Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа
Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия усвоение правил здорового образа жизни младших школьников при изучении окружающего мира.
Объект исследования – процесс усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………......6
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» в научной литературе ...……………………………………………………………………....6
1.2 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника…………………………………………………………………………9
1.3 Проблема формирования правил здорового образа жизни в процессе
изучения окружающего мира………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира………………………………………………………………21
2.1 Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира…………..21
2.2 Реализация педагогических условий эффективного усвоения правил здорового образа жизни при изучении окружающего мира………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……
Проведенный опрос учащихся 3 «Б» класса подтверждает низкий уровень ценностного отношения к здоровью, и демонстрируют неадекватное отношение к своему здоровью. Наибольшее влияние на состояние и отклонение к здоровью учащихся, оказывает семья с определенным образом жизни.
Рис. 1.6 Уровни сформированности деятельностного компонента ЗОЖ
Далее нами была предложена анкета "ЗОЖ" (см. Приложение 1) учащимся 3 «Б» класса с целью определения уровня сформированности когнитивного и мотивационно-потребностного компанента ЗОЖ. Анкета была составлена с учетом возрастных особенностей и содержит вопросы, адаптированные для данного возраста. При ответах на вопросы учащиеся внимательно прочитывали вопросы и отмечали те ответы, которые им казались правильными.
Целью данной методики являлось определить знание правил пользования средствами гигиены, которое определялось ответами на вопрос 1 анкеты. В результате выделяется 3 уровня знаний о правилах пользования средствами гигиены:
Результаты ответов учащихся представлены в таблице 1.1(Приложение )
Таблица 1.1 Знание правил пользования средствами гигиены
№ п/п |
Фамилия, имя |
Количество баллов |
1 |
Саша Б. |
4 |
2 |
Аня Б. |
4 |
3 |
Паша К. |
4 |
4 |
Маша К. |
4 |
5 |
Алена О. |
2 |
6 |
Кристина П. |
8 |
7 |
Максим Т. |
2 |
8 |
Саша Т. |
4 |
9 |
Денислам Х. |
4 |
10 |
Леша Ш. |
2 |
11 |
ПоляБ. |
4 |
12 |
Аня Б. |
4 |
13 |
КираК. |
4 |
14 |
Марина К. |
4 |
15 |
Алена О. |
2 |
16 |
Кирилл П. |
8 |
17 |
Миша Т. |
2 |
18 |
Сережа Т. |
4 |
19 |
Данил Х. |
4 |
20 |
ГришаШ. |
2 |
Как показывают данные исследования уровень знаний правил пользования личной гигиены у учащихся 3 «Б» удовлетворительный, что наглядно видно в процентном соотношении на рис. 1.7.
Рис. 1.7 Знания правил пользования средствами гигиены
Усвоение правил организации питания определялась результатами ответов на второй вопрос анкеты и характеризуется двумя критериями:
Результаты исследования данного направления ЗОЖ отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Усвоение правил организации режима питания
№ п/п |
Фамилия, имя |
Количество баллов |
1 |
Саша Б. |
4 |
2 |
Аня Б. |
0 |
3 |
Паша К. |
0 |
4 |
Маша К. |
4 |
5 |
Алена О. |
4 |
6 |
Кристина П. |
4 |
7 |
Максим Т. |
0 |
8 |
Саша Т. |
4 |
9 |
Денислам Х. |
0 |
10 |
Леша Ш. |
4 |
11 |
Поля Б. |
4 |
12 |
Аня Б. |
0 |
13 |
Кира К. |
0 |
14 |
Марина К. |
4 |
15 |
Алена О. |
4 |
16 |
Кирилл П. |
4 |
17 |
Миша Т. |
0 |
18 |
Сережа Т. |
4 |
19 |
Данил Х. |
0 |
20 |
Гриша Ш. |
4 |
Как видно из представленной таблице, учащиеся 3 «Б» класса в своем большинстве неосведомлены о правилах организации питания (12 человек).
Знание правил гигиены определялось количеством баллов в процессе ответов на вопросы 3, 4, 5 и распределялось по трем уровням:
Результаты опроса представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 Знание правил гигиены
№ п/п |
Фамилия, имя |
Количество баллов |
1 |
Саша Б. |
6 |
2 |
Аня Б. |
14 |
3 |
Паша К. |
6 |
4 |
Маша К. |
14 |
5 |
Алена О. |
6 |
6 |
Кристина П. |
14 |
7 |
Максим Т. |
8 |
8 |
Саша Т. |
14 |
9 |
Денислам Х. |
8 |
10 |
Леша Ш. |
12 |
11 |
ПоляБ. |
6 |
12 |
Аня Б. |
14 |
13 |
КираК. |
6 |
14 |
Марина К. |
14 |
15 |
Алена О. |
6 |
16 |
Кирилл П. |
14 |
17 |
Миша Т. |
8 |
18 |
Сережа Т. |
14 |
19 |
Данил Х. |
8 |
20 |
Гриша Ш. |
12 |
В результате обработки ответов на вопросы анкеты нами было выявлено, что в 3 «Б» классе нет ни одного ребенка, который бы обладал высоким уровнем знаний правил гигиены, а низкий и удовлетворительный уровни знаний правил гигиены распределились поровну. Результаты ответов в процентном соотношении представлены из рис. 1.8.
Рис. 1.8 Знания правил гигиены
Четвертое направление-методика сформированности ЗОЖ у учащихся было направлено на определение знаний ребенком правил оказания первой помощи и определялось с помощью шестого вопроса анкеты, распределялось по трем уровням:
Результаты ответов учащихся на шестой вопрос отражены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 Знание ребенком правил оказания первой помощи
№ п/п |
Фамилия, имя |
Количество баллов |
1 |
Саша Б. |
0 |
2 |
Аня Б. |
4 |
3 |
Паша К. |
0 |
4 |
Маша К. |
6 |
5 |
Алена О. |
4 |
6 |
Кристина П. |
0 |
7 |
Максим Т. |
0 |
8 |
Саша Т. |
4 |
9 |
Денислам Х. |
0 |
10 |
Леша Ш. |
4 |
11 |
Поля Б. |
0 |
12 |
Аня Б. |
4 |
13 |
Кира К. |
0 |
14 |
Марина К. |
6 |
15 |
Алена О. |
4 |
16 |
Кирилл П. |
0 |
17 |
Миша Т. |
0 |
18 |
Сережа Т. |
4 |
19 |
Данил Х. |
0 |
20 |
Гриша Ш. |
4 |
Как видно из представленной сводной таблицы по результатам ответов учащихся, в классе преобладает практически полное незнание правил оказания первой помощи. Лишь у двоих школьников высокий уровень знаний оказания первой помощи. Процентное соотношение результатов опроса наглядно представлено на рис. 1.9.
Рис. 1.9 Знания ребенком правил оказания первой помощи
Итак, по результатам проведенного анкетирования когнитивного и мотивационно - потребностного компонента правил ЗОЖ нами получены следующие результаты.
Рис. 1.10 Уровни усвоения правил ЗОЖ (когнитивный и мотивационно-потребностный компоненты)
Далее было подсчитано общее количество баллов, набранных учащимся, и определен уровень знаний учащегося о правилах ЗОЖ. В результате было выделено четыре уровня знаний учащихся о требованиях ЗОЖ:
Общий суммарный балл, набранный каждым учащимся, был внесен в таблицу 1.5.
Таблица 1.5 Сводная таблица по уровням усвоения правил ЗОЖ
№ п/п |
Фамилия, имя |
Общая сумма баллов |
Уровень (высокий, средний, низкий) |
1 |
Саша Б. |
14 |
низкий |
2 |
Аня Б. |
22 |
средний |
3 |
Паша К. |
10 |
низкий |
4 |
Маша К. |
30 |
высокий |
5 |
Алена О. |
18 |
низкий |
6 |
Кристина П. |
26 |
средний |
7 |
Максим Т. |
10 |
низкий |
8 |
Саша Т. |
26 |
средний |
9 |
Денислам Х. |
12 |
низкий |
10 |
Леша Ш. |
22 |
средний |
11 |
Поля Б. |
14 |
низкий |
12 |
Аня Б. |
22 |
средний |
13 |
Кира К. |
12 |
низкий |
14 |
Марина К. |
30 |
высокий |
15 |
Алена О. |
18 |
низкий |
16 |
Кирилл П. |
26 |
средний |
17 |
Миша Т. |
10 |
низкий |
18 |
Сережа Т. |
26 |
средний |
19 |
Данил Х. |
12 |
низкий |
20 |
Гриша Ш. |
22 |
средний |
Процентное соотношение по уровням усвоения правил ЗОЖ представлено на рис. 1.11.
Рис. 1.11 Уровни усвоения правил ЗОЖ
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что уровень освоения правил ЗОЖ у учащихся 3 «Б» класса МОУ «Климовской средней общеобразовательной школы» средний, поэтому необходима работа по повышению уровня сформированности у младших школьников правил здорового образа жизни.