Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Определить специфику формирования навыков культурного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Выявить содержание сюжетно-ролевых игр помогающих формированию навыков культурного поведения, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, значение нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков культурного поведения 22
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр 29
2.1 Констатирующий эксперимент 29
2.2 Формирующий эксперимент 34
2.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 44
Список литературы 46
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, значение нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков культурного поведения 22
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр 29
2.1 Констатирующий эксперимент 29
2.2 Формирующий эксперимент 34
2.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 44
Список
литературы 46
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в младшем возрасте. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на формирование навыков культурного поведения.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания в процессе сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Определить специфику формирования навыков культурного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Выявить содержание сюжетно-ролевых игр помогающих формированию навыков культурного поведения, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
3. Определить критериальную основу доказательства гипотезы и проверить опытным путем эффективность выявленных условий формирования навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в провесе сюжетно-ролевых игр.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию методов формирования навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: формирование навыков культурного поведения дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры в ДОУ будет эффективна, если:
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ таких авторов, как Н.П. Аникеева, А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, М.А. Васильева, С.А. Газлева, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, М. Лисина, Р.А. Иванова, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, л. Лидак, Д.В. Менеджерицкая, Р.С. Немов, Л. Островская, Л. Павлова, Г.И. Радвил, Е.В. Субботский, Т.М. Титаренко, А.П. Усова, Ю. Шевченко и др.
Исследование
охватывало группу детей в возрасте
3-4 лет.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Главное во взаимоотношениях между людьми – их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно и то, в какой форме человек выказывает свое искреннее отношение к другим людям.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и в детском саду. Конечно, культура поведения не ограничивается «детским обществом». Она реализуется и во взаимоотношениях с взрослыми. Перед дошкольным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что закладывается ребенку в детстве, проявится позднее, станет его жизнью и жизнью общества. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, как садится, как держит руки, какие первые слова произносит, судят об уровне его культуры. Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми, и незнакомыми. Он никогда не станет перебивать говорящего, дослушает его до конца. Ему всегда важно, что о нем подумают окружающие. Помогать близким, заботиться о них – для культурного человека главное.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, быту, другой деятельности, дети усваивают их. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям. Более того, взрослый, обучая ребенка вежливому отношению к окружающим, сам создаст такие условия, что его требовательность к ребенку не будет выходить за границы дозволенного. По крайней мере, он обязательно почувствует и, возможно задумается о своем собственном поведении. Только в условиях взаимной вежливости можно говорить о воспитании культурного поведения. Воспитание культуры поведения не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагогов и родителей. Важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей, в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребенка в детском саду играет большую роль в создании у них доверия к детскому саду, воспитателям. Познакомившись со сверстниками своего ребенка, родители не остаются равнодушными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами. Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, что слово, сказанное ребенком, может быть для него поступком. И чтобы родители в общении с ребенком более трепетно и бережно относились к таким словам, поскольку именно на этом строится процесс воспитания. В работе с детьми не следует увлекаться убеждениями и определениями в их однозначном варианте. Главное – дать детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных ситуаций.
Задача педагога научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое безразличие, равнодушие, жестокость. Люди устали от наглости и хамства, от утраты морали и совести.
Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самокритике и самоконтролю. Они держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Эти люди не опустятся до крика, потому что этим они унизят прежде всего себя.
В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. Людей, которые делают только то, что им захочется, не считаясь с окружающими, не уважают. Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. И наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые, честные люди. С благородными, честными, верными данному слову, радушными, гостеприимными людьми всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомыми людьми.
Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.
Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и отсутствие её - причина многих бед.
Это актуальный вопрос нашего общества и нужно уделять больше внимания подрастающему поколению. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость – эти слова мы должны помнить всегда. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.