Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования явилось изучение основных подходов к обследованию речи у детей дошкольников с ФФН.
Объектом речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Предмет – методики обследования речи детей с ФФН.
Для раскрытия цели исследования были решены следующие задачи:
Изучен теоретический аспект по теме исследования.
Изучить методы и приемы развития детей с ФФН.
Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников
Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе..…...5
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи………………..8
Особенности речи детей с ФФН……………………………………………10
Глава 2: Анализ методик обследования фонематических процессов
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………………….14
Глава 3. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
3.1. Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….……23
3.2. Результаты обследования речи детей……………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)
  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

 

    1. Особенности речи детей с ФФН

У детей с  ФФН состояние звукопроизношения  можно охарактеризовать следующими особенностями:

  1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Простые по артикуляции звуки как правило заменят сложные: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. При отсутствии звука или замене его на другой, по артикуляционному признаку звуку, создаются условия для смешения этих фонем. У ребенка формируется артикулема во время смешения звуков, близким по аккустическим и артикуляционным признакам. Это приводит к смешанию звуков, которые принадлежат к разным фонетическим группам, на письме и во время чтения. Количество может доходить до 16-20 звуков. К основному числу неправильно употребляемых звуков относятся: несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]); [т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й]; гласный [ы] [11, c.58].
  2. Замена группы звуков диффузной артикуляцией, т.е. гласные верхнего подъема, губные и зубные согласные.  Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний,  неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягчённого [ч].
  3. Нестойкое употребление звуков в речи. Многие из звуков при произнесении отдельно, произносят правильно. Однако, в речи они могут заменяться другими или вообще отсутствовать. Встречается, что ребенок может произносить и тот же звук в разных словах по-разному.
  4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искажать 2-4 звука или говорить без дефектов, но на слух не различает основное количество звуков [29, c. 78].

Недостаточно  сформированная артикуляционная моторика и ее нарушения являются причиной искаженного произношения.

Методику коррекции  можно сформировать при знании нарушения  звукопроизношения. Если замечены нарушения  на фонетическом уровне, внимание следует  уделять развитию общей и мелкой моторике артикуляционного аппарата, если же на фонематическом – необходимо развивать фонематический слух.

В случаях, когда  количество дефектных звуков достигается  большого количества, наблюдается нарушение  слоговой структуры слова: скатерть –  «катиль» или «катеть», велосипед  – «сипед».

Как правило, речевое  недоразвитие в большинстве случаях выражается не резко, только при правильном исследовании можно определить ошибки [18, c.45].

Лексико-грамматические стороны речи

Одной из выраженных особенностей речи детей с недоразвитием речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

Бедность активного  словаря проявляется в неточном произнесении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

При недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны [35, c.67].

Овладение грамматическими  формами словоизменения, способами  словообразования, различными типами предложений происходит у детей с недоразвитием речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н.С.Жуковой, Мастюковой Е.М., Т.Б.Филичевой, выделены следующие нарушения морфологической  системы языка у детей недоразвитием  речи.

Это неправильное употребление:

- окончаний имен существительных,  местоимений, прилагательных;

- падежных и родовых  окончаний количественных числительных;

- личных окончаний  глаголов;

- окончаний глаголов  в прошедшем времени;

- предложно-падежных  конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций [14, c.95].

Связанность речи

Нарушение связной речи — один из симптомов недоразвития речи.

У детей I уровня речевого развития связной речи нет, имеются  отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь не понятна окружающим.

Недостаточность речи детей II уровня проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями  из 2 — 3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни [42, c. 87].

III уровень речевого  развития предполагает наличие  развернутой фразы, однако связная  речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас,  одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

При пересказе текстов  дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности  при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением  отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному [21, c. 64].

Творческое рассказывание  детям дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения  в определении замысла выполнение творческого задания подменяется  пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы [31, c. 29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Анализ методик обследования фонематических процессов

    1. Методики обследования речи дошкольников с ФФН

Как уже было выше упомянуто, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста.

В связи с  этим важно тщательно и всесторонне  обследовать каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи.

Вместе с  тем остается недостаточно разработанной процедура и содержание логопедического обследования в различных возрастных группах детей с речевыми нарушениями.

Изучив методики проведения речевого обследования детей  с ФФН, мы можем предложить следующие  методики, которые можно использовать для изучения речевой готовности к школе. 

 

Методика Поваляевой М.А.

М. А. Поваляева предлагает нам свою методику изучения речи детей дошкольного возраста:

1. Изучение уровня  речевой коммуникации.

Методические  указания:

Для изучения коммуникативных  умений детей проводится наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вслушиваться в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

2. Изучение уровня связной речи детей 

Методические  указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объёму незнакомые рассказ или сказку.

3. Изучение словарного запаса

Методические  указания:

Необходимо  выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять  обобщающие слова (классификация понятий, подбор антонимов, подбор синонимов, подбор определений).

4. Изучение грамматической стороны речи

Методические  указания:

Необходимо  выявить уровень владения грамматическими  конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью  предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и  предложений (понимание грамматических структур; образование форм имён существительных; обозначающих детёнышей животных, конструирование предложений).

5. Изучение состояния звуковой стороны речи детей

Методические  указания к обследованию речи: 
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умения дифференцировать звуки, ребёнку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука [з – с, ж – ш, б – п, г – к, л – р], и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак, мышка – мишка). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчётливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.  
 6. Изучение уровня практического осознания элементов речи

Задание:

1. Скажи одно  слово.

2. а) Произнеси  один звук. б) Сколько звуков  в слове «дом»? в) Назови  звуки в этом слове.

3. а) Скажи  одно предложение. б) Сколько  слов в предложении «Дети любят  играть»? в) Назови первое слово, второе, третье. 
          Обработка и интерпретация результатов

Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению, делается на основе суммарной оценки развития всех обследуемых сторон речи. Таким образом, по результатам итоговой оценки ребёнок  может быть отнесён к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, ниже среднего, низкому.

Данная методика как нельзя лучше определяет уровень  развития речи ребёнка, даёт более точные данные при изучении речевой готовности к школе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 

Методика Грибовой О.Е.

Не менее  интересную методику обследования речи представляет Грибова О.Е., она предлагает обследование речи по следующим разделам: 
 1. Обследование связной речи. Составление рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии картинок. 
 2. Обследование грамматического строя речи. 
Составление предложений по картинкам, проверка сформированности навыка согласования местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с именами существительными, использование предложно-падежных конструкций, навыков словообразования и словоизменения. 
 3. Обследования навыка звукопроизношения. Выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи. 
 4. Обследование слоговой структуры слова. Проверяется, правильно ли ребёнок произносит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах. 
 5. Обследование фонематического восприятия. Выявление готовности ребёнка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родного языка, воспринимая их на слух.

Автор этой методики считает, что если ребёнок успешно  справляется с первым заданием (составление  рассказа повествовательного характера  по картинке), то нет необходимости  обследовать грамматический строй речи, навыки звукопроизношения, слоговою структуру слова, а можно сразу приступать к обследованию фонематического восприятия. Мы позволим себе не согласиться с мнением О. Е. Грибовой, т.к. для получения более точных данных по изучению речевой готовности к школе, необходимо и изучение грамматического строя речи и навыков звукопроизношения.

Обследование  речи по каждому разделу представляет собой тестирование, где автор  предлагает картинки, задания, параметры  оценки и трудности, с которыми может столкнуться ребёнок. При подведении итогов Ольга Евгеньевна предлагает четыре варианта итога тестирования, к каждому из которых представлены рекомендации.

Информация о работе Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста