Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 02:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи.
С учетом поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический материал и провести обследование речи детей 2-3-х лет.
3. Разработать методику коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Выявить эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логопедического сопровождение детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи…………………...5
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………......5
1.2. Факторы риска нарушений речи у детей раннего возраста………...…….12
1.3 Современное состояние проблемы логопедического сопровождения детей раннего возраста…………………………………………………………………18
Глава 2. Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………….……25
2.1. Организация исследования……………………………………………...….25
2.2. Методика коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи………………………………….34
2.3. Оценка эффективности поведенной логопедической работы…………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61

Вложенные файлы: 1 файл

Логопедическое сопровождение детей гр.риска раннего возраста.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 3-х лет. Специалисты пользуются шкалами-нормами психомоторного развития, составленными Н.М. Аксариной, С.М. Кривиной, К.Л. Печерой. (Приложение 1).

Экспериментальная работа опиралась на методы диагностики Е.А. Стреблевой, Н.В. Серебряковой, Ю.Ф. Гаркуши.

Педагогическое обследование детей включало изучение уровня развития речи, игровой деятельности, проверку состояния умений и навыков по основным разделам обучения (сенсорному воспитанию, конструированию).

База исследования – детский сад «Малыш» п. Солнечный. Выборка - 10 детей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Все дети относятся к группе риска, поскольку имеют в анамнезе родовые травмы.

Исследуя психомоторное развитие детей, мы опирались на вариант диагностики детей раннего возраста, разработанной Е.А. Стреблевой на основе теоретического и методического подхода школы Л.А. Венгера.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Так как ведущим видом деятельности детей раннего возраста является игровая деятельность, наше обследование проводилось в форме игры, основанной на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении детей. Игровые задания конкретны, привлекают внимание ребенка, небольшие по объему.

Задания предполагают перемещение предметов в пространстве, где выделяют пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Ребенку предлагается поймать шарик, собрать и разобрать пирамидку, сложить картинку из частей, построить по образцу взрослого домик из палочек, нарисовать дорожку или домик и прочее. Каждое задание оценивается по 4-бальной шкале – от 1 до 4-х баллов.

При оценке действий ребенка оценивается его зона ближайшего развития, т.е. любое задание предлагается выполнить ребенку самому, а в случае затруднений – вместе со взрослым. Взрослый обучает малыша тому или иному действию, а затем проверяет, может ли он действовать по подражанию, воспроизводить образец взрослого. Необходимым условием проведения диагностики является естественность диагностических ситуаций, эмоциональный комфорт ребенка, его хорошее самочувствие. Обстановка, в которой проводится диагностика, должна быть знакомой и привлекательной для малыша.

Неадекватное выполнение задания, т.е. несоответствие действий ребенка условиям данного задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка. Нормально развивающиеся дети проявляют активный интерес к предложенным заданиям и к конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта характерно безразличное отношение к заданиям и к полученному результату.

Основываясь на вышеизложенных параметрах оценки умственной деятельности ребенка, нами выведена количественная оценка действий ребенка, которая указана в диагностических заданиях (Приложение 2).

При исследовании степени сформированности речи используются специальные методики, направленные на обследование как импрессивной, так и экспрессивной речи [18, c.95].

Исследование речи детей включает следующие разделы:

1. Обследование импрессивной стороны речи:

  • Понимание речи на уровне диалога. (Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть игрушками?);
  • Понимание инструкций (ребенку предлагают выполнить то, о чем его просят; используются однократные инструкции и включающие два взаимосвязанных действия: возьми мяч; дай куклу; брось мяч на пол – всего 10 инструкций);
  • Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • Понимание фраз (перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, ребенку предлагается показать картинку, названную экспериментатором – всего 10 фраз);
  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных (кукла-куклы, мяч-мячи).

2. Обследование экспрессивной  стороны речи:

  • Диалог (возможность речевого общения ребенка, общая характеристика речи – отсутствует, лепетная, речь отдельными словами, фразовая речь);
  • Изучение активного словаря существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Животные»);
  • Изучение глагольного словаря (назвать по картинкам, что делает мальчик? ест, пьет, спит, рисует и т.д.);
  • Изучение возможности ребенка к использованию фразовой речи;
  • Употребление форм существительных множественного числа существительных в именительном падеже.

Таким образом, в процессе исследования логопед использует различные методы: наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком. Диагностические игры по развитию речевой функции представлены в Приложении 3.

Результаты обследования психомоторного состояния детей раннего возраста показаны в таблице 1.

Таблица 1. – Анализ психомоторного состояния детей группы риска

№ п/п

Номера заданий

Общее кол-во баллов

Уровеньразвития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

4

4

3

3

4

4

2

3

4

3

34

4

2

4

4

3

3

3

3

2

3

3

2

30

3

3

3

4

3

3

3

4

3

2

4

3

32

3

4

4

3

2

4

3

2

3

2

3

2

28

3

5

4

4

2

2

2

2

3

2

3

2

26

3

6

3

4

3

3

3

4

3

2

4

3

32

3

7

4

4

3

3

4

4

2

3

4

3

34

4

8

4

4

3

3

3

3

2

3

3

2

30

3

9

3

4

3

3

3

4

3

2

4

3

32

3

10

4

3

2

4

3

2

3

2

3

2

28

3

Общее кол-во баллов за задание

37

38

27

31

31

32

26

24

35

25

   

 

Как видно из таблицы, только двое детей из группы имеют 4-ый уровень психомоторного развития. У них отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом «проб»). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Эти дети достигают хорошего уровня умственного развития.

У восьми из 10-ти детей отмечен третий уровень (ниже среднего) психомоторного развития. Дети заинтересованы в действиях с игрушками, включаются в совместную игру со взрослым и могут выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются.

Данные психомоторного состояния детей группы риска показаны в диаграмме на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни психомоторного состояния детей группы риска

 

Анализируя графу таблицы «общее количество баллов за задание», мы видим, что выполнение задания №8 и №10 вызвали наибольшие затруднения у детей группы риска.

Задание №8 направлено на выяснение уровня развития целостного восприятия предметного изображения, а задание №10 – на выяснение возможности детей в выполнении действий со строительным материалом. Это говорит о том, что у детей еще недостаточно сформирован процесс восприятия и процесс развития пространственных представлений.

С заданием №1 , направленным на выявление уровня развития игры, дети справились успешно. Можно сделать вывод, что игровые действия детей раннего возраста группы риска сформированы в большей степени.

Таким образом, только 20% детей группы риска имеет психомоторное развитие, соответствующее нормативным показателям развития детей раннего возраста.

Результаты логопедического обследования импрессивной речи детей раннего возраста показаны в таблице 2.

Таблица 2. – Анализ импрессивной речи детей группы риска

№ п/п

Номера заданий

Общее кол-во баллов

Группа развития

I-1

I-2

I-3

I-4

I-5

1

4

3

4

4

3

18

4

2

3

3

3

3

3

15

3

3

3

2

3

3

2

13

3

4

3

2

3

3

3

14

3

5

3

2

3

2

3

12

3

6

3

2

3

3

3

14

3

7

4

3

4

4

3

18

4

8

3

3

3

3

3

15

3

9

3

2

3

3

2

13

3

10

3

2

3

3

3

14

3

Общее кол-во баллов за задание

32

24

32

31

28

   

 

Анализируя графу «общее количество баллов за задание», мы видим, что наименьшее количество баллов дети группы риска набрали за задание № I-2. Это задание было направлено на изучение понимания детьми как простых, так и сложных двухступенчатых инструкций. Дети набрали 24 балла. Это говорит о том, что на уровне импрессивной речи у детей отмечаются трудности в понимании многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. В норме ребенок к 2-м годам понимает двухступенчатые инструкции. У детей группы риска с запозданием формируется способность к выполнению речевых инструкций, что говорит о задержке речевого развития.

Мы видим, что 8 детей группы риска имеют третий уровень (ниже среднего) развития импрессивной речи - 80% детей.

Четвертый уровень развития импрессивной речи (четвертую) имеют 2 человека, что соответствует норме развития детей 2-3 лет. Это составляет 20% от общего числа детей.

Таким образом, дети хорошо справились с заданиями, направленными на выяснение уровня развития импрессивной речи. Малыши группы риска хорошо понимают обращенную к ним речь, выполняют те действия, которые предлагает взрослый, как правило, выполняют более сложные инструкции.

Развитие импрессивной речи детей группы риска показано в диаграмме на рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровни импрессивной речи детей группы риска

 

Результаты логопедического обследования экспрессивной речи детей раннего возраста показаны в таблице 3.

 

Таблица 3. – Анализ экспрессивной речи детей группы риска

№ п/п

Номера заданий

Общее кол-во баллов

Группа развития

I-1

I-2

I-3

I-4

I-5

1

4

4

4

4

3

19

4

2

3

3

3

3

3

12

3

3

3

2

2

2

2

11

2

4

3

4

3

3

3

16

3

5

2

3

2

2

2

11

2

6

3

4

3

3

3

16

3

7

4

4

4

4

3

19

4

8

3

3

3

3

3

12

3

9

2

3

2

2

3

12

2

10

3

4

3

3

3

15

3

Общее кол-во баллов за задание

30

34

29

29

28

   

 

На высоком, четвертом, уровне развития находятся двое детей – 20%. Они набрали 19 баллов из возможных 20, и их речь соответствует нормальному уровню развития.

Второй уровень развития экспрессивной речи отмечен у трех детей (30%). Эти дети практически не разговаривают сами, вступают в речевое общение только после стимуляции речи взрослым.

Третий уровень речевого развития выявлен у 5 детей, что составляет 50%. У этих детей имеется самостоятельная речь. Они при общении используют слова, иногда фразы, простые двусловные предложения. Но их речь мало понятна для окружающих.

На основании полученных данных строим диаграмму развития экспрессивной речи детей 2-3 лет.

Сравнивая результаты развития импрессивной и экспрессивной речи детей раннего возраста, мы видим, что наблюдается неравномерное развитие активной и пассивной речи. Дети группы риска хорошо понимают обращенную к ним речь взрослого, но редко способны использовать слова в обращении или пользуются «автономными» детскими словами типа «ав-ав», «ам-ам» и т.п. Преобладание таких слов свидетельствует о задержке речевого развития.

Рисунок 3 – Уровни экспрессивной речи детей группы риска

 

Таким образом, анализируя результаты проведенного диагностического обследования, можно сделать вывод о том, что 80% малышей группы риска отстают в своем развитии от нормативных показателей развития детей раннего возраста, как в психомоторном, так и речевом развитии.

На момент обследования выявилось, что дети группы риска имеют недоразвитие всех компонентов речевой системы. Большинство детей почти не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукомплексами. У некоторых из них сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи сужен. Понимание простых инструкций не нарушено, но вызывают затруднения логико-грамматические конструкции или двухступенчатые инструкции.

Недоразвитие всех компонентов речи сопровождается эмоционально-волевой незрелостью, слабой регуляцией произвольной деятельности, недостаточностью функций активного внимания, недоразвитием психомоторного развития.

Таким образом, дети группы риска имеют общее недоразвитие речи. Патогенетической основой общего недоразвития речи у этих детей является задержанное созревание более поздно формирующихся структур и функций мозга. Из этого следует, что дети группы риска нуждаются в поэтапном формировании средств речевого общения с учетом уровня речевого развития ребенка, то есть в длительной логопедической коррекционной работе.

Информация о работе Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно