Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:16, курсовая работа
Природа – благоприятный источник воспитания человека. Но с познанием природы лишь начинается становление ума, чувств, взглядов, убеждений. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность метода В.А.Сухомлинского ознакомления детей старшего дошкольного с природой
Роль природы в познании красоты…………………………………………….6
Природа – источник здоровья…….……………………………………...…….7
Методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой…………………………………………………………….9
Глава 2 Изучение эффективности метода В.А Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире…………13
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………
Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Он, лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Ознакомление дошкольников с природой имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение природе, как средство воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольника приобретает особую остроту и актуальность. Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности,
интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Таким образом, в ходе проведенной мною работы была подтверждена гипотеза о том, что ознакомление детей с природой по методу В.А Сухомлинского является эффективным средством всестороннего развития личности ребенка
Литература:
Приложение 1
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе «Фантазеры»
Тема: «Напоминающие знаки»
Программное содержание: изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии и творчеству, вызвать у них желание вносит посильный вклад в природоохранительное воспитание населения, совершенствовать навыки рисования карандашами, воспитывать дружеские отношения, интерес к занятию, любовь к природе.
Методы и приемы: наглядные (показ иллюстраций), словесные(беседа, художественное слово, вопросы, указания), практические(рисование).
Материал: иллюстрации, карандаши, бумага.
Предварительная работа: беседа о правилах поведения в природе.
Подготовка воспитателя: написала конспект, подбор материала, работа с литературой.
Ход:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Показываю им карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагаю детям рассказать, сто обозначает каждый знак. Спрашиваю, почему нужно поступить так, а не иначе. Дети получают возможность подробно рассмотреть картинки, которые их заинтересовали. Разбираем с детьми рисунки, смысл которых они не поняли.
Показываю им примеры: ставиться картинка с изображением подметающего ежа, читаю четверостишие:
Ёж пыхтит и морщится:
-Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
В.Е.Борейко
Даю детям задание придумать свои знаки, кто может надписи для них, чтобы вызвать желание у отдыхающих на природе вести себя культурно и не причинять ей вреда. Провожу с детьми физкультминутку:
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (стучат пальцем по полу).
Не ходите далеко (грозят пальцем).
Съели толстого жука, дождевого червяка.
Выпили водицы (запрокинуть голову вверх)
Полное корытце (руки в стороны).
Дети садятся за столы и начинают рисовать рисунки. Кому необходимо – помогаю.
Затем собираем все рисунки на столе, каждый ребенок рассказывает о своем знаке.
Провожу игру «Запрещенное движение».
В конце занятия провожу анализ занятия, спрашиваю у детей, чем они занимались на занятии, что для себя выделили важным. Даю им положительную оценку.
Приложение 2
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе «Фантазеры»
Тема: Подарим елку.
Программное содержание: Учить детей бережно относиться к лесу и растущим деревьям, воспитывать чувство сопереживания, коллективизм, смелость. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, учить правильно и аккуратно выполнять работу, доводить дело до конца, доставить детям радость подготовкой к праздникам.
Методы и приемы: беседа, рассказ, указания, вопросы.
Материал: клей, кисточки, зеленая бумага, ножницы, кружочки, тряпочки, подставочки, конверт.
Подготовка воспитателя: Написание конспекта, подготовка материала и оборудования.
Ход:
Спрашиваю у детей:
-Ребята, какой скоро праздник? А за что вы любите Новый Год?(За подарки, елку, за то, что сем весело).
Имитирую стук в дверь.
-Кто-то к нам стучится, пойду, посмотрю.
За дверью сидит заранее приготовленный игрушечный заяц. Беру зайца в руки и спрашиваю:
-Заинька, что случилось?(Прикладываю его к уху), говорю детям:
Зайчик очень взволнован тем, что какой-то разбойник хотел срубить елку в лесу, под которой он родился. Все звери возмутились и выгнали его из леса. Однако зайчик все равно беспокоится и хочет, чтобы ребята помогали бороться с разбойниками, которые, рубят деревья, лишая зверей, птиц благополучия, сокращая лесные угодья.
Объясняю детям, что рубить елки в лесу нельзя, что у хорошего Деда Мороза есть специальный питомник, в котором он выращивает елки для праздников. Из этого питомника Дед Мороз и рассылает их на елочные базары.
- давайте сделаем разбойникам на Новый Год подарки: мы подарим им елочки!
Но для начала мы с вами немножко разомнемся.
Станьте так, чтобы друг другу не мешать:
Мы растем как елочки
Поднимаясь вверх.
И расправим иголочки
Удивим вас всех.
И покажем как красив
Наш праздничный наряд.
Мы порадуем сегодня взрослых и ребят!
-Молодцы, ребята, садитесь за свои места. Сегодня мы будем делать елочки из цветной бумаги…
На столах у детей лежат зеленые квадраты. Им необходимо разрезать их по диагонали, за тем с помощью кружочков и полосок украсить елочки.
-Молодцы ребята, несите свои елочки на наш стол. Какие они у вас все красивые, яркие, нарядные! Теперь мы положим в новогодний конверт, отправим в лес разбойникам, чтобы они больше не рубили зеленых елочек.
Приложение 3