Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:38, реферат
Обучение детей чтению является одним из основных вопросов методики обучения в начальной школе. Оно направлено как на разрешение общеобразовательных и воспитательных задач, так и на овладение самим навыком чтения.
Образовательное и воспитательное значение чтения огромно. Однако обследование состояния навыка чтения у учащихся с общим недоразвитием речи, обучающихся в младших классах массовой или специальной речевой школы, показало, что у одних он находится на самом низком этапе усвоения, у других — на более высокой ступени развития, но в том и другом случае можно обнаружить специфические затруднения. Они проявляются как в способе усвоения чтения и характере ошибок, так и в темпе овладения чтением и понимания прочитанного.
Чтение используется и как дополнительное средство коррекции фонетико-фонематической стороны речи учащихся. Так, отработка слова в чтении служит особенно результативным средством овладения его слоговой структурой. Насыщенность текста буквами, обозначающими смешиваемые в произношении звуки, на определенном этапе обучения позволяет использовать чтение для закрепления навыка дифференциации этих звуков и т. п.
Важно постоянно помнить о характерном для учащихся логопедических школ отставании понимания прочитанного слова от понимания слова, воспринятого на слух. В связи с этим целесообразно, чтобы формулировки вопросов и заданий учителя включали в себя как можно меньше слов из текста, были связаны с текстом не по форме, а по содержанию. Тем самым ученик мобилизуется на максимальное осмысление именно читаемого, а не воспринятого на слух; исключается формальное выполнение заданий и выполнение их по догадке.
Большую роль играет воспитание у детей активного отношения к читаемому материалу как к источнику речевого развития. Учащиеся логопедической школы должны научиться не только правильно воспринимать содержание текста, но и обращаться к тексту для того, чтобы почерпнуть из него определенные лексико-грамматические формы, речевые образцы и т. д. Поэтому необходимо приучать детей осмысленно вчитываться в каждое слово и даже в послебукварный период требовать подробного пересказа по ходу чтения, одновременно преодолевая тенденцию учащихся к дословному запоминанию прочитанного.
Список литературы