Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт и ее функции
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Глава II Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей
2.1 Описание диагностических методик
2.2 Исследование и анализ стилей семейного воспитания, и их влияния на развитие детей
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом(не очень подх)Стили воспитания 5.docx

— 76.56 Кб (Скачать файл)

«Группировки». В общей  семейной целостности ребенок находит  более узкие и сплоченные внутрисемейные группировки и союзы. Они состоят из тех близких людей, к которым дети тяготеют, с чьей привязанностью друг к другу они вынуждены смириться или напротив, чей круг хотят закрепить. Для мальчиков более характерно выделение подсистемы «Я-папа», для девочек «Я-мама». В ряде случаев, девочки выделяют подсистему братьев и сестер.

«капсулирование». На рисунках этого типа ребенок изображает себя в замкнутом пространстве. Образ  капсулы не всегда бросается в  глаза, принимая видимость легко  узнаваемых предметов, деталей интерьера. Ими могут быть прямоугольник  ковра, шкаф, кровать. Эти предметы кроме  прямой практической функции наделяются еще одной, очень важной для смыслового ряда рисунка: они изолируют автора от других членов семьи. Субъективно  это не всегда сигнал тревоги. Ребенок  может чувствовать себя в капсуле  совсем неплохо. Но объективно капсула- это знак того, что жизненные связи ребенка пусть и не полностью, но все же ослаблены, нарушены, деформированы. «Капсулирование» перекликается по смыслу с такими типами семьи, как «купе», «группировки», но его символика более кульминационна. В замкнутом пространстве капсулы может находиться не только автор рисунка, но и кто-то еще из семьи.

«семейная фотография». Этот рисунок имеет среднее между  «единением» и «Купе» значение. Как  в «единении» здесь представлены все члены семьи, между ними нет  барьеров, но как в купе, каждый выступает  автономно.

«С птичьего полета». Авторы таких рисунков смотрят на свое семейное прибежище как бы с высоты. При  этом выделяются два весьма различающихся  из подтипа. Одному свойственна центробежная тенденция в отношении семейной системы, другому – центростремительная. Но и в том и в другом случае границы семьи четко очерчены и отделяют ее от внешнего мира. В  обоих случаях дети отстраненно  наблюдают за обитателями своего домашнего гнезда и за собой в  их кругу.

«Осколочная семья». В рисунках этого типа раскрываются семейные ситуации разной степени тяжести. В графическом, а значит, и психологическом пространстве семьи как будто бы отсутствуют  признаки межличностной изолированности, не видно явных барьеров и преград. Но их не может быть, поскольку семья  разбита, она воспринимается ребенком фрагментарно, бессвязно. Отчуждение, иногда намеренно подчеркнутое, проявляется  и по признаку пола, что достаточно характерно для изображения семей  младшими подростками. Семейное пространство на таких рисунках выглядит каким-то разреженным, опустело- безрадостным, нереальным. Невольный лаконизм выразительных средств свидетельствует о некоторой общей онтологической обедненности, печать которой лежит на всей жизни ребенка. Вообще многие особенности рисунков детей при их поверхностной оценке свидетельствует о дефектах развития, интеллектуальной недостаточности их авторов (примитивизм, схематизм, неполнота изображения фигур, причудливость форм, расположение частей тела не там, где им положено быть). Однако при этом разные планы рисунков выполняются по-разному, отличаясь степенью совершенства: искажаются, как правило, только люди, а предметный план изображается технично. Все это позволяет предположить, что регресс развития является результатом не столько мозговых дисфункций, сколько длительного, хронического дистресса.

Сами по себе типы изображения  семьи, за исключением, пожалуй, последнего и «капсулирования», не дают повода для оценочного подхода: они не являются плохими, ни хорошими и могут быть как-то интерпретированы только в совокупности с другими, логически связанными фрагментами рисунка, то есть в целом  смысловом контексте. Вместе с тем  материалы рисунков раскрывают особенности  личностного развития детей в  семье, одновременно выявляя восприятие ими семейной ситуации. Организация  расшифровки рисунков может помочь истолковать их символику и получить дополнительную информацию об их смысле. Для этого используется беседа с  ребенком по поводу рисунка сразу  после того, как он был нарисован; сочинение родителей (только по их согласию); разговор с родителями тех детей, чьи рисунки вызывают наибольшую тревогу.


Информация о работе Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей