Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Определить специфику формирования навыков культурного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Выявить содержание сюжетно-ролевых игр помогающих формированию навыков культурного поведения, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, значение нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков культурного поведения 22
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр 29
2.1 Констатирующий эксперимент 29
2.2 Формирующий эксперимент 34
2.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 44
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Форрмирование навыков культ. пвд у детей мл.шк. возраста.docx

— 139.64 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2 Результаты ответов дошкольников этапа «ребенок и взрослые».

Имя, фамилия,  
возраст ребенка
Количество  правильных ответов по 1-му заданию Количество  правильных ответов по 2-му заданию Средний результат
1 Света А, 3 года 8 9 8,5
2 Антон Б, 4 года 6 5 5,5
3 Лена В, 3 года 4 2 3
4 Денис Г, 4 года 7 8 7,5
5 Коля Д, 4 года 5 6 5,5
6 Диана И, 4 года 10 10 10
7 Кирилл И, 3 года 9 10 9,5
8 Вася Л, 3 года 8 9 8,5
9 Гена М, 4 года 7 6 6,5
10 Света Н, 3 года 3 4 3,5
11 Вера П, 4 года 7 8 7,5
12 Никита Р, 3 года 8 9 8,5
13 Таня Ю, 4 года 10 9 9,5
  ИТОГО (среднее) 7,1 7,3 7,2

 

     На  втором этапе было проведено изучение навыки культурного поведения детей в отношении сверстников (таблица 2.3). 

Таблица 2.3 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «ребенок и сверстники».

Представления, умения, навыки Диагностические методики
Ребенок и сверстники
  1. Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).
Задание: Выбрать  картинки, где изображёны мальчики (девочки).
  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный.
Детская игра «Настроение». Детям предлагается набор  картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.
  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера.
Детям предлагаются ситуации на выбор воспитателя, например, «Наш зайчик поранил лапку». Что делать?

 

     Для первого задания было отобрано 10 картинок детей с различным полом  и характерными признаками отбора.

     Для второго задания было отобрано 10 картинок детей с различным выражением эмоционального состояния.

     Результаты ответов занесены в таблицу 2.4 

Таблица 2.4 Результаты ответов дошкольников этапа «ребенок и сверстники».

Имя, фамилия,  
возраст ребенка
Количество  правильных ответов по 1-му заданию Количество  правильных ответов по 2-му заданию Средний результат
1 Света А, 3 года 9 10 9,5
2 Антон Б, 4 года 6 8 7
3 Лена В, 3 года 5 4 4,5
4 Денис Г, 4 года 6 7 6,5
5 Коля Д, 4 года 5 4 4,5
6 Диана И, 4 года 10 9 9,5
7 Кирилл И, 3 года 9 9 9
8 Вася Л, 3 года 9 10 9,5
9 Гена М, 4 года 6 7 6,5
10 Света Н, 3 года 4 5 4,5
11 Вера П, 4 года 8 7 7,5
12 Никита Р, 3 года 9 10 9,5
13 Таня Ю, 4 года 10 10 10
  ИТОГО (среднее) 7,4 7,7 7,5

 

     Для третьего задания на заданную ситуацию: «Наш зайчик поранил лапку». Что делать?». Были даны следующие ответы (табл. 2.5). 
 
 

Таблица 2.5 Результаты ответов дошкольников на заданную ситуацию.

Имя, фамилия,  
возраст ребенка
Ответы
1 Света А, 3 года отвезти в больницу
2 Антон Б, 4 года отнести маме
3 Лена В, 3 года позвать бабушку
4 Денис Г, 4 года не знаю
5 Коля Д, 4 года перевязать  лапку
6 Диана И, 4 года не знаю
7 Кирилл И, 3 года отнести маме
8 Вася Л, 3 года отвезти в больницу
9 Гена М, 4 года перевязать  лапку
10 Света Н, 3 года не знаю
11 Вера П, 4 года позвать бабушку
12 Никита Р, 3 года позвать взрослых
13 Таня Ю, 4 года не знаю

 

     На  третьем этапе было проведено изучение отношения ребенка к самому себе (таблица 2.6). 

Таблица 2.6 – Диагностика культурного  поведения и этических норм у  детей в отношении «к самому себе».

Представления, умения, навыки Диагностические методики
Отношение ребенка к самому себе
  1. Знает свое имя, фамилию, пол.
Беседа с  ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто  ты: мальчик или девочка?
  1. Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: «Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?».
Наблюдения  за ребёнком в повседневной жизни.

 

     Все дети назвали свои имена и фамилии, а также половую принадлежность безошибочно. Однако стоит отметить, что некоторые дети отвечали не задумываясь, то другим необходимо было время, чтобы вспомнить свою фамилию.

     После проведения констатирующего эксперимента выявим уровень культурного поведения  у детей (рис. 2.1): 

 

     Уровни  освоения.

     НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие  к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует  с ними. Ребёнок плохо различает  людей по половому признаку. Не различает  эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние  неустойчиво.

     СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к  словам и действиям взрослых и  детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство  заданий выполняет верно.

     ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в  общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.

2.2 Формирующий эксперимент

 

     Вслед за констатирующем экспериментом мы провели педагогическую работу с детьми.

     Формирование  навыков культурного поведения у детей младшего школьного возраста проходило в процессе сюжетно-ролевых игр и участием детей в них.

     Приведем  несколько примеров игр, которые мы использовали для формирования доброжелательного, гуманного отношения к людям.

     «Интервью»

     Цель: развивать у детей культуру общения с ровесниками.

     Возраст: 3–4 года.

     Ход игры: При помощи считалки дети выбирают «журналиста», а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: «Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать «Кто ты?» он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством - это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: «Что вы варите?», «Кому вы хотите помочь?», «А станцуйте для меня!» - но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью».

     «Плохой» и «хороший»

     Цель: Эта игра позволяет оценить нравственную сторону характера детей, понять, кого из сказочных персонажей они  считают плохим, а кого хорошим. После  игры, выявив основные ошибки детских  представлений, можно научить детей  выбирать.

     Возраст: 3–4 года.

     Ход игры: В первой части игры ведущий просит, чтобы дети самостоятельно выбрали для себя сказочного персонажа, и объясняет задание: после сигнала дети должны разбежаться в две стороны - сторону плохих и сторону хороших. Распределение заканчивается по свистку, не успевшие делаются наблюдателями. Затем проигрываются сценку с ранжированием характеров (от более плохого/хорошего к менее), а затем проходит обсуждение, на котором дети должны объяснить, почему они характеризуют роли именно так, и подтвердить свои рассказы примерами из фильмов/книг.

     «Собираемся на прогулку».

     Цель: развивать у детей умение подбирать  одежду для разного сезона, научить  правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

     Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

     Возраст: 3–4 года.

     Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с  ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и  тогда ребята предлагают ей свою помощь. последовательности, комментируя свои действия. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности.

     «Магазин»

     Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать  чувство взаимопомощи, расширить  словарный запас детей: ввести понятия  «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

     Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые  можно купить в магазине, расположенные  на витрине, деньги.

     Возраст: 3–7 лет.

     Ход игры: воспитатель предлагает детям  разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как  овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Информация о работе Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр