Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических действий, определить основное назначение классификации, как способа систематизации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
В среднем у детей средний уровень развития операции классификации, однако этот уровень ближе к низкому. Дети, в основном правильно выбирают лишний предмет на картинках, но им трудно вербализовать свое решение, дети не могут найти обобщающее слово. Часто дети объясняли свой выбор несущественными признаками (в портфель можно что-то положить, телевизор показывает кино т.п.).
Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации по методике «Четвертый лишний».
По соотносительным результатам выяснилось, что у большинства детей младшего школьного возраста с ОВЗ мыслительная операция классификации развита на среднем уровне, у довольно большой части детей (42%) операция классификация развита на низком уровне, дети не могут разделить и объединить объекты по какому-либо признаку либо не могут назвать этот признак. Только двое детей оказались способными правильно исключить лишнее и обобщить объекты по существенному признаку.
Результаты по методике «Классификация по заданному принципу» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты по методике «Классификация по заданному принципу»
№ |
Имя |
Баллы |
Уровень |
1. |
Виктор Н. |
1 |
Низкий |
2. |
Лилия А. |
2 |
Средний |
3. |
Миша О. |
1 |
Низкий |
4. |
Юлия Т. |
1 |
Низкий |
5. |
Павел Р. |
2 |
Средний |
6. |
Денис Д. |
1 |
Низкий |
7. |
Роман Ш. |
2 |
Средний |
8. |
Яна В. |
1 |
Низкий |
9. |
Дима Г. |
1 |
Низкий |
10. |
Саша П. |
2 |
Средний |
11. |
Нина В. |
3 |
Высокий |
12. |
Слава К. |
2 |
Средний |
13. |
Ира Д. |
2 |
Средний |
14. |
Леня К. |
2 |
Средний |
15. |
Анна Б. |
2 |
Средний |
16. |
Валера С. |
2 |
Средний |
17. |
Костя И. |
1 |
Низкий |
18. |
Кирилл О. |
1 |
Низкий |
19. |
Настя К. |
1 |
Низкий |
20. |
Тимур В. |
2 |
Средний |
21. |
Инна П. |
3 |
Высокий |
22. |
Игорь Т. |
1 |
Низкий |
23. |
Андрей К. |
1 |
Низкий |
24. |
Юрий Я. |
2 |
Средний |
Хср. |
1,65 |
Средний |
По результатам методики диагностики классификации по заданному принципу можно сказать, что дети недостаточно владеют данной операцией. В среднем, из пяти групп дети делают ошибки более чем в двух группах: стол, тарелку – относят к игрушкам, пирамиду, машинку – к мебели.
Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации по заданному признаку представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации по заданному признаку.
По соотносительным результатам выяснилось, что у большинства детей младшего школьного возраста с ОВЗ мыслительная операция классификации по заданному признаку развита на низком или среднем уровне, то есть дети делают ошибки в двух и более группах при классификации, не могут назвать обобщающего слова. Только двое детей правильно разложили группы.
Результаты по тесту «Невербальная классификация» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты по методике «Невербальная классификация»
№ |
Имя |
Кол-во ошибок |
Уровень |
1. |
Виктор Н. |
8 |
Низкий |
2. |
Лилия А. |
5 |
Средний |
3. |
Миша О. |
7 |
Низкий |
4. |
Юлия Т. |
6 |
Низкий |
5. |
Павел Р. |
4 |
Средний |
6. |
Денис Д. |
6 |
Низкий |
7. |
Роман Ш. |
3 |
Высокий |
8. |
Яна В. |
5 |
Средний |
9. |
Дима Г. |
7 |
Низкий |
10. |
Саша П. |
4 |
Средний |
11. |
Нина В. |
2 |
Высокий |
12. |
Слава К. |
5 |
Средний |
13. |
Ира Д. |
6 |
Низкий |
14. |
Леня К. |
5 |
Средний |
15. |
Анна Б. |
7 |
Низкий |
16. |
Валера С. |
4 |
Средний |
17. |
Костя И. |
7 |
Низкий |
18. |
Кирилл О. |
6 |
Низкий |
19. |
Настя К. |
6 |
Низкий |
20. |
Тимур В. |
4 |
Средний |
21. |
Инна П. |
1 |
Высокий |
22. |
Игорь Т. |
5 |
Средний |
23. |
Андрей К. |
7 |
Низкий |
24. |
Юрий Я. |
3 |
Средний |
Хср. |
5,2 |
Средний |
По результатам диагностики можно сказать, что невербальная классификация у детей развита недостаточно. В среднем дети делают по 5 ошибок, причем количество ошибок у них не снижается в процессе выполнения задания. Часто дети хаотично раскладывают картинки, не могут объяснить принцип, по которому разделяют картинки.
Соотношение детей с разным уровнем развития невербальной классификации представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Соотношение детей с разным уровнем развития невербальной классификации.
По соотносительным результатам выяснилось, что у большинства детей младшего школьного возраста с ОВЗ невербальная классификация развита на низком уровне, детям трудно уловить принцип и основание классификации. Только трое ребят сумели найти принцип классификации и выполнить задание правильно.
Результаты по методике «Исключение слов» на вербальном материале представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты по методике «Исключение слов»
№ |
Имя |
Средний балл |
Уровень |
1. |
Виктор Н. |
0,7 |
Низкий |
2. |
Лилия А. |
1,6 |
Низкий |
3. |
Миша О. |
1,1 |
Низкий |
4. |
Юлия Т. |
1,3 |
Низкий |
5. |
Павел Р. |
2,6 |
Средний |
6. |
Денис Д. |
1,1 |
Низкий |
7. |
Роман Ш. |
2,7 |
Средний |
8. |
Яна В. |
2,1 |
Низкий |
9. |
Дима Г. |
0,8 |
Низкий |
10. |
Саша П. |
2,4 |
Низкий |
11. |
Нина В. |
3,1 |
Средний |
12. |
Слава К. |
2,1 |
Низкий |
13. |
Ира Д. |
1,7 |
Низкий |
14. |
Леня К. |
1,9 |
Низкий |
15. |
Анна Б. |
0,8 |
Низкий |
16. |
Валера С. |
2,8 |
Средний |
17. |
Костя И. |
1,2 |
Низкий |
18. |
Кирилл О. |
1,1 |
Низкий |
19. |
Настя К. |
0,9 |
Низкий |
20. |
Тимур В. |
2,7 |
Средний |
21. |
Инна П. |
3,3 |
Средний |
22. |
Игорь Т. |
2,4 |
Низкий |
23. |
Андрей К. |
1,1 |
Низкий |
24. |
Юрий Я. |
2,8 |
Средний |
Хср. |
1,9 |
Низкий |
По результатам исследования выяснилось, что дети в среднем могут дать только описательную характеристику родового понятия для обозначения объединяемых в одну группу слов и для лишнего слова и чаще всего только с помощью исследователя, с наводящими вопросами.
Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации по методике «Исключение слов» на вербальном материале представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации на вербальном материале.
По соотносительным результатам выяснилось, что у большинства детей младшего школьного возраста с ОВЗ операция классификации на вербальном материале развита на низком уровне, дети часто не могут определить родовое понятие, или дают его описательную характеристику. Классификация по вербальному материалу дается детям труднее, чем по предметному, это может быть связано с тем, что у детей доминирует наглядно-образный тип мышления над словесно – логическим.
Диагностика логической операции классификации у младших школьников с ОВЗ показала, что она недостаточно развита. Детям трудно найти признак классификации, вербализовать его, дети часто делают ошибки даже при классификации по двум группам, не могут объяснить принцип, по которому разделяют картинки, особенно трудно детям дается классификация по вербальному материалу, что может быть связано с тем, что у детей доминирует наглядно-образный тип мышления над словесно – логическим.
Для выявления противоречивых данных по четырем методикам проведен сравнительный анализ уровневых значений по методикам (таблица 5), при этом: I - высокий уровень; II – средний уровень; III – низкий уровень.
Таблица 5
Уровневые значения по всем методикам и общий результат уровня развития операции классификации
№ |
Имя |
Четвертый лишний |
Классификация по заданному принципу |
Невербальная классификация |
Вербальная классификация |
Общий уровень |
1. |
Виктор Н. |
III |
III |
III |
III |
III |
2. |
Лилия А. |
III |
II |
II |
III |
II |
3. |
Миша О. |
II |
III |
III |
III |
III |
4. |
Юлия Т. |
III |
III |
III |
III |
III |
5. |
Павел Р. |
II |
II |
II |
II |
II |
6. |
Денис Д. |
II |
III |
III |
III |
III |
7. |
Роман Ш. |
II |
II |
I |
II |
II |
8. |
Яна В. |
III |
III |
II |
III |
III |
9. |
Дима Г. |
III |
III |
III |
III |
III |
10. |
Саша П. |
II |
II |
II |
III |
II |
11. |
Нина В. |
I |
I |
I |
II |
I |
12. |
Слава К. |
II |
II |
II |
III |
II |
13. |
Ира Д. |
II |
II |
III |
III |
II |
14. |
Леня К. |
III |
II |
II |
III |
II |
15. |
Анна Б. |
II |
II |
III |
III |
III |
16. |
Валера С. |
III |
II |
II |
II |
II |
17. |
Костя И. |
III |
III |
III |
III |
III |
18. |
Кирилл О. |
II |
III |
III |
III |
III |
19. |
Настя К. |
III |
III |
III |
III |
III |
20. |
Тимур В. |
II |
II |
II |
II |
II |
21. |
Инна П. |
I |
I |
I |
II |
I |
22. |
Игорь Т. |
II |
III |
II |
III |
II |
23. |
Андрей К. |
III |
III |
III |
III |
III |
24. |
Юрий Я. |
II |
II |
II |
II |
II |
Результаты сравнения показали, что методики не противоречат друг другу.
Для выяснения уравнености выборок сравним результаты по каждой методике в двух классах с помощью методики U-критерий Манна – Уитни. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты статистического сравнения групп
Показатель |
U-критерий |
Уровень значимости (р) |
Четвертый лишний |
2,0 |
0,99 |
Классификация по заданному принципу |
7,0 |
0,17 |
Невербальная классификация |
2,0 |
0,78 |
Исключение слов на вербальном материале |
0,0 |
0,99 |
В результате статистического сравнения выяснилось, что классы по уровню развития мыслительной операции классификации не отличаются друг от друга. Таким образом, выборки уравнены.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Исследование предпринято с целью изучения процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
В качестве испытуемых выступили 2 класса (эксперимаентальная и контрольная выборка) со школьниками с ОВЗ.
В качестве методик диагностики мыслительной операции классификации использовались: методика «Четвертый лишний», методика «Классификация по заданному принципу», методика «Невербальная классификация», методика «Исключение слов».
Диагностика логической операции классификации у младших школьников с ОВЗ показала, что она недостаточно развита. Детям трудно найти признак классификации, вербализовать его, часто делают ошибки даже при классификации по двум группам, не могут объяснить принцип, по которому разделяют картинки, особенно трудно детям дается классификация по вербальному материалу, что может быть связано с тем, что у детей доминирует наглядно-образный тип мышления над словесно – логическим.
Статистическое сравнение результатов двух классов показало в, что классы по уровню развития мыслительной операции классификации не отличаются друг от друга.
Цель методики – разработать, отобрать дидактические игры математического содержания.
Принципы построения проекта