Ознакомление с родным краем посредством проектной деятельности детей 5-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Фомина финал.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии                 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Ознакомление с родным краем посредством проектной деятельности детей 5-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

студентка 731 группы

Кильцова Наталя Николаевна

Научный руководитель

Голикова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2013

 

Оглавление

Введение

В настоящее  время, в условиях современной социально-экономической  и культурной жизни России одним  из приоритетных направлений совершенствования  общества является духовное возрождение  национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

В каждом крае есть свои особенности исторического  развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

В комплексной  программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой,  уделено большое  внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.

Актуальность  темы связана с проблемой сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и  искусства народов Карелии. Поэтому  возникла необходимость изменить формы  организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем.  

Сегодня особое место в дошкольном образовании  занимает проектирование. В современной  педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы  продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  Анализ литературы  по проектированию в дошкольном образовании показал, что технологии проектирования, связанные с организацией самостоятельной и совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и педагогов, описаны и проанализированы в ряде научных и практико-ориентированных публикаций (В.П. Бедерханова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Е.М. Митрофанова и др.). Однако проблеме использования проектной деятельности в процессе ознакомления детей с родным краем исследований посвящено недостаточно.

Объект исследования: процесс ознакомления детей разного  возраста с родным краем.

Предмет исследования: влияние проектной деятельности на процесс ознакомления детей разного  возраста с родным краем.

Цель работы: выявить влияние проектной деятельности на процесс ознакомления детей разного возраста с родным краем.

Задачи:

1. Проанализировать  научно-методическую литературу  по проблеме формирования представлений  о родном крае посредством  проектной деятельности.

2. Выявить уровень  сформированности представлений о родном крае у детей  дошкольного возраста.

3. Разработать  и апробировать исследовательские  и творческие проекты по формированию  представлений о родном крае  у детей разного возраста.

4. Проанализировать  результаты проведения работы.

Гипотеза исследования: предполагается, что разработанные и апробированные  исследовательские и творческие проекты будут эффективно влиять на процесс формирования представлений о родном крае у дошкольного возраста.

База исследования: МДОУ д/с №19 г. Петрозаводска. В исследовании участвовали дети разновозрастной группы, возраст которых составил 5-7 лет. Количество испытуемых 18 человек.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ознакомление дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности.

1.1. Ознакомление детей  старшего и подготовительного   дошкольного возраста с родным  краем

Понимание Родины у дошкольников тесно связано  с конкретными представлениями  о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога. [5]

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

 Чувство  Родины начинается с восхищения  тем, что видит перед собой  малыш, чему он изумляется и  что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. [1, с.96]

Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет  ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа  и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. [2, с.115]

Изучение регионального  компонента в ознакомлении детей  с  родным краем по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой включает:

- воспитание  у ребенка любви и привязанности  к своей семье, дому, детскому  саду, улице, городу;

- формирование  бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание  уважения к труду;

- развитие интереса  к национальным традициям и  промыслам;

- формирование  элементарных знаний о правах  человека;

- расширение  представлений о городах Республики;

- знакомство  детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства  ответственности и гордости за  достижения страны;

- формирование  толерантности, чувства уважения  к другим народам, их традициям.

 Данные задачи  в программе предлагается решать  во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как нужно воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.[8]

Отбор соответствующего материала позволяет формировать  у дошкольников представление о том, чем славен одной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. [2, с.120]

Воспитывая  у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди  трудятся для всех (учителя учат  детей; врачи лечат больных;  рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются  традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

 - повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут  и охраняют природу; 

- есть общие  профессиональные и общественные  праздники и т.д. [3, с.76]

Решая задачи ознакомления дошкольников с родным краем, работа педагога должна строиться в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный  центризм" (отбор знаний, наиболее  актуальных для ребенка данного  возраста);

- непрерывность  и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный  подход к каждому ребенку, максимальный  учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; 

- рациональное  сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный  подход;

- развивающий  характер обучения, основанный на  детской активности. [3, с.94].

Алешина Н. В. Предполагает, что планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

 Тематическое  планирование способствует эффективному  и системному усвоению детьми  знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.[6]

Неоднократное обращение к одной и той  же теме лишь способствует развитию у  детей внимания и длительному  сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые  важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Не менее  важным условием нравственно-патриотического  воспитания детей является тесная взаимосвязь  с родителями. Прикосновение к  истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. [4, с.157]

 На занятиях  дети получают знания о своем  крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний - формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.

Маханева М.Д. к основным направлениям в изучении регионального компонента, которые  имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем относит:

- ознакомление  дошкольников с окружающей природой;

- ознакомления  с особенностями своего города;

- ознакомление  с культурой и искусством родного  края;

- ознакомление  с родной страной. [5, с.167]

Таким образом, большое значение для ознакомления с родным краем детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом своей родины - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагог должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

Информация о работе Ознакомление с родным краем посредством проектной деятельности детей 5-7 лет