Особенности воспитания детей в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.
Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Содержание

Введение
1. Вопрос о происхождении воспитания
2. Первобытное общество
3. Воспитание в первобытном обществе
4. Концепции генезиса первобытного воспитания
5. Зарождение воспитания как особого вида деятельности
6. Появление организованных форм воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

     ФГБОУ ВПО  «Нижегородский  государственный  педагогический

                              университет им. Козьмы Минина»

                          Психолого-педагогический факультет

                              Кафедра дошкольной педагогики

 

                   Контрольная работа

                         По истории педагогики

                                                       Тема:

 Особенности воспитания детей в первобытном обществе

 

 

                                

                                  студентки  2  курса

                              дошкольного отделения 3,5г

                                         Смолиной С.С.

                                   Научный руководитель:

                                канд. пед. наук, доцент

                                             Ханова Т.Г.

                                        

                                        Нижний Новгород

                                                    2013

 

                                          Содержание

 

Введение

1. Вопрос о происхождении воспитания

2. Первобытное общество

3. Воспитание в первобытном обществе

4. Концепции генезиса первобытного воспитания

5. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

6. Появление организованных форм воспитания

Заключение

Список использованной литературы

 

                                        Введение

 

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину  детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и  духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые  в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни  немногочисленных сохранивших черты  первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной  цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения  и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

 

              1.Вопрос о происхождении воспитания

 

Вопрос о возникновении  воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие  на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди  буржуазных социологов существуют различные  мнения по этому вопросу, всем им свойственно  игнорирование тесной связи, которая  существовала между экономической  жизнью и трудовой деятельностью  первобытных людей и воспитанием  детей на самой ранней ступени  общественного развития. Ряд концепций  буржуазных ученых о происхождении  воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию  социальной сущности воспитания, к  биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным  фактическим материалом о наличии  в животном мире «заботы» старших  поколений о передаче младшим  навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют  инстинктивные действия животных с  воспитательной практикой первобытных  людей и приходят к неверному  выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и  закон естественного отбора.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма  о развитии общества и человека как  природного и социального существа .

Основным условием возникновения  воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»  писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления  человека могли послужить основой  для перехода от животного состояния  к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных  людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания  и размножения, преобразовала животного  в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными  закономерностями. Применение примитивных  орудий труда и все расширяющееся  и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость  передачи трудовых знаний, умений и  опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило  в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

 

                         2.Первобытное общество

 

Первобытное общество (также  доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения  письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в. В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась  у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, культурное развитие Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколениею.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей  и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или  железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Каменный век

Каменный век — древнейший период в истории человечества, когда  основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось  также дерево и кость. В конце  каменного века распространилось использование  глины (посуда).

Периоды каменного века:

Палеолит Мезолит и Эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько  данный регион затронуло исчезновение мегафауны.

Неолит. Медный век, медно-каменный век, халколит или энеолит — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.

 

            3.Воспитание в первобытном обществе

 

На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом  обществе — люди присваивали готовые  продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования  был по-своему несложным и в  то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с  природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения  в первобытном обществе совпадают  с кровнородственными. Разделение труда  и социальных функций в нем  базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами  и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и  подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые  люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала  попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал  в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что  латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более  широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его  синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова  «воспитание» и «вскармливание» — синонимы.

Войдя в соответствующий  биологический возраст и получив  некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую  возрастную группу. С течением времени  этот переход стал сопровождаться так  называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых  проверялась подготовка молодежи к  жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами  одной возрастной группы и отношения  с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной  из движущих сил развития человека остаются еще и биологические  механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в  нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок  воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия  в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько  готовился к жизни, как это  стало позже, сколько прямо включался  в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте  и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для  мальчиков и девочек, где под  руководством старейшин рода они  готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с  развитием производительных сил  и расширением трудового опыта  людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость  в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением  детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами  зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все  народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего  развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Информация о работе Особенности воспитания детей в первобытном обществе