париж на кануне войны» (см. Рис.10).
Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е.Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии. Позже с такой же увлеченностью Е.Е.Лебедева передавала свои знания и опыт детям, работая во Дворце пионеров, в Доме народного творчества, в школах и на детской площадке дома, где она жила.
В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландыше с папоротником, липы, ветки черемухи, сирени, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты (см. Рис.11, 12, 13, 14).
Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса (1869-1954). Наследие Матисса разнообразно: рисунки пером, карандашом, углем, кистью; офорты, литографии, гравюры на линолеуме, монотипии; оформление книг. Одни из самых своеобразных произведений Анри Матисса это его вырезки из бумаги, аппликации, или декупажи (в русском языке нет эквивалента французского слова decoupages ) (см. Рис.15). Матисс окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее без предварительного рисунка силуэты. В его вырезках нет и намека на детали. Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явления природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. Более того, цвета могут действовать на чувства тем сильнее, чем они проще.
В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. Матисс утверждал, что ножницы могут приобрести большую чувственность, чем карандаш. Вырезание из бумаги цветные плоскости он перемещал в поисках лучшей композиции на бумаге и укреплял вначале булавками, а затем клеем.
Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных. В этих работах с особой силой проявился декоративный и колористический гений Матисса. Он создал более 200 работ, в том числе несколько монументально-декоративных вырезок.
На протяжении многих веков развивалось декоративное искусство вырезания выцинянок. Без эскизов и набросков народные умельцы вырезали орнаменты, узоры, которые не повторялись. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб: в Белостоцкой округе - одноцветные орнаменты; изысканные и тонкие – в Курпе; яркие и сложные по композиции - в Ловиче (Лович - местечко, расположенное в 70 км к западу от Варшавы). Для ловицкого искусства характерно многоцветье, буйство красок. Несмотря на это, ни один цвет в этой гамме не исчезает и не выделяется.
У выцинянок есть разновидности - выклеянки. Они, как правило, ярких расцветок. Основную форму дополняют различными деталями, создающими многоцветный декор. Часто встречаются выклеянки симметричной формы: фигурки кукол (ляльки), деревца с чечевидными листьями, цацки (игрушки), квятки (цветок). К древнейшим мотивам аппликации относятся так называемые деревца (узоры, очертания которых напоминают разветвленное дерево), человеческие фигурки, петухи, ажурные салфетки с бахромой или окаймленные надрезами, напоминающими острие стрел. В тематических вырезках преобладали узоры, изображающие деревенские свадьбы, праздники, посиделки, работу в поле. В современных выцинянках и выклеянках появились новые мотивы: голубь - символ мира, силуэты Дворца культуры и науки в Варшаве, тракторы, автомобили. Все это органично вошло в содержание народного искусства.
Издавна славились на Ураине, в Белоруссии бумажные узорчатые вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто графические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, хороводы (см. Рис.16). Увлекались этим чаше всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка. Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.
В некоторых республиках РСФСР в Башкирской, Татарской, Мордовской АССР, в союзных республиках Прибалтики - Литовской, Латвийской, Эстонской - аппликации нашли широкое применение в традиционных изделиях из кожи, войлока, тканей.
Яркие, праздничные аппликации - различные композиции декоративных цветов в вазонах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства СССР и на ВДНХ. Сравнительно недавно, в середине XX в., еще в Советском Союзе родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал - засушенные растения, солому, тополиный пух, мох, оболочки от чеснока, репчатого лука и др. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты создают без кисти и красок художники-флористы и как бы в новом виде продолжают вторую жизнь цветов.
Основателем этого нового вида изобразительного искусства является З.А. Мамонтова. Она разработала технологию засушивания растений с сохранением их естественной окраски и формы.
В 1961 году при Московском городском обществе охраны природы была организована секция художников-флористов. Много декоративных панно, превосходных по своему живописному решению, изяществу, богатству красок, создано художниками-флористами З.А. Мамонтовой, З.И. Черномордик, Е.И. Березиной, Ю.М. Унановым, Н. Алексеевским и др. З.И. Черномордик первая начала работать с тополиным пухом И другими растениями-пухоносами.
Надолго остаются в памяти портреты Н.В. Гоголя, С.А. Есенина, Л.Н. Толстого, П. Пикассо, созданные художником Н. Алексеевским, «Васильки» З. Мамонтовой, «Цикламены» Е. Гавриловой, «Ромашки и колокольчики» В. Демидовой.
На многих выставках экспонировались работы Е.И. Березиной. По профессии она инженер-химик, по призванию -художник. Великолепны ее аппликации «Сирень», «Ромашки», «Анютины глазки», «Гвоздика», «Нуждаются в охране», композиции из болотных растений, из тополиного пуха - «Собачка», «Лилии». Ю.М. Унанов по профессии агроном. Он много ездил по заповедным местам каждый раз возвращался с зарисовками, коллекциями трав, злаков. Тогда-то и созрело решение использовать злаки в качестве изобразительного материала. Содержание его картин разнообразно. Великолепны его памятники древнего зодчества: «Кижи», «Дворец царя Ивана Грозного», «Русский терем»; «Цапли», «Аисты», «Орел»; иллюстрации к русским народным сказкам.
В Ростове-на-Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самодеятельных художников из города Трскавца В. Тарановой и А. Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и других городах.
Работы
художников-флористов
Народы с древних времен широко применяли аппликацию для украшения своего быта. Казахи аппликацией украшали войлочные ковры, юрты; татары мягкие кожаные сапоги, конские седла; русские широко использовали аппликацию на ткани. Использовали аппликацию в своих работах и художники. И сегодня встречаются художники-любители, которые без разметки из сложенного в несколько раз листа бумаги вырезают удивительные по красоте узоры, сюжеты со сложной композицией.
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостность, обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий. Аппликация выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, кожу и другие материалы) кусочков того или иного материала различных цветов. Готовое изделие, выполненное таким способом, также называется аппликацией. По своему содержанию аппликации можно подразделять на: предметные, сюжетные, орнаментальные, шрифтовые. Как правило, они выполняются многоцветно или одноцветно (силуэтно).
Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии