Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить особенности использования поэзии в работе с детьми пятилетнего возраста.
Цель требует решения следующих задач исследования:
- рассмотреть особенности восприятия дошкольниками литературных произведений
- проанализировать задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
- выявить значение поэзии в развитие речи детей пятилетнего возраста
- рассмотреть методики работы с поэзией в детском саду.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 5
1.1. Значение поэзии в развитие речи детей 5
1.2 Особенности исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 8
Выводы 14
Глава II. Практические аспекты использования поэзии в развитии речи старших дошкольников 16
2.1. Методика художественного чтения и рассказывания детям 16
2.2. Методика заучивания стихотворений 25
Выводы 32
Заключение 34
Список используемой литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление детей с поэзией (1).docx

— 66.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Наиболее благоприятными для творческого развития детей являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.

Поэзия – богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед детьми богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Активное использование на занятиях литературных произведений, особенно поэзии А.С.Пушкина, А.Фета, С.Есенина и других, помогает не только знакомить детей с поэзией, но и проводить словарно – семантическую работу с детьми, позволяет обращать внимание на орфоэпическое правильное произношение слов, на музыкальность их звучания, на образность языка стихотворения. Все это способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей, помогает вдумываться в смысловое содержание литературного произведения, приближает детей к творческому процессу. Знакомство с эмоционально-эстетическими терминами, с искусствоведческими терминами, с образными словами и выражениями, не только развивает речь детей, но и учит высказывать свое мнение и суждения, давать оценку увиденным произведениям.

В то же время, сегодня отсутствует целостная и адекватная система работы с детьми дошкольного возраста с использованием такого богатого ресурса как поэзия, поэтому подобные работы приобретают практический аспект.

Объект исследования – детская поэзия как средство воспитания и развития ребенка.

Предмет исследования - особенности использования поэзии в работе с детьми пятилетнего возраста.

Цель работы - выявить особенности использования поэзии в работе с детьми пятилетнего возраста.

Цель требует решения следующих задач исследования:

- рассмотреть особенности восприятия дошкольниками литературных произведений

- проанализировать задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

- выявить значение поэзии в развитие речи детей пятилетнего возраста

- рассмотреть методики работы с поэзией в детском саду.

Методы исследования - изучение и анализ литературоведческой, лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, школьных программ, учебников и методических пособий;

Теоретико-методологическая база исследования. Вопросы методики работы над стихотворениями рассматриваются в трудах классиков педагогики - К.Д Ушинского, Е.И. Тихеевой, В.А.Сухомлинского и др. В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Вопросы использования поэзии в работе с детьми дошкольного возраста широко освящается в работах современных специалистов. Например, в работе использовались работы таких авторов как: Палкин М.А., Сильман  Т.И., Калашников Р.Б., Колесова Л.Н., и  др. Поэзия является одним из основных методов в системе развития речи ребенка, например, об этом пишут таки специалисты как: Крупенчук О.И., Пантина Н.С., Сохина Ф.А.,  Федоренко Л.П., Яшина В.И. и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников.

1.1.  Значение поэзии  в развитие речи детей

 

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие [5].

 Произведения литературы  способствуют развитию речи, дают  образцы русского литературного  языка. Е. А. Флерина отмечала, что  литературное произведение дает  готовые языковые формы, словесные  характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами  художественного слова еще до  школы, до усвоения грамматических  правил маленький ребенок практически  осваивает грамматические нормы  языка в единстве с его лексикой [17].

 Н. С. Карпинская также  считала, что художественная книга  дает прекрасные образцы литературного  языка. В рассказах дети познают  лаконизм и точность языка; в  стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках  – меткость, выразительность [19].

 Из книги ребенок  узнает много новых слов, образных  выражений, его речь обогащается  эмоциональной и поэтической  лексикой. Литература помогает детям  излагать свое отношение к  прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства  образной выразительности.

 При ознакомлении с  книгой отчетливо выступает связь  речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической  функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

 Воспитательная функция  литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом  – силой воздействия художественного  образа. Чтобы полностью реализовать  воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические  особенности восприятия и понимания  этого вида искусства дошкольниками.

Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста. Кроха еще лежит в коляске, а мама уже декламирует ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные напевы. Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания. Поэтому, можно сказать, что материнское (семейное) общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др [2].

Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целеноправлено учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н.А. Стародубова в своем труде «Теория и методика развития речи дошкольников» пишет, что «поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое меткое слово».

Агния Барто, Даниил Хармс. Детская поэзия - жанр, который будто бы специально создан, чтобы подчеркнуть самоценность личности каждого ребёнка и детства вообще, обратиться к чувствам, мыслям, внутреннему миру маленького человека. Поэты в то время писали самые разные детские стихи: юмористические и даже сатирические, лирические, парадоксальные, однако у всех этих стихов есть ряд общих черт.

 Большинство первых  детских книжек - стихотворные. Установлено, что дети явно отдают предпочтение  стихам, так как ритм, рифма, яркие, лаконичные образы, выразительные  аллитерации помогают малышу  концентрировать внимание, лучше  представить себе, о чем говорится  в поэзии. Для ребенка дошкольного  возраста коротенькие четверостишия  про мишку, которого уронили на  пол или бычка, боящегося свалиться  с доски являются удачными  и интересными для маленьких  детей. Сегодня Агния Барто, Самуил  Маршак и Корней Чуковский  как детские поэты, так же, как  и пятьдесят лет назад, остаются  популярными и востребованными  в детских садах. Однако, отмечается, что культура использования детской  прозы, методика этого процесса теряется, поэтому необходимо обобщать имеющийся методический опыт. [13]

Поэзия необходимое условие развития гармонично развитой личности. Стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

 Например, стихи А. Барто имеют свой неповторимый стиль, они доступны для усвоение дошкольникам, который отличают реализм, простота, чуткость, жизненность, структурность. Это делает ее стихи хорошим инструментом для использования на занятиях с дошкольниками [22].

 Поэзия в дошкольном  возрасте оказывается важным  инструментом развития памяти, речи, восприятия, фантазии, эмоционально-чувственной  сферы.

 В дошкольном возрасте  дети уже способны к полноценному  восприятию поэзии. Как всякий  процесс, восприятие поэзии проходит  определенные этапы своего развития. На этапе старшего дошкольного  возраста ребенок способен воспринимать  сюжет произведения, проводить связи  и определять отношения между  предметами и явлениями, изображенными  в произведении, понимать позицию  автора и вырабатывать свою  собственную позицию в отношении.

1.2 Особенности исследования  поэзии в развитии речи старших  дошкольников.

 Эстетика и психология  рассматривают восприятие искусства  как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности  представляет собой сложную психическую  деятельность, своеобразно сочетающую  в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение  обращается одновременно и к  чувству, и к мысли читателя, помогая  ему освоить богатый духовный  опыт человечества [10].

 Е. А. Флерина называла  характерной чертой восприятия  художественного произведения детьми  единство «чувствующего» и «мыслящего» [10].

 Восприятие художественной  литературы рассматривается как  активный волевой процесс, предполагающий  не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем  содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на  себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает  эффект личного присутствия, личного  участия в событиях.

 О. И. Никифорова выделяет  в развитии восприятия художественного  произведения три стадии: непосредственное  восприятие, воссоздание и переживание  образов (в основе – работа  воображения); понимание идейного  содержания произведения (в основе  лежит мышление); влияние художественной  литературы на личность читателя (через чувства и сознание) [10].

 Интерес к книге  у ребенка появляется рано. Вначале  ему интересно перелистывать  странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением  интереса к картинке начинает  возникать интерес к тексту. Как  показывают исследования, при соответствующей  работе уже на третьем году  жизни ребенка можно вызвать  у него интерес к судьбе  героя повествования, заставить  малыша следить за ходом события  и переживать новые для него  чувства.

 Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка) [7].

 Художественное восприятие  ребенка на протяжении дошкольного  возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения  научных данных и собственного  исследования рассматривает возрастные  особенности восприятия дошкольниками  литературного произведения, выделяя  два периода в их эстетическом  развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо  отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство  слова, становится для ребенка  самоценным [3,4].

Информация о работе Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией