Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 07:52, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать урок как основную форму обучения математике в начальной школе.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
показать психологические новообразования младших школьников;
проанализировать особенности школьной адаптации первоклассников;
дать понятие урока как формы обучения;
раскрыть возможности самостоятельной работы учеников на уроке математики;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..5
1.1 Младший школьный возраст и его психологические новообразования…………………………………………………………5
1.2 Сущность урока математики …………………………………………….9
1.3 Самостоятельная работа на уроке математики…………………………14
ГЛАВА II. ТИПЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..5
1.2 Сущность урока математики …………………………………………….9
1.3 Самостоятельная работа на уроке математики…………………………14
ГЛАВА II. ТИПЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Приложение 2. Урок математики в первом классе по теме «Закрепление состава числа 10» с использованием элементов методики развивающего обучения
ВВЕДЕНИЕ
Курс математики начальной школы принято рассматривать как органическую часть общего математического образования. Поэтому прежде чем обсуждать вопрос, как обучать математике младших школьников, необходимо выяснить, зачем надо учить математике в школе и в частности в начальной школе. Поиск ответа на вопрос «зачем?» может, по крайней мере, идти в двух направлениях: каково значение математического образования для общества в целом, и каково его значение для каждого человека в отдельности.
И.В.Шадрина пишет: «Социальная значимость математического образования достаточно очевидна. Математика во все времена имела бесспорное культурное и практическое значение, ее роль в научном, техническом и экономическом развитии не может быть подвергнута сомнению. Значит, для полноценного функционирования современного общества математическое знание как непреходящая ценность должно передаваться следующим поколениям.
С другой стороны, «математическое образование есть благо, на которое имеет право каждое человеческое существо» [23, с. 4]. В чем же состоит это благо?
Во-первых, изучение математики формирует культуру мышления, которая нужна человеку независимо ни от его будущей профессии, ни от иных значимых социальных характеристик. Изучение математики является незаменимым средством, способствующим развитию когнитивных свойств личности, таких качеств мышления, как точность и обстоятельность аргументации, умения выделять те и только те стороны наблюдаемых явлений, которые принципиальны для существа дела, что дает возможность исследовать и осмысливать задачи, возникающие в различных областях человеческой деятельности.
Во-вторых, изучение математики формирует такие качества личности, как стремление к истине, интеллектуальную честность, настойчивость в достижении цели, способность сосредотачиваться, умение преодолевать трудности. То есть усвоение математики играет очень важную роль не только в развитии интеллекта, но и в формировании характера. В то же время, интеллектуальные достижения, неизбежные в процессе изучения математики, приносят удовлетворение и гордость, способствуют уверенности в себе, осознанию собственной самоценности. Все это возможно, только если освоение математики проходит успешно. Таким образом, задача методики найти такие пути обучения, при которых все учащиеся успешно и с увлечением постигают математику, познают свои способности, которые, как правило, достаточно велики.
Познавательная деятельность детей младшего школьного возраста в области математики может быть организована двумя способами: либо как деятельность по усвоению «готового» знания, либо как деятельность по «открытию» нового знания самим ребенком. В первом случае процесс обучения обеспечивает, главным образом, овладение умением производить вычисления и решать текстовые задачи определенных видов, а также минимумом обязательных знаний для того, чтобы продолжить обучение в основной школе. Иными словами, обеспечивает достижение прагматической и специальной целей обучения [25, с. 19].
Во втором случае в процессе изучения математики ребенок овладевает некоторыми навыками самостоятельного мышления, целым спектром познавательных действий и операций: перцептивных, мнемических, интеллектуальных. В этом случае обучение математике направлено на ознакомление учащихся с математическим методом познания, на развитие их когнитивной сферы. При этом математические знания возникают как необходимый итог собственного поиска, что ведет к пониманию изучаемого и успешности применения полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.
Основной формой организации учебной работы по математике, как и по другим предметам, является урок.
На уроках математики в комплексе решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Урок математики в начальной школе имеет следующие особенности, которые, в свою очередь, обусловлены, прежде всего, особенностями самого учебного предмета. Начальный курс математики построен так, что одновременно с изучением арифметического материала включаются элементы алгебры и геометрии. Следовательно, на одном уроке очень часто рассматривается, кроме арифметического материала, алгебраический и геометрический. Другой особенностью начального курса математики является рассмотрение во взаимосвязи теоретических и практических вопросов. Поэтому на каждом уроке математики работа над усвоением знаний идет одновременно с выработкой умений и навыков.
Специфика уроков математики обусловливается также особенностями усвоения детьми математического материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств, методов обучения, разнообразия видов деятельности учащихся в течение урока.
Объект исследования - преподавание математики.
Предмет исследования - урок математики в начальных классах.
Цель исследования: проанализировать урок как основную форму обучения математике в начальной школе.
Задачи исследования:
ГЛАВА I.
Дадим характеристику младшего школьного возраста как особого периода в развитии ребенка.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику, Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем над вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач.
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
В класс приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания [16, с.252-253].
Изменение условий жизни и деятельности ребенка 6-7 лет при поступлении в школу по сути своей является стрессом. К новой бытности первокласснику надо адаптироваться. На наш взгляд, учителю начальных классов важно создать такую организацию процесса обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившееся у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником, часто мотивированная внешней атрибутикой предстоящих изменений). Личностно ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности малыша в новых жизненных условиях, снижает риск дезадаптации первоклассников, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем.
В научной литературе сформулированы общие условия, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся: создание материально-технического обеспечения пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Г.А. Цукерман); учет индивидуально-личностных качеств учеников. Теории известно многое. В то же время известный американский педагог и психолог У. Глас-сер обследовал жизнь ребенка до школы и в течение первых лет обучения и утверждает, что «основной бич школы -- проблема неудачников». Если в дошкольном детстве ребенок чувствует себя достаточно приспособленным к окружающему миру, так как имеет соответствующие его возрасту знания о нем, оптимистично и радостно смотрит в будущее, то, придя в школу, он часто получает клеймо неудачника. По мере накопления неудач, неудовлетворения и ощущения беспомощности, появляющихся в школьной жизни, оптимистичные и светлые надежды субъекта рушатся. Состояние же комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения -- условие ее успешности [18, с. 49].
С точки зрения психологов, комфорт -- это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимизации его взаимодействия с внутренней средой [3, с. 27]. Педагоги же считают комфорт качественной характеристикой организации внутри- школьной среды и образовательной деятельности школьника в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, согласованности в общении с учителем и сверстниками. При отсутствии позитивных личностных контактов первоклассник не просто оказывается в дискомфортном состоянии, он буквально перестает понимать обращенные к нему просьбы, слова учителя, исключает себя из учебного процесса, испытывает отрицательные эмоции, блокирует познавательную активность. Если же ситуативные эмоции неприятия становятся частым спутником первоклассника, то у него формируется стойкая дезаптация к школьной жизни вообще.
Таким образом, в большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. В случае успешной адаптации к школе ведущей деятельностью младшего школьника постепенно становится учебная, пришедшая на смену игровой. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, математику, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.