Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 02:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи.
С учетом поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический материал и провести обследование речи детей 2-3-х лет.
3. Разработать методику коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Выявить эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логопедического сопровождение детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи…………………...5
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………......5
1.2. Факторы риска нарушений речи у детей раннего возраста………...…….12
1.3 Современное состояние проблемы логопедического сопровождения детей раннего возраста…………………………………………………………………18
Глава 2. Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………….……25
2.1. Организация исследования……………………………………………...….25
2.2. Методика коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи………………………………….34
2.3. Оценка эффективности поведенной логопедической работы…………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61

Вложенные файлы: 1 файл

Логопедическое сопровождение детей гр.риска раннего возраста.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

3 балла – принял и  понял задание, пытается сначала  руками брать игрушки, подойти  к тележке, в дальнейшем использует  сачок и палочку, результат положительный.

4 балла – принял и  понял задание, сразу же выполняет  его правильно.

 

Задание 8. «Разрезные картинки»

 

Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: парные картинки, одна из которых в паре разрезана на две (три) части.

Инструкция: «Вот какая у меня есть картинка» - взрослый показывает ребенку две части разрезной картинки. «Сделай целую картинку».

Ход выполнения: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не принял  задания, действует неадекватно  в условиях обучения;

2 балла – принимает  задание, но не понимает, что части  надо соединить в целое, кладет  части одна на другую, в условиях  обучения действует порой адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания, безразличен к конечному результату;

3 балла – принимает  и понимает задание, пытается  соединить части в целое, но  самостоятельно не может это  выполнить, после обучения с заданием справляется, заинтересован в результате своей деятельности;

4 балла – принимает  и понимает задание, самостоятельно  справляется с заданием, пользуется  при этом либо методом целенаправленных  проб, либо практическим примериванием.

 

Задание 9. «Цветные коврики»

 

Цель: выявить возможности детей в различении предметов по цвету (красный, синий, желтый, зеленый).

Оборудование: карточки «коврики» четырех цветов, 12 игрушек также четырех цветов (по 3 каждого цвета).

Инструкция: «Посмотри, какие у меня есть разноцветные коврики! А вот разноцветные игрушки. У каждой игрушки свой коврик, расставьте их по коврикам».

Ход выполнения

Взрослый рассматривает с ребенком коврики, игрушки, предлагает расставить игрушки на такого же цвета коврики. Если ребенок не справляется, первую «четверку» сортирует педагог, остальные по образцу – ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «ковриков» уменьшается.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не принимает, не понимает задания, даже в  условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – действует, не  ориентируясь на образец, после  обучения продолжает расставлять  игрушки без учета основного  принципа;

3 балла – ставит игрушки, но при выполнении недостаточно  владеет операциями сравнения, после  обучения выполняет задания правильно;

4 балла – ставит игрушки, владеет операциями сравнения, задание  сразу выполняет правильно.

 

Задание 10. «Строим из кубиков и кирпичиков»

 

Цель: выяснить возможности детей в выполнении заданий со строительным материалом (башня, высокий и низкий забор, по показу простейшие постройки – стол, стул, диван, кровать; перекрытия – скамейка, ворота).

Оборудование: строительный материал (кубики, кирпичики).

Инструкция: «Посмотри, что у меня. Это кубики и кирпичики. Давай из них сделаем постройки. Сначала будем строить высокий забор. Вот так надо строить. Теперь ты строй». «Построим низкий забор (стол, стул, диван, кровать; скамейку, ворота)».

Ход выполнения

Педагог показывает детям детали строительного материала и предлагает построить из них разные предметы по показу. Если ребенок не может выполнить задание по показу, ему предлагают выполнить его по подражанию.

Примечание: Выполнение предлагаемых педагогом построек осуществляется на трех-четырех занятиях.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не принял  задание, в условиях обучения  действует неадекватно (бросает  кубики, размахивает ими, берет в  рот и т.д.);

2 балла – принял задание, но по показу выполнить не может, в условиях подражания справляется с заданиями, а после обучения не может выполнить задание по показу;

3 балла – принял задание, по показу выполняет неточно, после обучения может выполнить  постройку по показу;

4 балла – принял и  понял задание, сразу может построить  по показу.

Каждое задание оценивается по четырех бальной системе от 1 до 4-х баллов.

Анализ результатов

Суммарное количество баллов, полученное при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с количеством баллов, характерных для нормально развивающихся детей раннего возраста (34-40 баллов).

Уровни

Высокий 34-40 баллов

Выше среднего 34-40 баллов

Средний 24-33 балла

Низкий 13-23 балла

Очень низкий 10-12 баллов

В соответствии с этими показателями и количеством баллов, обследуемых детей условно можно выделить в следующие группы.

Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с педагогом; они не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Во вторую группу (13-23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но самостоятельную игру организовать не могут; они включаются в совместную игру со взрослым, выполняя некоторые процессуальные действия с игрушками.

В процессе самостоятельного выполнения практических задач у них отмечаются в основном хаотические действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности: интерес, орудийные действия, зрительно двигательная координация.

Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Третью группу (24-33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками, включаются в совместную игру со взрослым и могут выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются.

Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом «проб»). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Эти дети достигают хорошего уровня умственного развития.

 

 

Приложение 3

 

Диагностические игры по развитию речевой функции

 

I. Обследование импрессивной речи

 

Задание I.1. Понимание речи на уровне диалога

 

Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Оборудование: игрушки (мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения:

Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами – вербальными и невербальными). Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка понравилась? Любишь играть игрушками? Покажи, где кукла? Как можно играть с этими игрушками?

При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед использует дополнительные наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).

Оценка результатов:

1 балл – не проявляет  интерес к игрушкам, не понимает  обращенную речь;

2 балла – проявляет  интерес к игрушкам, делает попытку  действовать после помощи взрослого;

3 балла – проявляет интерес к игрушкам, понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам;

4 балла – понимает  обращенную речь на бытовом  уровне в полном объеме.

 

Задание I.2 Понимание инструкций

 

Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, коробка, машина.

Инструкция: «Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведро. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаш и положи на стол. Подойди к столу, возьми машину. Поставь ее на пол и покатай».

Ход выполнения:

Логопед предлагает ребенку сделать то, что он просит. При необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.

Оценка результатов:

1 балл – ребенок не  реагирует на просьбы и обращения  взрослого;

2 балла – ребенок проявляет  интерес к игрушкам, после показа  взрослого выполняет простые  инструкции, типа «дает», «возьми»;

3 балла – проявляет  интерес к игрушкам, выполняет  только однократные простые инструкции;

4 балла – ребенок правильно  выполняет однократные и двукратные  инструкции.

 

Задание I.3 Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки

 

Цель: выяснить возможности детей в понимании существительных, глаголов, прилагательных.

Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежка, дерево, пирамидка, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, волосы); сюжетные картинки с изображением различных действий (спит, идет, сидит, ест, пьет, умывается); 2 мяча разного размера (большой и маленький); шары разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Ход выполнения:

а) Логопед выкладывает перед ребенком по 2-3 картинки с изображением предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку.

б) Логопед выкладывает по 2-3 картинки с действиями, также просит показать то, что он назовет.

в) Логопед кладет перед ребенком два мяча разного размера и просит показать большой, затем маленький мяч. Так же с шарами. «Покажи красный шар, зеленый, желтый, синий» (если ребенок различает и знает названия четырех основных цветов).

Оценка результатов:

1 балл – ребенок не  проявляет интереса к картинкам, берет в руки, но не всматривается;

2 балла – интерес к  картинкам проявляет, смотрит, показывает  некоторые картинки с изображением  предметов;

3 балла – показывает  предметные картинки, некоторые  с изображением действия;

4 балла – показывает  предметные картинки, картинки обозначающие действие, признаки.

 

Задание I.4 Понимание предложений

 

Цель: выяснить возможность ребенка в понимании фраз.

Оборудование: сюжетные картинки. (Мальчик идет. У девочки цветы. Дети собирают грибы. Тетя гладит белье. Дедушка читает книгу. Мальчик ведет машину. Девочка пьет из чашки. Дети строят из кубиков. Кошка играет с мячиком. Малыш купается.)

Инструкция: «Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу».

Ход выполнения:

Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он скажет.

Оценка результатов:

1 балл – не проявляет  интереса к картинкам;

2 балла – интерес к  картинкам проявляет, на картинках (девочка, мальчик), показать не может;

3 балла – показывает  некоторые простые знакомые действия (идет, купается);

4 балла – с интересом  рассматривает картинки, понимает  и показывает действия, изображенные  на них.

 

Задание I.5 Различение существительных единственного и множественного числа

 

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.

Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка-матрешки, шар-шары, гриб-грибы, машина-машины, мяч-мячи.

Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (матрешки) и т.п.».

Ход выполнения:

Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он назовет.

Оценка результатов:

Информация о работе Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно