Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:35, дипломная работа
Цель данной работы: изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в результате общения педагога с детьми.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и развитию общения у детей.
2. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
4. В процессе общения педагога с детьми раннего возраста сформировать культурно-гигиенические навыки.
5. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Введение.
Глава I. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
§ 1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.
§ 1.2. Программное содержание педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
§ 1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Глава II. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников второй младшей группы.
§ 2.1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.
Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.
§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.
Глава III. Общение педагога с детьми в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.
Заключение.
Список использованной литературы.
По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Ребенок старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом, он не в состоянии пока заменить игровое действие словами. Чтобы ускорить формирование культурно – гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребенку: « Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно – гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно – гигиенических навыков.
Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфельки и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно–гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к жизни людей, к труду людей. Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Подчеркивая роль трудового воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично, в этом возрасте формируются элементы самосознания. У малыша повышается уровень самостоятельности и инициативности в разных видах самообслуживания. Он понимает, что хорошо и что плохо, осваивает элементарные способы поведения и обращения со сверстниками и взрослыми. У ребенка значительно возрастает потребность в общении, развивается способность устанавливать деловые контакты со взрослыми, в процессе которых малыш легко обучается трудовым действиям. Малыш любит «похвастаться» своими достижениями и умениями, в этом проявляется его стремление к признанию и одобрению. У ребенка постепенно формируется потребность в самоутверждении, появляются чувства гордости и стыда. Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей, у маленьких детей он связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.п.). Следует понимать, что малыш не просто должен механически усвоить эти навыки, они должны войти у него в привычку. В процессе формирования этих навыков обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движений, формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, аккуратность, опрятность и пр. Учитывая возрастные особенности детей 2-3 лет необходимо применять такие приемы, которые позволяют сделать работу с малышом эмоциональной, интересной и результативной.
Ребенок 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно – гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения дети еще не могут. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому расширяется круг культурно–гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура.
Культурно–гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Постепенно культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.
Воспитание культурно-
Обязательным условием формирования
гигиенических навыков у детей,
воспитания привычки к здоровому
образу жизни является высокая санитарная
культура персонала дошкольного
учреждения. Где должны быть созданы
необходимые условия для
Следующее условие, необходимое
для успешного гигиенического воспитания
– единство требований со стороны
взрослых. Ребенок приобретает
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное. Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у ребёнка уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие, малыш считает что взрослые «мешают» ему интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить ребёнка с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения, а в индивидуальных беседах с родителями рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.
Глава 2. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников 2 младшей группы.
2.1. Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.
Важной задачей в работе с детьми 2 младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.
В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Задачи экспериментальной части исследования:
1. Изучить сформированность культурно-гигиенических навыков при поступлении в ГБДОУ №29.
2. Разработать мероприятия
по формированию культурно-
3. Проверить эффективность разработанных мероприятий.
4. Оценить культурно-
Разработана программа исследования (Таблица №1).
Таблица №1.
Сроки исследования |
Этап исследования |
Цель исследования |
сентябрь |
констатирующий |
Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков на момент поступления в ДОУ. |
октябрь – апрель |
формирующий |
Разработать программу мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков в течении года. |
май |
контрольный |
Проверка эффективности
разработанной программы по формированию
культурно-гигиенических |
База исследования: воспитанники 2 младшей группы ГБДОУ № 29 Кировского района г.Санкт-Петербурга. Количество детей в группе 20, для исследования возьмём группу детей в количестве 10 человек.
Исследовались следующие навыки:
-навыки культуры еды и поведения за столом;
-навыки самообслуживания (одевание и раздевание);
-навык пользования носовым платком.
Выявление уровня сформированности
культурно-гигиенических
Констатирующий этап.
Диагностика детей при поступлении в ДОУ, данные зафиксированы в таблице 2 (Приложение 3).
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
Навыки культуры еды включают умение:
1. Держать ложку;
2. Не крошить хлеб;
3. Не разговаривать за столом;
4. Благодарить;
5. Пользоваться салфеткой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают: умение:
Навык сформированности пользования носовым платком:
1. Достать платок из кармана;
2. Развернуть;
3. Использовать по назначению;
4. Свернуть;
5. Убрать в карман.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получает в (высокий) балл.
Действие, выполненное с небольшими неточностями и с помощью взрослого – с (средний) балл.
Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый) н (низкий) балл.
Уровни сформированности
культурно-гигиенических
Высокий уровень (32-46 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (16-31 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;
Низкий уровень (0-15 баллов) - один и более навыков не сформирован.
Диагностика навыка мытья рук и умывания у детей 2 младшей группы:
Так, закатать рукава полностью могут двое детей (в-20%), двое детей (с-20%) пытаются закатывать рукава, но справляются только с помощью взрослого. Шесть человек (н-60%) не могут закатать рукава.
Смочить руки водой сами могут трое детей (в-30%),пять человек (с-50%) справляются не полностью, и двое детей (н-20%) не могут сами смочить руки водой.
Берёт мыло и намыливает до появления пены только один ребёнок (в-10%), пятеро детей (с-50%) берут мыло, но не могут хорошо намылить руки, четверо детей (н-40%) не могут взять мыло и намылить руки.
Моют руки самостоятельно двое детей (в-20%), четверо детей (с-40%) не очень хорошо моют руки и четверо детей (н-40%) не могут сами мыть руки.
Трое детей (в-30%) хорошо смывают мыло с рук, четверо детей (с-40%) смывают мыло не достаточно хорошо, трое детей (н-30%) не могут смыть мыло с рук.