Общение, как основная сфера жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 10:22, реферат

Краткое описание

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие общения, его цели и сущность 4
2. Виды общения 6
3. Общение, как основная сфера жизнедеятельности 9
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ПДО.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

  1. Понятие общения, его цели и сущность                                                   4
  2. Виды общения                                                                                             6
  3. Общение, как основная сфера жизнедеятельности                                 9

Список использованной литературы                                                                12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает психология.

Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Тема общения как взаимодействия является актуальной, так как является еще не до конца изученной. Этому вопросу посвящено множество научных трудов, но ученым, все же, не удалось до конца постичь все тайны общения как взаимодействия.

 

 

  1. Понятие общения, его цели и сущность.

 

Общение - это психологическая категория.

Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему.

Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека.

Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают.

Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и персептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Из обилия трактовок общения можно выделить главные:

1) общение – вид самостоятельной  человеческой деятельности;

2) общение может входить в  иную деятельность в статусе  ее структурных элементов;

3) общение – одна из форм взаимодействия.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

• оказание помощи другому человеку;

• получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение других (другого) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению.

Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний,   согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника,  и многое другое.

 

2. Виды общения

 

Существуют различные виды общения, призванные сделать его эффективным в различных ситуациях взаимодействия людей друг с другом.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Общение различается по видам:

- Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

- Непосредственное - общение “лицом  к лицу”, при контакте визуальном. Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда  предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт - аттестуемый”,

- Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.

- Диалогическое общение - общение  между двумя людьми.

- Групповое - общение в группе  людей

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).

Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач. При этом общение может быть ориентировано на решение, как профессиональных задач, так и сугубо личных, оно может осуществляться как в различных сферах жизни и деятельности человека, так и в различных формах. Сложность общения как социально-психологического процесса взаимодействия между людьми позволяет выделить несколько его видов:

     1. По содержанию выделяют  деловое и личностное общение. Деловое общение – часть какой-либо  совместной продуктивной деятельности  людей, которая служит средством  повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является то, чем заняты люди, а не проблемы, затрагивающие внутренний мир. Такое общение формирует и развивает способности, организаторские качества личности, служит средством приобретения знаний и навыков. Личностное общение сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность. Такое общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, привычки, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни.

    2. По форме выделяют вербальное и невербальное общение. На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Главные Фомы невербальных знаковых систем: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

При характеристике психологических целей общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:

    • «Контакт масок»;
    • примитивное общение;
    • формально ролевое общение;
    • деловое общение;
    • духовное общение;
    • манипулятивное общение;
    • светское общение.

 

  1. Общение, как основная сфера жизнедеятельности.

 

Жизнедеятельность - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

Сложившаяся жизнедеятельность обычно устанавливает состояние относительного равновесия между человеком, группой, коллективом и средой (X.Й. Лийметс).

Содержательно жизнедеятельность может включать в себя ряд сфер:

-   общение (в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми);

-    познание (активность направлена на познание окружающего мира);

-   предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды);

- духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей); спорт (где реализуется функционально-органическая активность);

-   игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

В зависимости от типа та или иная из выделенных сфер может быть содержательной основой ее жизнедеятельности (познание - в школе, познание и предметно-практическая деятельность - в ПТУ и т.д.), ее компонентом (предметно-практическая деятельность - в школе, в летнем лагере) или фоном жизнедеятельности (общение, спорт, игра в любой организации).

Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.

Информация о работе Общение, как основная сфера жизнедеятельности