Общая характеристика современных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: дать характеристику современным образовательным технологиям и показать применение данных технологий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Обозначить различные подходы к сущности понятия «образовательная технология» в зарубежной и отечественной литературе;
2. Охарактеризовать состав, структуру образовательных технологий;
3. Проанализировать различные подходы к классификации современных образовательных технологий;
4. Показать применение технологии проблемного обучения на уроках истории;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании
Понятие образовательной технологии ………………………………….5
Состав и структура образовательной технологии……………………..9
Классификация образовательных технологий ………..………………..13
Глава 2. Общая характеристика современных технологий
2.1.Технология проблемного обучения…………..………………………….…18
2.2. Технология проектного обучения ……………………………………….. 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы по применение современных образовательных технологий на уроках истории в старших классах………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 639.93 Кб (Скачать файл)

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую  эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время  она становится интегрированным  компонентом вполне разработанной  и структурированной системы  образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять  полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или  критического мышления). “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или  проблемы для разрешения, или где  нет затруднения, которое нужно  преодолеть, поток мыслей идет наобум…  Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления” [4,c.245].

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно  с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [4].

Чтобы понять сущность данного  метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. буквально — брошенный вперед) — 1) совокупность документов, расчетов, чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия, 2) предварительный текст какого-либо документа (например, договора), 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта. Под методом понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод проектов — это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работ. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами [9].

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки [23]:

  • по количеству учащихся проекты могут быть индивидуальными и групповыми;
  • по содержанию бывают монопредметными и межпредметными;
  • по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты;
  • по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты (Приложение 3).

В курсе истории метод  проектов может использоваться в  рамках программного материала практически  на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и  усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной  работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих  рекомендаций:

•   Во-первых, поскольку  проектная работа дает возможность  учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

•   Во-вторых, проектные  работы являются главным образом  открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В  процессе выполнения проектных заданий  можно вводить и некоторый  дополнительный материал.

•   В-третьих, большинство  проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально  творческим, если он выполняется в  группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Проходя педагогическую практику на 4 курсе, в качестве учителя истории 6 класса, я предложил ученика  следующий проект: «Люди в эпоху  средневековья». Основной проблемный вопрос - кому легко жилось в средние  века? Исходя из этой проблемы, определяются основные учебные задачи проекта: детальное  изучение повседневной жизни людей  средневековья, определение прав и  обязанностей основных сословий, сравнение  их образа жизни с современными, знакомство с традициями, которые  сохраняются и сейчас, но в измененном виде, повторение и систематизация уже изученного материала. Формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий. В данном проекте также прослеживаются межпредметные связи, прежде всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы. 

Первый этап подготовки –  это знакомство обучающихся с  проблемами проекта, методами и приемами его осуществления, сроками демонстрации результата.

В ходе следующего этапа  работы школьники делятся на группы по числу рассматриваемых слоев  населения средневековой Европы (рыцарство, духовенство, горожане, крестьяне). Затем я проводил консультации с  учащимися, которые приступают к  сбору информации, обобщению и  анализу фактов. Моя помощь заключалась  в определении круга источников, литературы, иллюстративного материала.

Следующим этапом становится создание презентации в каждой из групп. Данная работа для учеников шестого  класса наиболее интересна, так как  их деятельность будет направлена на освоение компьютерной программы и  работу с Интернетом.  Решение  этой проблемы учеников увлекает тем, что они выходят за рамки учебника. Они узнают, например, о том, какие продукты употреблял в пищу средневековый человек, где они жил, какую одежду носил, какие праздники отмечал, какие развлечения для него были привлекательны.  При этом ученики самостоятельно находят иллюстрации фактов, которые обнаружили, проводя свое исследование.

Заключительный этап проходит в виде защиты презентации. Каждая группа представляет результат своей работы, защищает свой вывод, отвечает на вопросы. Все ученики класса  имеют возможность  высказаться, задать вопрос и получить ответ на него. Далее проходит обсуждение основного вопроса проекта «Кому  легко жилось в средние века?»  и подведение итогов работы.

В заключение проводится рефлексия  в форме письменного задания  – высказать свою точку зрения по первоначальному проблемному  вопросу: «Кому легко жилось в  средние века?». Выбор ответа на практике оказывается неоднозначным, мнения расходятся. Но именно эта неоднозначность  и является необходимой в этом проекте. Каждый ответ – это своя точка зрения. Для формулировки окончательного мнения необходимо аргументировать  свой выбор, что активизирует мыслительную деятельность, учит анализу полученной информации. Еще одно задание по итогам проекта носит творческий характер. Учащимся предлагается нарисовать свои ассоциации с понятием средние века. Затем проводится выставка рисунков под условным названием «Мое представление о средних веках». К определению результатов конкурса можно привлечь не только участников проекта, но также экспертов в лице других учеников и учителей. 

   Таким образом,  проектная технология создает  условия для творческой, самостоятельной деятельности учащихся, побуждает ребят проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и обще учебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.

 

 

2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы  по применение современных образовательных технологий на уроках истории в старших классах.

С целью выяснения отношения  студентов к применению современных  образовательных технологий на уроках истории было проведено анкетирование. В  анкетировании принимали участие  20 студентов 5 курса Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова.

В процессе  анкетирования  использовались  методы диагностики:

    • наблюдение,
    • уточняющие собеседования,
    • анализ результатов учебной деятельности учащихся,
    • обобщение независимых характеристик.

 

Студентам, участвующим в анкетировании, была предложена специально разработанная анкета, состоящая из 5 вопросов  с вариантами ответов на них (Приложение 4).

Проанализировав ответы студентов на вопросы предложенной анкеты  и, проведя уточняющее собеседование, можно сделать следующие выводы: большинство студентов – практикантов, считают, что использование современных образовательных технологий влияет на уровень подготовки  учащихся.   Ответы распределились следующим образом:

Однако ограниченное число  студентов - практикантов на своих занятиях использовало современные образовательные технологии – 20% (4 человека) из числа опрошенных

 Из приведенной диаграммы  видно, что значительная часть студентов (30% - 6 чел.)  относится к данным технологиям довольно настороженно, считая их недостаточно эффективными в профессиональной подготовке учащихся, поскольку, по их мнению, данные технологии  представляют из себя игру, развлечение, напрямую не  связанную с решением задач  профессионального обучения.

На вопрос, о том, как  учащиеся относятся к использованию на занятиях современных образовательных технологий, утверждали, что им нравились занятия, проходящие  с использованием современных образовательных технологий, это было интересно и помогало лучше усваивать материал, однако требовало от них некоторых усилий. Использование таких технологий требует так же и дополнительных усилий  и от педагога при подготовке к занятиям, побуждает его к постоянному творчеству, совершенствованию,  тем  самым  способствует его профессиональному и личностному развитию. Результаты распределились следующим образом:

Среди  перечня современных  образовательных технологий студенты-практиканты, считают наиболее эффективными на уроках истории технологию проблемного обучения и технологию модульного обучения. Однако, использование данных технологий, отмечали респонденты, требует   дополнительных усилий  при подготовке к занятиям.

Таким образом, можно сделать  вывод, что использование современных образовательных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. Они создают основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива, например, исторического материала, при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса, У учащихся, в свою очередь формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.

 

 

 

 

 

Заключение

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в  самореализации, успешной деятельности в быстро меняющемся мире.

В этих условиях учителю, руководителю технологу учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В ходе проведенного историко-педагогического  исследования были решены следующие задачи:

  • Проанализированы различные подходы к пониманию сущности термина «образовательная технология» в отечественной и зарубежной практике. И сделан вывод, что образовательная технология - структурированная конкретной задачей образовательной системы и определяемая возможностями ее  объектов последовательность действий исполнителей по решению поставленной задачи и соотнесенная с ней деятельность остальных объектов системы.
  • Рассмотрел состав и структуру образовательной технологии по Л.В. Зевиной, В.Г. Гузеева, Г.П. Петровского;  выделил 3 уровня употребления термина «образовательная технология»:   общепедагогический, частнометодический и  локальном уровнях.  Отметил также, что в данном термине так же необходимо  выделить два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение.
  • Показал различные подходы к классификации образовательных технологий по Г.К. Селевко, О.Б. Епишевой, М.В. Кларину, Г.В. Левитесу.
  • Дал общую характеристику технологии проблемного обучения и показал методику применения данной технологии на уроках истории
  • Также охарактеризовал технологию проектного обучения и показал методику применения данной технологии на уроках истории
  • Проанализировал результаты констатирующего этапа экспериментальной работы  по применение современных образовательных технологий на уроках истории в старших классах и сделал вывод о том, что ограниченное число студентов-практикантов (20%) применяли на своих уроках современные образовательные технологии; 30% считают их  недостаточно эффективными в профессиональной подготовке учащихся, поскольку, по их мнению, данные технологии  представляют из себя игру, развлечение, напрямую не  связанную с решением задач профессионального обучения. Однако те студенты-практиканты, которые внедрили данные технологии  отмечали их преимущество перед традиционным обучением, отмечали. что детям нравились занятия, проходящие  с исполь<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial

Информация о работе Общая характеристика современных технологий