Определение готовности к обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
В учебном процессе младшие школьники приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

Нравственное  воспитание младших школьников.


Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном  процессе, так и во внеурочное время.

В учебном процессе младшие школьники  приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления  которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться  слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках могут  переживать вместе острое чувство радости  от самого процесса получения новых  знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Нравственное воспитание – формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать  его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания через отношения выступают такие  качества личности как:

-      отношения к родине, другим странам и народам: любовь  и преданность родине; нетерпимость  к национальной и расовой неприязни;  доброжелательность ко всем странам  и народам; культура межнациональных  отношений;

-      отношения к труду:  добросовестный труд на общее  и личное благо; соблюдение  дисциплины труда;

-      отношения к общественному  достоянию и материальным ценностям:  забота о сохранении и умножении  общественного достояния; бережливость; охрана природы;

-      отношения к людям:  коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота  о семье и воспитании детей;

-      отношения к себе: высокое сознание гражданского  долга; честность и правдивость;  простота и скромность в общественной  и личной жизни; нетерпимость  к нарушениям общественного порядка  и дисциплины; принципиальность [3].

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные  жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными, поэтому  требуется специальная работа, связанная  с обобщением полученных знаний. Учитель использует разные формы работы: словесные  (рассказ учителя, этическая беседа);  практические  (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);  наглядные  (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.) [4].

Воспитательная  работа по формированию толерантности.


Главная задача - воспитание у детей  миролюбия, принятия и понимания  других людей, умения позитивно с  ними взаимодействовать

 

Следовательно, ведущими ключевыми  идеями будут следующие:

 

Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с  общественным мнением, взаимодействовать  при решении проблем в коллективе;

Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать  помощь и быть готовым ее принимать;

Формирование уважения и признания  к себе и к людям, к их культуре;

Формирование традиций классного  коллектива.


 Трудовое  воспитание.


Основная доля трудового воспитания приходится на школьный период. В рамках школьного воспитания существует множество  возможных видов трудовой деятельности. Одним из них является постоянная забота о себе: чистота одежды, учебных принадлежностей, приведение в должное состояние книг и учебников, доставшихся от предыдущих поколений учеников, подготовка материалов к урокам, уборка помещений, мелкий ремонт школьного инвентаря, уход за растениями и животными (при условии наличия живого уголка) и т. д. Специально организованный труд в рамках школьной программы осуществляется главным образом посредством уроков труда. В младшем школьном возрасте дети делают гербарии, аппликации, поделки, простейшие модели. Более старшие школьники занимаются изготовлением плакатов, учебных пособий, кормушек для птиц, полезных в школе и быту вещей. На уроках биологии, если есть такая возможность, ребята ухаживают за растениями, животными, заботятся о подкормке городских и лесных птиц, проводят наблюдения и исследования за животными и растениями. В старших классах роль рудового воспитания становится более целенаправленной и заключается в проведении учебно-производственной практики. Ученики старших классов часто привлекаются к трудовой деятельности по благоустройству родного города: озеленение улиц, уборка уличных участков, помощь в подготовке к праздникам, организация различных массовых мероприятий.

 

Развитие способностей и потребностей в трудовой деятельности начинается с самого раннего возраста и решающую роль здесь играет семья. Уже с  малых лет ребенок должен иметь  какие-то посильные обязанности, учиться  выполнять их посредством трудовой деятельности: убирать за собой игрушки, следить за чистотой рук, лица и одежды, поливать цветы, протирать пыль в  доступных и безопасных местах. Уже  в этом возрасте человек учится бережно  относиться к результатам собственного и чужого труда, ощущая на себе, что  они являются результатами определенных усилий. С вступлением в школьную жизнь, сфера трудовой деятельности ребенка значительно расширяется, что вызывает возникновение внутренних противоречий. Одним из таких противоречий является различие характера домашнего  и школьного труда. Повышение  разнообразия возможных направлений  трудовой деятельности вызывает интерес  и, как следствие, творческое и активное участие в ней. Другое противоречие заключается в объеме, качестве и  характере имеющихся и необходимых  знаний, умений и навыков. Это побуждает  детей к активному обучению, вызывает потребность в нем и рождает  сознание полезности обучения. В современной  школьной системе существует ряд  разработанных и успешно функционирующих  способов организации трудовой деятельности, стимулирующих развитие трудолюбия и бережливости:

 

1) организация постоянных и временных  объединений, направленных на  выполнение определенной работы;

 

2) создание и поддержание трудовых  традиций в школе;

 

3) создание производственных кооперативов  с возможностью реального заработка;

 

4) индивидуальные поручения, требующие  трудовой деятельности.

Интеллектуальное развитие и воспитание младших школьников.


младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе  учебной деятельности. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от  умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с  учебной и игровой деятельностью.

         Игра является  источником развития сознания  ребёнка, произвольности его поведения,  особой формой моделирования  отношений между ребёнком и  взрослым.

         Игровая  среда создаёт обстановку, когда  дети хотят и могут проявлять  свою самостоятельность. Игровые  действия ребёнка, сопровождающиеся  высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом,  являются наиболее мощным стимулом  его активности в познании.

Большой интерес для младших  школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют  думать, предоставляют  возможность ученику проверить  и развить свои способности. Они  являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.  Весь процесс обучения учителю  необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Формирование  мировоззрения младших школьников.


Собственно, морально-нравственное воспитание начинается задолго до школы, но именно в школе ребенок впервые сталкивается с четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых  контролируется постоянно и целенаправленно.

Младшим школьникам указывают достаточно широкий свод норм и правил, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем, другими  взрослыми, сверстниками.

 

Дети 6-7 лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и к их повседневному выполнению.

Чем больше взрослый доверяет ребенку, расширяет границы его свободы  в пределах дозволенного, тем быстрее  ребенок приучается действовать  самостоятельно, рассчитывать на свои силы. И наоборот, опека всегда затормаживает  развитие воли, формирует установку  на то, что есть внешний контролер, взявший на себя всю ответственность  за действия ребенка.

Индивидуальная  работа классного руководителя с  учащимися.


Забота классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском  наиболее эффективных приемов и  методов воспитательного воздействия  на каждого воспитанника.

К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с  учащимися следует отнести:

• Изучение индивидуальных особенностей учащихся специфики условий и процесса их развития;

• Установление межличностных контактов с каждым ребенком;

• Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников;

• Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за ее пределами;

• Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;

• Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

• Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

 

 

 

Организация и проведение тематического классного  часа


Назначение тематического классного  часа состоит в том, чтобы развивать  кругозор учащихся, способствовать духовному  развитию учащихся, формированию их интересов  и духовных потребностей, способности  к саморазвитию и самовыражению.

 

Тематические классные часы требуют  от педагога серьезной под­готовки  и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного  времени. Эти часы могут стать  началом и завершением серьезной  работы в классе, которая может  быть дополнена другими формами  внеклассной работы.

 

Тематические классные часы дают больший  результат, если они построены с  учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в  классном коллективе.

 

Планируя тематические классные часы, необходимо предвари­тельно предложить учащимся совместно определить темы, которые впоследствии могут стать основой серии различных внеклассных ме­роприятий по данной теме. Предварительное планирование совместно с классом можно провести в соответствии с одним из следующих ва­риантов:

 

1) Учитель выписывает на доске  различные сферы интересов учащихся, им предлагается выписать темы, которые их интересуют. Например: «Обычаи и традиции», «Времена  и страны», «Великие люди мира»,  «Психология человека», «Границы  человеческих возмож­ностей», «Страны изучаемого языка», «История этикета», «Азбука открытий мира», «Песни в истории моей семьи и страны», «Мир человеческих увлечений»; «Кино в жизни человека»; «Праздники нашего дома», «Кем быть и каким быть?»; «Музыка нашего времени и прошлого».

 

Далее ответы учащихся собираются, педагог  анализирует их и вы­писывает на доске те темы, которые наиболее часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.

 

2) Для определения тематики классных  часов в будущем плане вос­питательной работы классный руководитель может провести классный час «Мир моих увлечений». В ходе такого классного часа учащиеся расскажут о своих интересах, увлечениях, хобби и тем самым определят тему будущих классных часов. Такой классный час может быть очень интересным и занимательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный  час – одна из важнейших форм воспитательной работы с учащимися.    Методические основы планирования  и проведения классного часа. Основные компоненты классного часа .


 

Обычно классный час проходит в  форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также  других форм воспитательной работы

Классные часы могут посвящаться:

 

1. морально-этическим проблемам.  На них формируется определённое  отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям,  самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных  часов заключается в выработке  у воспитанников правильного  отношения к учебе, науке, литературе  как источнику духовного развития  личности;

Информация о работе Определение готовности к обучению