В методике занятий
следует выделить такие вопросы,
как подготовка к занятию и
методические требования к нему,
беседа о прочитанном, повторное
чтение, использование иллюстраций.
Подготовка к занятию
включает следующие моменты:
·
обоснованный выбор произведения
в соответствии с разработанными
критериями (художественный уровень
и воспитательное значение), с учетом
возраста детей, текущей воспитательно-образовательной
работы с детьми и времени года, а также
выбор методов работы с книгой;
·
определение программного содержания
– литературной и воспитательной
задач;
·
подготовка воспитателя к чтению
произведения. Нужно прочитать произведение
так, чтобы дети поняли основное
содержание, идею и эмоционально
пережили прослушанное (прочувствовали
его) [15].
С этой целью требуется
провести литературный анализ
художественного текста: понять
основной замысел автора, характер
действующих лиц, их взаимоотношения,
мотивы поступков.
Далее идет работа
над выразительностью передачи:
овладение средствами эмоциональной
и образной выразительности (основной
тон, интонации); расстановка логических
ударений, пауз; выработка правильного
произношения, хорошей дикции.
В предварительную
работу входит и подготовка
детей. Прежде всего, подготовка
к восприятию литературного текста,
к осмыслению его содержания
и формы. Еще К. Д. Ушинский считал
необходимым «предварительно доводить
дитя до понимания того произведения,
которое предполагается прочесть,
и потом уже читать его, не
ослабляя впечатление излишними
толкованиями». С этой целью можно
активизировать личный опыт детей,
обогатить их представления путем
организации наблюдений, экскурсий,
рассматривания картин, иллюстраций.
Объяснение незнакомых
слов – обязательный прием, обеспечивающий
полноценное восприятие произведения.
Следует объяснять значения тех
слов, без понимания которых становятся
неясными основной смысл текста,
характер образов, поступки персонажей.
Варианты объяснения различны: подстановка
другого слова во время чтения
прозы, подбор синонимов (избушка
лубяная – деревянная, горница
– комната); употребление слов
или словосочетаний воспитателем
до чтения, во время знакомства
детей с картинкой («течет молоко
по вымечку, а с вымечка по копытечку»
– при рассматривании козы на картинке);
вопрос к детям о значении слова и др.
Вместе с тем, анализируя
текст, надо помнить, что не все
слова требуют толкования. Так, читая
сказки А. С. Пушкина, нет необходимости
объяснять понятия «столбовая
дворянка», «соболья душегрейка», «пряник
печатный», так как они не мешают
пониманию основного содержания.
Ошибочно спрашивать у детей,
что им непонятно в тексте,
но на вопрос о значении
слова необходимо давать ответ
в доступной ребенку форме.
Методика проведения
занятия по художественному чтению
и рассказыванию и его построение
зависят от типа занятия, содержания
литературного материала и возраста
детей. В структуре типичного
занятия можно выделить три
части. В первой части происходит
знакомство с произведением, основная
цель – обеспечить детям правильное
и яркое восприятие путем художественного
слова. Во второй части проводится
беседа о прочитанном с целью
уточнения содержания и литературно-художественной
формы, средств художественной выразительности.
В третьей части организуется
повторное чтение текста с
целью закрепления эмоционального
впечатления и углубления воспринятого[8].
Проведение занятия
требует создания спокойной обстановки,
четкой организации детей, соответствующей
эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать
краткая вводная беседа, подготавливающая
детей к восприятию, связывающая
их опыт, текущие события с
темой произведения.
В такую беседу могут
быть включены краткий рассказ
о писателе, напоминание о его
других книгах, уже знакомых детям.
Если предшествующей работой
дети подготовлены к восприятию
книги, вызвать у них интерес
можно с помощью загадки, стихотворения,
картинки. Далее нужно назвать
произведение, его жанр (рассказ, сказка,
стихотворение), имя автора.
Выразительное чтение,
заинтересованность самого воспитателя,
его эмоциональный контакт с
детьми повышают степень воздействия
художественного слова. Во время
чтения не следует отвлекать
детей от восприятия текста
вопросами, дисциплинарными замечаниями,
достаточно бывает повышения
или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения,
пока дети находятся под впечатлением
прослушанного, необходима небольшая
пауза. Стоит ли сразу переходить
к аналитической беседе? Е. А. Флерина
считала, что наиболее целесообразно
поддержать детские переживания,
а элементы анализа усилить
при повторном чтении [20]. Разговор,
затеянный по инициативе педагога, будет
неуместен, так как разрушит впечатление
от прочитанного. Можно спросить, понравилось
ли стихотворение, и подчеркнуть: «Хорошая
золотая рыбка, как она помогала старику!»,
или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
В широкой практике
чтение сопровождается аналитической
беседой даже в том случае,
когда произведение сильно воздействует
на эмоции детей. Часто беседы
по прочитанному не отвечают
методическим требованиям. Характерны
такие недостатки, как случайный
характер вопросов, стремление педагога
к детальному воспроизведению
детьми текста; отсутствие оценки
взаимоотношений героев, их поступков;
анализ содержания в отрыве
от формы; недостаточное внимание
к особенностям жанра, композиции,
языку. Такой анализ не углубляет
эмоции и эстетические переживания
детей.
Если понимание произведения
затрудняет детей, сразу после
его чтения возможна беседа.
Вопросы можно условно
классифицировать так [3]: позволяющие
узнать эмоциональное отношение к событиям
и героям («Кто вам больше понравился?
Почему? Нравится герой или нет?»); направленные
на выявление основного смысла произведения,
его проблему.
В конце занятия
возможны повторное чтение произведения
(если оно короткое) и рассматривание
иллюстраций, которые углубляют
понимание текста, уточняют его,
полнее раскрывают художественные
образы.
Методика использования
иллюстраций зависит от содержания
и формы книги, от возраста
детей. Основной принцип – показ
иллюстрации не должен нарушать
целостного восприятия текста.
Е. А. Флерина допускала
различные варианты использования
картинки для углубления и
уточнения образа. Если книга
объединяет ряд картинок с
небольшими подписями, не связанными
друг с другом, сначала показывается
картинка, потом читается текст.
Примером могут служить книги
В. Маяковского «Что ни страница
– то слон, то львица», А. Барто
«Игрушки» [6].
Неверным будет показ
иллюстраций в процессе чтения
художественного произведения, написанного
без разделения его на части.
В этом случае можно за несколько
дней до чтения дать детям
книгу с картинками, которые вызовут
интерес к тексту, либо картинки
рассматриваются организованно
после чтения.
Если книга разделена
на небольшие главки, иллюстрации
рассматривают после чтения каждой
части. И только при чтении
книги познавательного характера
картинка используется в любой
момент для наглядного пояснения
текста. Это не нарушит единства
впечатления. (Более подробно методика
ознакомления с книжной иллюстрацией
рассматривается в работах Т.
А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)
Одним из приемов, углубляющих
понимание содержания и выразительных
средств, является повторное чтение.
Небольшие по объему произведения
повторяются сразу после первичного
чтения, большие требуют какого-то
времени для осмысления. Далее
возможно чтение только отдельных,
наиболее значимых частей.
Дети любят слушать
знакомые стихи и сказки по много раз.
При повторении необходимо точно воспроизводить
первоначальный текст. Знакомые произведения
могут быть включены в другие занятия
по развитию речи, в литературные утренники
и развлечения.
Таким образом, при
ознакомлении дошкольников с
художественной литературой используются
разные приемы формирования полноценного
восприятия произведения детьми:
выразительное чтение воспитателя,
беседа о прочитанном, повторное
чтение, рассматривание иллюстраций,
объяснение незнакомых слов.
Большое значение имеет
чтение стихов с моральным содержанием.
В них через художественные образы воспитываются
смелость, чувство гордости и восхищения
героизмом людей, сочувствие, отзывчивость,
заботливое отношение к близким.
Чтение этих книг
обязательно сопровождается беседой.
Дети учатся оценивать поступки
персонажей, их мотивы. Педагог помогает
детям осмыслить отношение к
героям, добивается понимания главной
идеи. При правильной постановке
вопросов у ребенка возникает
желание подражать нравственным
поступкам героев.
Следует предостеречь
педагогов от моральных бесед
и нравоучений в связи с
содержанием книги. Разговор следует
вести о поступках персонажей,
а не о поведении детей группы.
Само произведение силой художественного
образа окажет большее воздействие,
чем любое морализирование.
Значительное место
в детском чтении занимает
веселые стихотворения. Она способствует
воспитанию чувства юмора, а чувство юмора
связано с переживанием положительных
эмоций, с умением замечать смешное в жизни,
понимать шутку окружающих и шутить самому,
смеяться над собой. Дети смеются, слушая
небылицы, считалки, дразнилки, потешки,
перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное
в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.
Используя веселую
книгу в воспитании у детей
чувства юмора, необходимо постепенно
усложнять знакомство с комическим
содержанием. Начинать его надо
с чтения произведений, где комические
ситуации ярко выражены: в основе
их лежат динамика действия, одушевление
предметов («Федорино горе» К. Чуковского,
«Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева,
перевертыши, небылицы). Затем можно переходить
к более сложным произведениям, содержащим
комизм, основанный на нелогичности поступков,
абсурдности высказываний, показе отрицательных
качеств персонажа («Раз, два, три» С. Михалкова).
Для раскрытия их комического содержания
от детей требуется больше умственных
усилий[13].
В веселом комическом
рассказе должен быть сюжет, доступный
и интересный ребенку. Важно, чтобы
в художественной форме ребенок
получил образ, запомнившийся ему.
Стихи с их ритмом, рифмой и
звучностью делают веселый рассказ
еще более привлекательным для
дошкольника.
Нужно отметить, что у детей
5-го года жизни углубляется работа по
воспитанию у детей способности к восприятию
литературного произведения, стремления
эмоционально откликаться на описанные
события. На занятиях внимание детей привлекают
и к содержанию, и к легко различимой на
слух (стихотворная, прозаическая) форме
произведения, а также к некоторым особенностям
литературного языка (сравнения, эпитеты).
Это содействует развитию поэтического
слуха, чуткости к образной речи. Как и
в младших группах, воспитатель называет
жанр произведения. Становится возможен
небольшой анализ произведения, то есть
беседа о прочитанном. Детей учат отвечать
на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ),
о чем рассказывается, какими словами
она начинается и какими заканчивается.
Беседа развивает умение размышлять, высказывать
свое отношение к персонажам, правильно
оценивать их поступки, характеризовать
нравственные качества, дает возможность
поддерживать интерес к художественному
слову, образным выражениям, грамматическим
конструкциям.
В старшем дошкольном
возрасте возникает устойчивый
интерес к книгам, желание слушать
их чтение. Накопленный жизненный
и литературный опыт дает ребенку
возможность понимать идею произведения,
поступки героев, мотивы поведения.
Дети начинают осознанно относиться
к авторскому слову, замечать особенности
языка, образную речь и воспроизводить
ее[7] .
Необходима систематическая
целенаправленная работа по знакомству
детей с жанром прозы и поэзии,
с содержанием сказок и рассказов,
с их композиционными и языковыми
особенностями. При этом используются
словесные методические приемы
в сочетании с наглядными: беседы
после ознакомления с произведением,
помогающие определить жанр, основное
содержание, средства художественной
выразительности; зачитывание фрагментов
из произведения по просьбе
детей (выборочное чтение); беседы
о прочитанных ранее любимых
детьми книгах; знакомство с писателем:
демонстрация портрета, рассказ
о творчестве, рассматривание книг,
иллюстраций к ним; просмотр диафильмов,
кинофильмов, диапозитивов по литературным
произведениям (возможен только
после знакомства с текстом
книги); прослушивание записей исполнения
литературных произведений мастерами
художественного слова.