Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия принципа культуросообразности обучения;
2. охарактеризовать функции и методы деятельности педагога по реализации принципа культуросообразности обучения;
3. проанализировать опыт реализации принципа культуросообразности обучения.
Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5
§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности
обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7
§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном
процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9
§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11
Глава 2. Педагогические условия для приобщения
дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13
§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения
детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21
Заключение…………………………………………….……………….стр. 29
Список используемой литературы…………………………………...стр. 30
5. Каких известных земляков (поэтов, писателей, композиторов, ученых и т.д.) ты знаешь? Кем гордится народ, к которому ты себя относишь, и ты сам?
6. Есть ли отличия между твоим народом и другими? Если есть, то, какие?
Ф.И.ребенка |
Вопросы |
Уровень | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Марина А. |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ - |
+ - |
Средний |
Егор К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Влад Г. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
+ - |
Низкий |
Надя Р. |
+ |
- |
+ |
+ - |
+ |
+ |
Средний |
Рита Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Ваня С. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ - |
Средний |
Рома А. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
Средний |
Артем Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Полина К. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ |
Средний |
Настя М. |
+ |
- |
+ - |
+ - |
+ - |
+ - |
Низкий |
Кирилл З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Диана М. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
+ - |
Низкий |
Алена П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Никита У. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ - |
Средний |
Вова О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Диагностическая методика
«Картинки»
Материал: картинки 1. «дети красят яйца на Пасху», 2. «сжигание чучела», 3. «катание с горы», 4. «колядование».
Детям предлагалось рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники на них изображены.
Ф.И. ребенка |
Картинки |
Уровень | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Марина А. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Егор К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Влад Г. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Надя Р. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Рита Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Ваня С. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Рома А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Артем Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Полина К. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Настя М. |
+ |
+ |
+ - |
+ - |
Средний |
Кирилл З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Диана М. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Алена П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Никита У. |
+ |
+ |
+ - |
+ - |
Средний |
Вова О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Беседа «Народные традиции».
1. Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?
2. Какие народные праздники ты знаешь?
3. Какие праздники отмечают в твоей семье?
4. Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок).
5. Какие народные песенки, потешки, считалки, игры ты знаешь?
6. Назови народные игры, в которые ты любишь играть?
7. С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?
Ф.И. ребенка |
Вопросы |
Уровень | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Марина А. |
+ |
+ - |
+ - |
+ - |
+ - |
+ |
- |
Низкий |
Егор К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Влад Г. |
+ |
- |
+ - |
+ - |
+ - |
+ |
- |
Низкий |
Надя Р. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Рита Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Ваня С. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ |
Средний |
Рома А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Артем Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Полина К. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Настя М. |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Кирилл З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Диана М. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
Средний |
Алена П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Никита У. |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ - |
Средний |
Вова О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
На основе выполненного анализа можно утверждать, что большинство детей из группы имеют высокий и средний уровни. Дети продемонстрировали прекрасные знания русского фольклора, знание национальных праздников, традиций, обычаев.
Заключение
Проведенные исследования подтвердили, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.
Используемая литература
Приложение № 1
Игра «Путешествие по народным праздникам»
Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
Игровая задача: достичь финиша первым.
Игровые действия:
1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;
2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.
Правила игры:
Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.
На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.
Варианты игры:
1. Игру проводит воспитатель,
задает детям вопросы в
2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.
На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д.
Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:
1. Пояснить пословицу.
2. Рассказать как играть в подвижную игру.
3. Отгадать загадку.
4. Назвать сказку и др.
Приложение № 2
Проблемные ситуации и дидактические игры
«Чей подарок лучше?»
Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.
Информация о работе Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников