Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Определить специфику формирования навыков культурного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Выявить содержание сюжетно-ролевых игр помогающих формированию навыков культурного поведения, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, значение нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков культурного поведения 22
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр 29
2.1 Констатирующий эксперимент 29
2.2 Формирующий эксперимент 34
2.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 44
Список литературы 46
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.
Игра
важна и для подготовки ребенка
к будущему, и для того, чтобы
сделать жизнь счастливой. Сформированность
игровой деятельности создает необходимые
психологические условия и
Значительно большее внимание как зарубежными, так и отечественными исследователями уделялось изучению взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности.
Центральными вопросами при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными педагогами (Менджерицкая Д.В., Усова А.П., Иванкова Р.А., Жуковская Р.И., Залогина В.П., Лиштван З. В.) является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективистических и нравственных качеств личности ребенка.
А.П. Усова изучала проблему формирования детского общества и его роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реальных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей особой группы качеств - "общественности". К ним относятся способность ребенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими детьми. На почве формирования "общественности" открывается возможность детей к нормам и привычкам морального поведения. [33]
В книге Р.И. Жуковской "Воспитание ребенка в игре", показано, как у детей под влиянием ролевой игры развиваются общие интересы, переживания, содействие, сплоченность, взаимопонимание. Автор рассматривает отношения между детьми в плане коллективных взаимоотношений, на развитие которых влияет содержательная, длительная ролевая игра.
Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умения дружно играть с товарищами, еще не означает наличия истинно гуманных товарищеских чувств и отношений. [22]
В работе З.В. Лиштван, посвященной воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективных играх, подчеркивается роль ранее сложившихся в процессе воспитания личностных качеств и влияния на отношения детей в строительных играх уровня овладения деятельностью, в которой сотрудничают.
И. Кононова понимает игровое взаимодействие как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения как личностную основу взаимодействия. Автор считает, что освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что в свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия [13]
Рассмотрев значение игровой деятельности в целом, обратим внимание на влияние сюжетно-ролевой игры на формирование нравственных взаимоотношений.
Приучение к нравственности в раннем возрасте зачастую хрупко; такие навыки быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть сильно развито качество нравственности.
При формировании и укреплении нравственности детей значительная роль отводится игре. Некая другая деятельность, даже самые совершенные и методические отношения занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию нравственных отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека ("Я - космонавт", "Я - мама", "Я - доктор"), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом.
Эта работа начинается с того, что детей приучают бережно, с уважением относиться к сюжетно-ролевой игре, товарищам. Ребенок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель обращает внимание всех детей на постройку, предлагает осторожно ее обходить, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример. Если хочется получить игрушку, которую видеть в рамках других, отнять ее нельзя, следует ее вежливо попросить: "Дай, пожалуйста, когда закончишь играть".
Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом помощи другим бывает стремление показать себя выше всех заслужить похвалу взрослых. В таком случае надо показать ребенку, что и другие не хуже его умеют строить, придумывать сюжетно-ролевую игру. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать привычным, обязательным, и совсем не нужно за всякий товарищей поступок хвалить ребенка не проявляет, в этом виноваты взрослые, которые не понимают его, находят к нему правильного подхода.
Лучшим средством воспитания организаторов оказалось длительные сюжетно-ролевые игры, в которых постоянно поддерживается "перспектива радости завтрашнего дня". В этих играх не только "главному", но каждому на своем участке требуется организаторские умения. Организатор не противопоставляется коллективу, все вопросы решаются совместно, каждый отвечает за порученное дело.
Итак, общение и сюжетно-ролевая игра дошкольников тесно связаны. Формируя вне ситуативное общение, мы подготавливаем, или совершенствуем игровую деятельность детей. Организуя игру (предлагая детям новые игры), мы способствуем развитию их нравственных отношений. Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых высоких форм нравственных отношений. Отношения, которые формируются в ходе сюжетно-ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-ролевых играх, где моделируются человеческие отношения.
Первый блок - это "Педагогический коллектив ОУ (воспитатели)". Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой и добротой. Вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Он устраивает всевозможные игры, танцы, занятия, представления, читает замечательные книжки, рассказывает сказки и т.д. Он выступает в качестве последней инстанции в решении детских конфликтов, устанавливает правила, он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может и незаметно, отругать или оттолкнуть.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления нравственных отношений.
Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка нравственности. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию нравственных отношений:
Следующий блок - "Дети". С детьми проводятся сюжетно - ролевые игры на формирование нравственных отношений со сверстниками.
Взаимодействия между детьми, объединяющимися на основе интереса друг к другу, личной симпатии, является наиболее устойчивым и благоприятным для развития игр. Если ребята дружат, то их отношения не исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг к другу и в повседневной жизни, так постепенно формируется нравственность. Нравственные отношения способствуют становлению способности понимать, оценивать себя. При этом самопознание осуществляется не через выявление своих возможностей в практической деятельности, что возникает значительно раньше, а через раскрытие отношений к другим детям. Это более высокий уровень нравственности.
Блок - "Родители" предполагает работу всех структур учреждения с родителями. Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы познакомить родителей с основами формирования нравственных отношений у детей в разные возрастные периоды, помочь осмыслить необходимость развития навыков обучения нравственности.
Встречи с родителями организуются один раз в два месяца на базе учреждения.
Нравственные отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Дошкольный
возраст считается классическим возрастом
игры. Общение дошкольника со сверстниками
разворачивается главным образом в процессе
совместной игры. Сюжетно-ролевая игра,
также как и другие виды игр, оказывает
большое влияние на формирования нравственных
отношений среди сверстников.
Для решения исследовательских задач, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, была организована опытно-педагогическая работа по выявлению роли сюжетно-ролевых игр в формировании культурного поведения младших дошкольников.
Работа осуществлялась во 2 младшей группе детей (в группе 13 человек) 3-4 года Детского сада №15 «Радуга» (г. Алейск, ул. Ширшова, д. 4 а).
На
первом этапе было проведено изучение
навыки культурного поведения детей в
отношении взрослых (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «ребенок и взрослые».
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребенок и взрослые | |
|
Задание: найди на картинке дядю (тётю, бабушку и т. д.). Положи сюда картинки, на которых изображены тёти, а сюда — дяди, бабушки — дедушки и т. д. |
|
Задание: в одну сторону положи картинки, где все радостные, в другую — где все грустные, в третью — где все сердитые. |
Для первого задания было отобрано 10 картинок взрослых людей с различным полом и возрастом и характерными признаками отбора.
Для второго задания было отобрано 10 картинок с различным количеством взрослых людей отражающих различные эмоции.
Результаты
ответов занесены в таблицу 2.2