Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических действий, определить основное назначение классификации, как способа систематизации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
Дидактическая игра «Выбери из 3 слов 2 слова» (с объяснением)
Игра «Дорисуй девятое»
Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности. Например:
Чтобы облегчить учащимся выполнение данного задания независимо от уровня его сложности (числа изменяющихся признаков), следует ознакомить их с эффективным алгоритмом поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем работать отдельно с каждым из них. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить, сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего, неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам.
Усложненный вариант игры «Исключи лишнее» предполагает наличие нескольких вариантов ответов, исходя из различных оснований для классификации. Например, для группы слов: муха, страус, ворона, ласточка «лишним» можно считать слово «муха» (насекомое, а не птица), но можно и «страус», поскольку он в отличие от всех остальных не летает. Выполнение заданий такого рода и их обсуждение показывают детям, что у одной задачи может быть нескольких правильных ответов, развивают у них умение обосновывать свою точку зрения.
Также усложненный вариант исключения лишнего является дидактическая игра «Раздели слова на группы»:
Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.
Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.
Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.
Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Дети должны выделить группы и распределить слова, объясняя принцип отнесения.
На этапе анализа отдельного предмета (поиска признаков) предлагаются следующие игры.
Дидактическая игра «Сравни понятия»
Дети должны найти что-то общее (отнести к одному классу) и что-то различное (разбить на классы по какому-либо основанию) слова:
муха и бабочка,
дом и избушка,
стол и стулья,
книга и тетрадь,
вода и молоко,
топор и молоток,
пианино и скрипка,
шалость и драка,
щекотать и гладить,
город и деревня.
Такая игра может производиться на числовом материале:
Чем отличаются и чем похожи данные выражения?
2+3 7+2 7-3 8-3
6+2 5+2 5-3 9-4
Сравни числа, записанные в первой и второй строчках. Сумма чисел в первой строчке равна 27. Как быстро можно найти сумму чисел записанных во второй строчке?
2 3 4 5 6 7
12 13 14 15 16 17
Продолжи данный ряд чисел.
3, 5, 7, 9, 11 …
1, 4, 7, 10 …
Дидактическая игра «Угадай слово»
Ученикам предлагается угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т.п.), задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Игра способствует развитию выделения наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения к результату.
Школьники должны понять, что уже первые несколько правильно поставленных вопросов позволяют значительно сузить круг возможного поиска, ускорить процесс нахождения решения. Например, вопрос, является ли задуманный объект живым, сразу определяет направление дальнейшего поиска. Если объект живой, целесообразным следующим действием является уточнение вида этого объекта (животное или растение).
Далее последовательно уточняются следующие общие признаки (например, в случае загадывания названия животного — является ли оно зверем, птицей или рыбой, среда его обитания и т.д.). Достаточно простые задания с загаданными живыми существами целесообразно использовать на начальном этапе, далее предлагаются более сложные задания, требующие угадывания различных предметов естественного или искусственного происхождения, дающих существенно больше оснований для классификации.
В целях облегчения восприятия детьми основ классификации и усвоения ими оптимальной стратегии продвижения к результату в процессе решения задания на доске может быть наглядно представлено «дерево понятий». Например, для загаданного слова «овчарка» это дерево может выглядеть следующим образом:
При этом следует последовательно предостерегать школьников от попыток бессмысленного перебора во всех случаях, когда возможности классификации еще не исчерпаны до конца. В рассматриваемом примере, после того как будет установлено, что задуманное живое существо является домашним, можно еще, не переходя к простому перебору видов, установить, содержат ли его в городе. После этого, установив путем перебора, что речь идет о собаках, следует, не приступая к нерациональному перечислению всевозможных пород, вновь обратиться к принципам классификации, выяснив, например, является ли собака служебной, охотничьей или декоративной. Только после этого путем перебора определяется загаданная порода собаки.
Это упражнение является хорошим средством закрепления учебного материала и развития речи на уроках ознакомления с окружающим миром. Опыт работы показывает, что эта игра очень нравится детям, и они активно играют в нее и во внеучебное время.
1 Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4; Типовое положение об образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196.
2 Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
3 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
4 Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
5 Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986.
6 Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. – М., 2005.
7 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008.
8 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.- М., 2000.
9 Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983.
10 Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
11 Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994, с. 78.
12 Смирнов А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982, с. 61.
13 Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1980, с. 54.
14 Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995, с. 127.
15 Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1985, с. 57.
16 Смирнов А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982, с. 63.
17 Тихеева Е.И., Морозова О.Н. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание//Дошкольное воспитание. -1993. – №5, с. 34.
18 Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов. – М.: Просвещение,1966, с.47.
19 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001, с. 92.
20 Максименко С. Д., Бех И. Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников//Вопросы психологии. - 1980. - №7. - С. 78 - 88.
21 Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
22 Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2005.
23 Минскин В.И. От игры к знаниям. - М., 2006.
24 Рабочая программа по математике. УМК «Начальная школа 21 века» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2009.
25 Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983, с. 59.
26 Максименко С. Д., Бех И. Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников//Вопросы психологии. - 1980. - №7. - С. 78 - 88.
27Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2008.
28 Максименко С. Д., Бех И. Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников//Вопросы психологии. - 1980. - №7. - С. 78 - 88.
29 Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.
30 Игровые технологии обучения в начальной школе / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. - М.: Академия, 2007. – 164 с.
31 Барташникова И.А., Барташников А.А Учись играя. - Харьков: Фолио, 1997. - 274 с.
32Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2008.
33 Детская психодиагностика: Практические занятия: Метод. указания / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003, с. 64.
34 Детская психодиагностика: Практические занятия: Метод. указания / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003, с. 65.
35 Акимова М.К. Психологическая диагностика. – СПб.: Питер, 2005. - 303с., с. 148.
36 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. - 224 с., с. 23.