Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия усвоение правил здорового образа жизни младших школьников при изучении окружающего мира.
Объект исследования – процесс усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………......6
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» в научной литературе ...……………………………………………………………………....6
1.2 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника…………………………………………………………………………9
1.3 Проблема формирования правил здорового образа жизни в процессе
изучения окружающего мира………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира………………………………………………………………21
2.1 Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира…………..21
2.2 Реализация педагогических условий эффективного усвоения правил здорового образа жизни при изучении окружающего мира………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Usvoenie_mladshimi_shkolnikami_pravil_zdorovogo.docx

— 331.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психолого-педагогические основы усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………......6

        1.1  Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» в научной литературе ...……………………………………………………………………....6

        1.2 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника…………………………………………………………………………9

        1.3 Проблема формирования правил здорового образа жизни в процессе

изучения окружающего мира………………………………………………...…15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира………………………………………………………………21

       2.1 Определение уровня  усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира…………..21

       2.2   Реализация педагогических условий эффективного усвоения правил здорового образа жизни при изучении окружающего мира………….…….34

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы……………………………………….…..42

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общество, стремясь обеспечить свое будущее, предъявляет определенные требования к подрастающему поколению. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые документы («Основы законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту», «Национальная стратегия охраны здоровья детей в России», «Семейный кодекс Российской Федерации», национальный проект «Здоровье» и др.) нацеливают на приоритетность задачи формирования и сохранения здоровья детей. В основных документах, определяющих стратегию государства в области образования (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина российского образования», «Президентская программа "Дети России"», «Декларация прав ребёнка» и др.), отмечается важность ориентации на решение проблемы здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения.

В настоящее время проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них здорового образа жизни исследуются по различным направлениям: культура здорового образа жизни личности (С.О Авчинникова, Т М. Алимова, P.A. Ахундов, Е В. Воронин, Г.А. Кураева, Т.Ю. Никифорова, Е.Г Новолодская, Е Г. Федосимов, O.A. Якушина и др); пути и способы сохранения и сбережения здоровья учащихся в условиях педагогического процесса (И.П. Абаскалова, В.Ф Базарный, Т.Л. Берсенева, В.Н. Волков, С.П. Гайдукова, Г К. Зайцева, В В Ильющенков, В П. Казначеев, Л.Г. Татарикова, З.И. Тюмасева, НК. Шарова и др.).

Анализ литературы по теме исследования доказывает, что изучаемая проблема исследована на разных уровнях. Однако проблема усвоения правил здорового образа жизни младшими школьниками при изучении окружающего мира недостаточна разработана.

Актуальность выбранной нами темы «Усвоение младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира» обусловлена тем, что перед образовательными учреждениями стоит задача сформировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своему здоровью, так как  их образ жизни будет определять качество трудовых и социальных ресурсов населения, уровень экономики, научно-технический прогресс общества, национальную безопасность.

В науке и школьной практике сложились противоречия между:

- все  более увеличивающейся потребностью  общества в сохранении здоровья  подрастающего поколения и недостаточным  научным осмыслением в теории  и практике проблемы усвоения правил здорового образа жизни младшими школьниками,

- необходимостью  повышения эффективности усвоения правил здорового образа жизни младших школьников в современных условиях и недостаточным использованием возможностей предмета «Окружающий мир».

Таким образом, проблема нашего исследования – каковы педагогические условия усвоения правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира.

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия усвоение правил здорового образа жизни младших школьников при изучении окружающего мира.

Объект исследования – процесс усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Предмет исследования – педагогические условия усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Гипотеза исследования – процесс усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира будет наиболее успешным при соблюдении педагогических условий:

1. организация и проведение активных методов на уроках окружающего мира, способствующих усвоению правил здорового образа жизни;

2. использование заданий, способствующих усвоению привил здорового образа жизни у младших школьников.т

         Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы с целью раскрытия  сущности понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;

2.Обоснование критериев, показателей, уровня усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников, разработка и проведение диагностики усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников;

3.Определить педагогические условия, способствующие эффективному усвоению правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира;

4. Разработать  методические рекомендации по  проблеме усвоения правил здорового образа жизни младших школьников при изучении окружающего мира.

Методы исследования:

  • метод сбора информации (изучение литературы, анализ ответов учащихся);
  • диагностические: анкетирование;
  • общелогические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • экспериментальные методы (констатирующий эксперимент).

База исследования: МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа»п.Климовское, 3 «Б» (экспериментальный класс, 20 обучающихся)

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключение, списка литературы и приложения. Во введение раскрыта актуальность проблемы, представлен методологический аппарат исследования; в I главе определены теоретические основы исследования; II глава содержит опытно-экспериментальную работу; в заключении представлены основные выводы по проделанной работе; список литературы содержит 33 источника; в приложении представлены проект, методики, ответы детей.

Глава I. Психолого-педагогические основы усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира

1.1 Сущность понятий  «здоровье», «здоровый образ жизни»

 

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков М.М. Безруких указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [4, С. 11].

С учетом этих же признаков Н.М. Амосов считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма»[2, С.12]. В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

Г.В. Жулина выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода. Он считает, что здоровье - это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [15, С.179].

Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

По нашему мнению, здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [17, С.13].

По мнению Н.Б. Коростелина,  образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора [20, С.60].

По мнению Г.М. Соловьева, понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [27;27].

По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.

Отсюда следует, что здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике (рис. 1).

Рис. 1 Выражение связи между понятиями "здоровье" и "здоровый образ жизни"

Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.

Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

1.2 Составляющие здорового  образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника

Как отмечает Л.П. Симонова, младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. [25,32]

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Рассмотрим каждый из них подробнее.

По мнению Г.М. Соловьева, к медико-профилактическим мерам можно отнести:

  • Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);
  • Лечебная физкультура;
  • Укрепляющая фитотерапия;
  • Контроль часто болеющих детей;
  • Физиолечение – тубус-кварц, ингалятор, УФО;
  • Массаж – лечебный, профилактический.
  • Плавание. [27,58]

Одним из часто встречающихся заболеваний у детей младшего школьного возраста является сколиоз, который приводит к серьезным нарушениям общего функционального состояния организма, механизма дыхания, хронической гипоксии, вызывает гипертонию в малом круге кровообращения, различного рода аритмии. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза отводится средствам оздоровительной физической культуры (ОФК). Одним из наиболее эффективных путей профилактики и коррекции отклонений в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата является плавание.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего