Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия принципа культуросообразности обучения;
2. охарактеризовать функции и методы деятельности педагога по реализации принципа культуросообразности обучения;
3. проанализировать опыт реализации принципа культуросообразности обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5
§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности
обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7
§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном
процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9
§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11
Глава 2. Педагогические условия для приобщения
дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13
§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения
детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21
Заключение…………………………………………….……………….стр. 29
Список используемой литературы…………………………………...стр. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая практическая педагогика.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

(институт, факультет)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Практическая педагогика»

На тему: «Опыт реализации принципа культуросообразности обучения

старших дошкольников».

 

 

 

                                                                   Студентка                Е.Н.Искаева

                                                                   Группа                     ППОбз-1033

                                                                        Преподаватель        М.О.Смирнова

 

 

 

 

 

Тольятти 2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………стр. 3

Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5

§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности

обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7

§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном

процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9

§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11

Глава 2. Педагогические условия для приобщения

дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13

§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения

детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21

Заключение…………………………………………….……………….стр. 29

Список используемой литературы…………………………………...стр. 30

Приложение…………………………………………………………..…стр. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Слава нашей стороне, Слава русской старине!

И про эту старину Вам рассказывать начну

Чтобы все вы знать могли о делах родной земли».

Н.Кончаловская

Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Проблема: принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры.

Объект: процесс приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.

Предмет: русская народная культура как средство культуросообразности обучения.

Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.

Задачи исследования:

1. раскрыть сущность понятия  принципа культуросообразности  обучения;

2. охарактеризовать функции  и методы деятельности педагога  по реализации принципа культуросообразности обучения;

3. проанализировать опыт  реализации принципа культуросообразности обучения.

Гипотеза: мы предполагаем, что проведение детских праздников и развлечений, разучивание русского фольклора, русских народных игр, тематика которых охватывает главные элементы русской культуры (в частности, устное народное творчество, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к русской народной культуре.

Методы исследования: обзор литературы по данной теме (проанализировано более 15 источников), изучение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (беседы, игровые упражнения, наблюдения).

База исследования: СП ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани, подготовительная к школе группа.

Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. [11; 8]

В современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ, которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем, все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической группы, не учитывая при этом особенности поликультурной среды, в которой воспитываются дошкольники, тем самым, оставляя без внимания потребности в национальной самоидентификации детей других национальностей. Исходя из вышесказанного, необходимо рассмотреть особенности формирования представлений о традиционной народной культуре у детей дошкольного возраста.

По утверждению К.Д.Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, народные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку. [8;43]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности обучения в образовательном процессе.

 Принцип культуросообразности  в педагогике сформулировал Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг (1790-1866), который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребёнка. Этот принцип отразил тенденцию формирования национальных государств и национальных культур и получил широкое признание в педагогике XIX-XX вв. Русские педагоги также развивали эту идею. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой писали о народности воспитания. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа.

          В СССР принцип культуросообразности  иногда трактовался как противоречащий  установкам классовости и интернационализма, декларативным утверждениям о развитии культуры каждого народа как национальной по форме и социалистической по содержанию. Вместе с тем полного отказа от принципа культуросообразности в советской педагогике не произошло. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий (Шацкий С.Т., 1980), В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А., 1979; см. аннотацию) и др.

Толкование термина «культура» многозначно и зависит от сферы применения. Слово «культура» пришло из латинского языка и переводится как – обработка, возделывание. «Культура» представляет собой очень сложное, многогранное явление. Как форма деятельности «культура», в конечном итоге, предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Социолог  С.Радугин рассматривал «культуру» в широком смысле слова как специфическую генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

По словам известного ученого, культуролога Г.Н.Волкова, «культура» понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности.

С.Фролов же полагал, что «культура» - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, закон и обычаи, а также способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.

В связи с этим весьма обоснованно звучит введенное академиком Д.С.Лихачевым понятие «культура» – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». [2; 134]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном процессе

со старшими дошкольниками.

Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.[4;67]

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает  традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. В само понятие «фольклор» входят все виды устного народного творчества – пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизация к поощрению, движению и активной деятельности. А также играет немало важную роль в забавах и развлечениях. [9;13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта.

Воспитание – это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

Гуманистические ценности – это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.

Декоративно-прикладное искусство – вид художественной деятельности, границы которой определяются не предметом, а спецификой творческого метода.

Информация о работе Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников