Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в результате общения педагога с детьми.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и развитию общения у детей.
2. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
4. В процессе общения педагога с детьми раннего возраста сформировать культурно-гигиенические навыки.
5. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
§ 1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.
§ 1.2. Программное содержание педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
§ 1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Глава II. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников второй младшей группы.
§ 2.1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.
Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.
§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.
Глава III. Общение педагога с детьми в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская  академия постдипломного педагогического образования

Институт  детства

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа:

 

Тема: « Общение педагога с детьми, как условие развития культурно-   гигиенических навыков у детей раннего возраста».

 

 

 

 

 

Слушательница курса: Фомина Наталья Юрьевна

 

Научный руководитель: Смирнова Ирина Анатольевна

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург 2013 г.

Содержание:

Введение.

Глава I. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

§ 1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.

§ 1.2. Программное содержание педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

§ 1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Глава II. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников второй младшей группы.

§ 2.1. Задачи  и содержание формирующего эксперимента.

Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.

§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.

Глава III. Общение педагога с детьми в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Культурно-гигиенические  навыки в основном формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также навыки общения детей друг с другом и с взрослыми.

Ранний дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание у детей  навыков личной гигиены играет важнейшую  роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с  детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и умения совершенствовались.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать  определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений и в правильном его выполнении.

Как ни важны навыки, не следует забывать о том что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём, и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда должны их соблюдать, быть аккуратными, опрятными внешне, соблюдать гигиену и т.п. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов:  общения педагога с детьми, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Урунтаева Г.А. считает: «Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия».[14]

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Воспитание у детей  навыков личной и общественной гигиены  играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых  гигиенических правил и норм поведения  зависит не только их здоровье, но и  здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье». Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно–гигиенических навыков. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических  навыков детей занимались такие  отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать общение педагога с детьми так, чтобы оно максимально способствовало этому процессу. Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».[2]

  Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А.С.Макаренко.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к  тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены  на протяжении периода дошкольного  детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском  саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе общения педагог сообщает детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр» и «Федорино горе». Общаясь с детьми, воспитатель может использовать художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений, волшебное воздействие оказывают на детей юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела». На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Крупская Н. К. вскрыла социальную сущность игры, показала, что: «...игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего». Это означает, что культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой, они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» - считает Г.А. Урунтаева.[14]

Перед нами стоит проблема организации общения педагога с детьми так, чтобы наиболее эффективно формировать культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста в ДОУ.

Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Предметом исследования – Общение педагога с детьми как условие формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Цель данной работы: изучить  формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в результате общения педагога с детьми.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  источники по проблеме формирования  культурно-гигиенических навыков и развитию общения у детей.

2. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.

4. В процессе общения педагога с детьми раннего возраста сформировать культурно-гигиенические навыки.

5. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Гипотеза исследования: овладение детьми раннего возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря доброжелательному общению педагога с детьми, способствующему поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.

В первые годы жизни решающая роль в обеспечении психического развития детей принадлежит взрослым. Они являются для ребенка носителями общечеловеческого опыта. Все социальные качества развивающейся личности ребенка складываются только в процессе его взаимодействия с окружающими. Общение со взрослыми служит единственно возможным контекстом, в котором малыш постигает и «присваивает» богатства человеческой культуры, духовно развивается. По мере обогащения душевной жизни ребенка, расширения его связи с миром, развития его способностей, значение общения не ослабевает, его содержание становится все более сложным и глубоким, стимулирует дальнейшее психическое развитие.

Обязательное условие  нормального развития ребенка –  его активное общение. Процесс общения  способствует формированию речевой  активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и  другие особенности детей. Таким  образом, умение общаться, устанавливать  дружеские, конструктивные отношения необходимы не только взрослому, но и ребёнку.

Информация о работе Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста