Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия принципа культуросообразности обучения;
2. охарактеризовать функции и методы деятельности педагога по реализации принципа культуросообразности обучения;
3. проанализировать опыт реализации принципа культуросообразности обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5
§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности
обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7
§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном
процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9
§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11
Глава 2. Педагогические условия для приобщения
дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13
§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения
детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21
Заключение…………………………………………….……………….стр. 29
Список используемой литературы…………………………………...стр. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая практическая педагогика.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

5. Каких известных земляков (поэтов, писателей, композиторов, ученых и т.д.) ты знаешь? Кем гордится народ, к которому ты себя относишь, и ты сам?

6. Есть ли отличия между  твоим народом и другими? Если  есть, то, какие?

Ф.И.ребенка

Вопросы

Уровень

1

2

3

4

5

6

Марина А.

+

+

+

+ -

+ -

+ -

Средний

Егор К.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

+ -

+

+ -

+ -

+ -

Низкий

Надя Р.

+

-

+

+ -

+

+

Средний

Рита Р.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+

+ -

+ -

Средний

Рома А.

+

+ -

+

+ -

+ -

+

Средний

Артем Б.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+ -

+

+

+ -

+

Средний

Настя М.

+

-

+ -

+ -

+ -

+ -

Низкий

Кирилл З.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+

+ -

+

+ -

+ -

+ -

Низкий

Алена П.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+ -

+

+

+

+ -

Средний

Вова О.

+

+

+

+

+

+

Высокий


 

 Диагностическая методика

«Картинки»

Материал:  картинки 1. «дети красят яйца на Пасху», 2. «сжигание чучела», 3. «катание с горы», 4. «колядование».

Детям предлагалось рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники на них изображены.

Ф.И. ребенка

Картинки

Уровень

1

2

3

4

Марина А.

+

+ -

+

+ -

Средний

Егор К.

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

+ -

+

+ -

Средний

Надя Р.

+

+ -

+

+ -

Средний

Рита Р.

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+ -

Средний

Рома А.

+

+

+

+

Высокий

Артем Б.

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+ -

+

+ -

Средний

Настя М.

+

+

+ -

+ -

Средний

Кирилл З.

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+

+ -

+

+ -

Средний

Алена П.

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+

+ -

+ -

Средний

Вова О.

+

+

+

+

Высокий


 

 

 

Беседа «Народные традиции».

1. Есть ли у тебя  любимый праздник и как ты  отмечаешь его дома?

2. Какие народные праздники ты знаешь?

3. Какие праздники отмечают  в твоей семье?

4. Как вы готовитесь  к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок).

5. Какие народные песенки, потешки, считалки, игры ты знаешь?

6. Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

7. С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

Ф.И. ребенка

Вопросы

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

Марина А.

+

+ -

+ -

+ -

+ -

+

-

Низкий

Егор К.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

-

+ -

+ -

+ -

+

-

Низкий

Надя Р.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

Средний

Рита Р.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+ -

+ -

+

+

Средний

Рома А.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Артем Б.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

Средний

Настя М.

+

+

+ -

+

+ -

+

+ -

Средний

Кирилл З.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

Средний

Алена П.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+ -

+ -

+

+

+

+ -

Средний

Вова О.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий


 

 

На основе выполненного анализа можно утверждать, что большинство детей из группы имеют высокий и средний уровни. Дети продемонстрировали прекрасные знания русского фольклора, знание национальных праздников, традиций, обычаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенные исследования подтвердили, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
  4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. –  № 1. - С. 67 - 73.
  5. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
  7. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.
  8. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.-230с.
  9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
  10. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
  11. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
  12. Миловский А.С. Песнь - жар птицы: Рассказы о народных праздниках. - М.: Детская литература, 1987.— 190с
  13. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994. – 242 с
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  15.   Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.:  АРКТИ, 1992.  – 149с.
  16. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2006.-360с.
  17. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 2003.-257с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Игра «Путешествие по народным праздникам»

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках,  их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1. Дети выбирают, на каком  виде транспорта они будут  путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно  выпавшему количеству очков, передвигаться  фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.

На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.

Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости  от уровня знаний. Количество  играющих детей — от 3 до 6 (дети  могут играть парами).

2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.

На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д.

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:

1. Пояснить пословицу.

2. Рассказать как играть  в подвижную игру.

3. Отгадать загадку.

4. Назвать сказку и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Проблемные ситуации и дидактические игры

«Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.

Информация о работе Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников