Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение развития начального и среднего образования города Ярославля.
Предметом исследования выступает начальное и среднее образование Ярославля.
Объектом исследования выступает образование Ярославля.
Введение 3
Глава 1. Методические основы развития 8
1.1. Сущность, цели, задачи развития 8
1.2. Принципы и факторы развития 15
1.3. Методы развития 20
Глава 2. Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области 26
2.1. Характеристика 26
2.2. Организация 35
2.3. Анализ развития в Ярославской области 37
Глава 3. Основные направления развития начального и среднего образования Ярославской области 46
3.1. Заключение международных связей 46
3.2. Развитие кадрового обеспечения образования 53
3.3. Развитие сферы образовательных услуг 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Федеральное образовательное учреждение
Содержание
Оживление российской экономики, вхождение ее в международные сообщества и осознание особой значимости квалифицированного работника для привлечения инвестиций, разворачивания производственных процессов. Не просто человеческий капитал, а активно, профессионально действующий человек как условие любых преобразований и результативных действий.
Областная программа Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на 2011-2012 годы.
Важную роль в становлении и развитии профориентации играют стратегические ориентиры, реализуемые в Ярославской системе образования. Во всех общеобразовательных учреждениях осуществляется предпрофильная подготовка, ряд образовательных учреждений реализует программы подготовки на профильном уровне.
Ценностные и целевые ориентиры, информационная база, необходимые качества для обоснованного выбора профессии формируются в рамках различных общеобразовательных дисциплин и специализированных курсов: Предпрофильная подготовка. Путь к профессии, Единая технология обеспечения профориентационным минимумом и др.
Связующим моментом являются целевые и содержательные ориентиры, заложенные в новых образовательных стандартах.
Согласно результатам исследований профессиональных планов старшеклассников, обучающиеся, родители (лица их заменяющие), педагогические работники недостаточно осведомлены о содержании и перспективах современных профессий и специальностей, зачастую имеют неправильные представления об условиях обучения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возможностях построения профессиональной карьеры. Выпускники школ ориентированы на получение высшего образования, в то время как на рынке труда Ярославской области востребованы квалифицированные рабочие кадры. Информированность о системе начального и среднего профессионального образования – важный ресурс, обеспечивающий самостоятельный и осознанный выбор выпускником школы образовательного и профессионального пути.
В течение последнего года в системе начального и среднего профессионального образования произошли значительные изменения:
Начальное профессиональное образование как система имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования, а в ряде случаев - на базе среднего (полного) общего образования.
Система начального профессионального образования представляет собой сложный объект, состоящий из ряда взаимосвязанных компонентов Характерными признаками системы (в том числе и НПО) как феномена являются- целостность, структурность, организованность, иерархичность (многоуровневое»), взаимозависимость системы й среды Учитывая указанные параметры, систему начального профессионального образования можно характеризовать.
1) как совокупность
образовательных программ и
советы и службы НПО, советы директоров и ассоциации учреждений системы начального профессионального образования и др );
2) как систему, включающую целевой (цели и задачи подготовки), содержательный (её содержание), операционно-деятельностный (технологии, формы, методы подготовки), контрольно-оценочный (в том числе и мониторинг системы НПО), результативный (результаты ее функционирования) компоненты.
Указанные компоненты взаимосвязаны и упорядочены, образуя целостность и единство, поэтому характеристика системы начального профессионального образования не исчерпывается суммой характеристик входящих в нее элементов (П К Анохин, В Г. Афанасьев, А М Новиков и др.): их иерархия, упорядоченность и взаимосвязь приводят к появлению новых качеств, не свойственных отдельно взятым компонентам системы начального профессионального образования
Систему НПО можно рассматривать также и как субсистему (или подсистему), последовательно входящую, интегрирующуюся в системы более высокого уровня (или макросистемы)- систему профессионального образования, государственную систему образования РФ (наряду с системой общего образования), социокультурную систему России и т.д.
Элементы системы начального профессионального образования, находясь во взаимосвязи и взаимодействии, со временем изменяются, оказывая воздействие на систему в целом Данные воздействия называются внутренними. К числу так называемых «внутренних факторов», оказывающих влияние на функционирование и развитие системы НПО относятся: структура и содержание подготовки учащихся, численность учебных заведений начального профессионального образования и учащихся в них; численность и квалификация педагогического состава, состояние материально-технической базы образовательных учреждений; качество подготовки учащихся; численность выпускников учреждений начального профессионального образования; переход на новые образовательные стандарты, регионализация системы НПО и, как следствие, изменения в порядке финансирования образовательных учреждений рассматриваемой системы
Система начального профессионального образования, будучи социальной системой, является открытой (незамкнутой) системой, поэтому она испытывает влияние других систем различных иерархических уровней В числе доминирующих «внешних факторов» - уровень развития народного хозяйства, особенности развития отдельных отраслей промышленности (включая изменение численности выпускаемой продукции, появление новых и изменение спроса на существующие профессии и специальности, организационно-структурные изменения в существующих отраслях промышленности и появление новых, изменение численности предприятий той или иной отрасли и т п ), развитие науки и техники (открытие новых законов, создание новых материалов, разработка новых машин и технологий и т д ); демографическая ситуация в стране и др.
Внешние и внутренние факторы находятся в постоянном взаимодействии, что обусловливает необходимость рассматривать их влияние на систему начального профессионального образования в комплексе.
Целью курсовой работы является изучение развития начального и среднего образования города Ярославля.
Предметом исследования выступает начальное и среднее образование Ярославля.
Объектом исследования выступает образование Ярославля.
Задачами курсовой работы является изучение:
- методических основ развития
образования Ярославской
- организации и анализа развития начальной среднего образования в Ярославской области;
- развития кадрового
- развития сферы
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Роль образования на
современном этапе развития России
определяется задачами ее перехода к
демократическому и правовому государству,
к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности отставания страны от мировых
тенденций экономического и общественного
развития.
В современном мире значение образования
как важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и общества
увеличивается вместе с ростом влияния
человеческого капитала. Российская система
образования способна конкурировать с
системами образования передовых стран.
При этом необходимы широкая поддержка
со стороны общественности проводимой
образовательной политики, восстановление
ответственности и активной роли государства
в этой сфере, глубокая и всесторонняя
модернизация образования с выделением
необходимых для этого ресурсов и созданием
механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные принципы
образовательной политики в России, которые
определены в Законе Российской Федерации
"Об образовании", Федеральном законе
"О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и раскрыты в Национальной
доктрине образования в Российской Федерации
до 2025 года, а также Федеральной программе
развития образования на 2000–2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными
направлениями социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации
на долгосрочную перспективу и определяет
приоритеты и меры реализации генеральной,
стратегической линии в предстоящее десятилетие
модернизации образования.
Образовательная политика
России, отражая общенациональные интересы
в сфере образования и
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Особое значение имеют развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
Школа в широком смысле
этого слова должна стать важнейшим
фактором гуманизации общественно-
На современном этапе
развития России образование, в его
неразрывной, органичной связи с
наукой, становится все более мощной
движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности
народного хозяйства, что делает его одним
из важнейших факторов национальной безопасности
и благосостояния страны, благополучия
каждого гражданина. Потенциал образования
должен быть в полной мере использован
для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства
страны, преодоления этнонациональной
напряженности и социальных конфликтов
на началах приоритета прав личности,
равноправия национальных культур и различных
конфессий, ограничения социального неравенства.
Многонациональной российской школе предстоит
проявить свою значимость в деле сохранения
и развития русского и родного языков,
формирования российского самосознания
и самоидентичности. Обновленное образование
должно сыграть ключевую роль в сохранении
нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого,
динамичного развития российского общества
– общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить равный
доступ молодых людей к полноценному качественному
образованию в соответствии с их интересами
и склонностями, независимо от материального
достатка семьи, места проживания, национальной
принадлежности и состояния здоровья.
Необходимо использовать все возможности
для социальной защиты детей и подростков,
лишенных попечения родителей. Важной
задачей также является формирование
профессиональной элиты, выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых детей
и молодежи.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Главная задача российской
образовательной политики – обеспечение
современного качества образования
на основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и
государства.
Модернизация образования – это политическая и общенациональная
задача, она не должна и не может осуществляться
как ведомственный проект. Интересы общества
и государства в области образования не
всегда совпадают с отраслевыми интересами
самой системы образования, а потому определение
направлений модернизации и развития
образования не может замыкаться в рамках
образовательного сообщества и образовательного
ведомства.
Активными субъектами образовательной
политики должны стать все граждане России,
семья и родительская общественность,
федеральные и региональные институты
государственной власти, органы местного
самоуправления, профессионально-педагогическое
сообщество, научные, культурные, коммерческие
и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит
в создании механизма устойчивого развития
системы образования.
Для достижения указанной
цели будут решаться в первоочередном
порядке следующие
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.