Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 22:39, курсовая работа
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.
Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)
Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования восприятия в младшем дошкольном возрасте
Общая характеристика восприятия ….………………………………… 5
Общее развитие психики у детей младшего дошкольного возраста ….. 9
Особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста…. 12
Глава 2. Исследование особенностей восприятия в младшем дошкольном возрасте
2.1. Программа экспериментального изучения ………………………….…17
2.2. Обследование уровня развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание и результаты (Констатирующий эксперимент) …………………………….…………….. 18
2.3. Система работы с детьми по формированию восприятия (Формирующий эксперимент) ……………..…………………..………..….. 26
2.4. Сравнительный анализ развития восприятия у младших дошкольников (Контрольный эксперимент)…………………………………………………38
Заключение……………………………….………………………………………40
Список литературы ………….…………………………………..………………44
– Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (разминает большой палец),
Этому дала (разминает указательный палец),
Этому дала (разминает средний палец),
Этому дала (разминает безымянный палец),
А этому не дала (разминает мизинец).
Ты дров не носил, ты печку не топил!
ПЕРЫШКО
Игра направлена на развитие общей чувствительности.
Инструкция и ход игры: здесь понадобится легкое воздушное перышко.
«Посмотри, какое перышко. Давай я пощекочу тебе им ладошку. А теперь закрывай глазки, я буду касаться этим перышком любых частей твоего тела. Тебе нужно будет пальчиком показать, где перышко коснулось тебя».
ЛАСКОВАЯ СПИНКА
Игра направлена на развитие общей чувствительности. Этот процесс, как правило, доставляет детям огромное удовольствие.
Инструкция и ход игры: кладете ребенка на животик. Если позволяет окружающая обстановка, оголяете ему спинку. Взрослый говорит:
«Сейчас я попробую на твоей спинке нарисовать рисунок, а ты угадаешь, что это»
Чем младше ребенок, тем проще должны быть рисунки: дорожка, точечка, простейшие геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Если у ребенка это вызовет трудности, нарисуйте то же изображение у него на ладошке, и чтобы малыш обязательно это видел.
2.4. Сравнительный анализ развития предпосылок письма у детей с общим недоразвитием речи. (Контрольный эксперимент)
Контрольный эксперимент по развитию восприятия у младших дошкольников проводился с 15 – 30 ноября 2013 года.
Цель контрольного эксперимента – выявить результативность проведенной нами работы по развитию восприятия у младших дошкольников.
Задачи контрольного эксперимента:
Для достижения поставленной цели и реализации задач мы провели повторное исследование восприятия младших дошкольников в условиях, аналогичных констатирующему эксперименту.
Результаты исследования восприятия у младших дошкольников (контрольный эксперимент)
Всего было обследовано 23 ребенка.
Таблица 2
Психологические качества |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
1. Восприятие формы |
28% |
60% |
12% |
2. Восприятие цвета |
27% |
60% |
13% |
3. Восприятие величины |
29% |
78% |
3% |
4. Восприятие пространства |
8% |
59% |
33% |
5. Восприятие времени |
32% |
46% |
22% |
6. Восприятие движения |
29% |
68% |
3% |
7. Восприятие целостного образа |
37% |
55% |
8% |
8. Восприятие свойств предметов |
22% |
65% |
13% |
9. Восприятие сложных явлений |
19% |
68% |
13% |
Общий % |
26 % |
62 % |
12% |
Рисунок 2
Вывод: Проведенное нами исследование показало, что 26 % детей от общего числа группы имеют высокий уровень развития восприятия, 62 % - средний уровень , 12% - низкий уровень.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов
Рисунок 3
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что использование в коррекционной работе специально подобранных методик способствовало значительному повышению уровня сформированности предпосылок письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Заключение
Список литературы
1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968.
2. Баллон А. Психическое развитие ребенка/Пер, с франц. М, 1967.
3. Баскакова И.Л. «Внимание
дошкольника. Методы его изучения
и развития: Методические рекомендации»
«Институт общегуманитарных
4. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб., 1994.
5. Бочарова С.П. Итоги
и задачи исследования памяти
на современном этапе//
6. Блонский П.П. Память и мышление. - М., 1979
7. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. - Л., 1974
8. Венгер Л.А., «Готов ли ваш ребенок к школе?» Москва, «Знание»,1994г.
9. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Советы педагога и психолога) Москва, «Просвещение» 1998 г
10. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.
11. Выготский Л. С. Игра
и ее роль в психологии
12. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1976.
13. Дмитриева В «Развитие интеллекта ребёнка в раннем возрасте»
(Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи). Санкт-Петербург, «КОРОНА-принт» 2003 г.
14. Дьяченко О. М., Лаврентьева
Г. В. Психическое развитие
15. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.
16. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
17. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -- Ч. II. -- М., 1981
18. Мухина В.С. Возрастная
психология: феноменология развития,
детство, отрочество. // Учебник для
студентов высших учебных
19. Осипова А.А., . Малашинская Л.И «Диагностика и коррекция внимания» (Программа для детей 5-9 лет). Москва, «Сфера», 2004г.
20. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб., 2003. – 368 с.
21. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. — М: 1994. — С. 119–126.
22. Тихомирова Л. Ф. Развитие
познавательных способностей
23. Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная
психология: Учебное пособие для
учащихся средних педагогически
25. Эльконин Д. Б. Развитие речи и обучение чтению // Избр. психол. труды. — М: 1989. — С. 362–405.
26. Ботвинников А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников /А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. - М.: Просвещение, 1979. - 412 с.
27. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: Просвещение, 1973. - 374 с.
28. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003. - Т. 2. - 364 с.
29. Венгер Л.А. Развитие
сенсорного восприятия в
30. Акимова М.К. Психофизиологические
особенности индивидуальности
31. Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций / И.В. Блинникова. Ин-т психологии РАН. - М.: 2003. - 142 с.
32. Безруких М.М. Методика оценки уровня зрительного восприятия младших школьников / М. М. Безруких, Л. В. Морозова, Н. Н. Теребова // Физиология человека / Российская акад. наук. Отделение физиологии. - М.: 2009. - Том 35 - № 2 - С. 132-135.
33. Жукова Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников / Е.А. Жукова. Диссертация - М.: Киров. 2006 - 189 с.
Приложение 1
Список детей
№ п/п |
И. Ф.ребенка |
Возраст |
Артюхина Ульяна |
3,2 | |
Зыков Никита |
3,2 | |
Брызгалин Лаврентий |
3,1 | |
Воробьёв Денис |
3,3 | |
Гущина Вика |
3,4 | |
Елисеева Надежда |
3,2 | |
Капутова Дарья |
3,1 | |
Яковлев Макар |
3,2 | |
Шитов Никита |
3,3 | |
Чугрин Матвей |
3,4 | |
Цыбыкалова Варвара |
3,2 | |
Хачтрян Марьяна |
3,3 | |
Фомин Артём |
3,1 | |
Степанян Арам |
3,3 | |
Семерикова Маргарита |
3,1 | |
Ремизов Матвей |
3,3 | |
Оленева Дарья |
3,1 | |
Петерсон Полина |
3,3 | |
Носков Иван |
3,2 | |
Набоков Денис |
3,3 | |
Луконичев Матвей |
3,1 | |
Лукоянов Иван |
3,3 | |
Мыльников Александр |
3,2 |
Приложение 2
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Автор методики, название методики |
Исследуемая функция |
Цель исследования |
Методика исследования |
Название шкалы |
Материал |
«Коробка форм» |
Восприятие формы |
Оценка восприятия формы и пространственных отношений |
Перед ребёнком раскладывают фигуры-вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик».Ребёнок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези. |
Высокий уровень 3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике. Средний уровень 2 балла-простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям. Низкий уровень 1 балл-выполнение задания путём проб и ошибок. |
Ящик с прорезями и объёмные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и многогранник. |
«Цветные коврики» |
Восприятие цвета |
Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов. |
Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. |
Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 х. карточек. Для детей 4 –х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов |
6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая. |
«Кружки» |
Восприятие величины |
Выявление особенностей восприятия предметов по величине |
Ребёнку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «Самый большой» или «Самый маленький» кружок и назвать его («большой» или «маленький») |
Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка 3-х лет. |
|
«Фигуры» |
Восприятие формы |
Выявление особенностей восприятия формы предмета |
Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора ит.д. |
Для ребёнка 3-х лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. |
Два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета –круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. |
«Мисочки» |
Восприятие величины |
Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями |
Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую, затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает:»Собери мисочки, как было». В случае необходимости показывает как надо выполнять задание на первых двух элементах |
Высокий уровень-3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла достигается не с первой попытки. Низкий уровень – 1 балла-отсутствие самостоятельного решения данной задачи |
5-7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда. |
«Пирамидка» |
Восприятие величины |
Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями. |
Взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная:»Посмотри, какая ровная пирамидка».Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку как было» Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание. |
Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла-примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень. Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения. |
Детская пирамидка из 5-7 элементов. |
«Разрезные картинки» |
Наглядно-действенное мышление |
Выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный образ |
Части картинки, раскладываются перед ребёнком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. Экпериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке». |
Высокий уровень-3 балла-на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла-правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных) Низкий уровень-1 балл-картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются. |
Картинки из нескольких частей (от двух до шести) |
Конструирование по образцу (автор Лаврентьева Т.В.) |
Наглядно-действенное мышление |
Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве |
Экспериментатор за ширмой ли листом бумаги создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребёнка: « Построй из своих кубиков точно также» |
Высокий уровень-3 балла-построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом. Средний уровень – 2 балла-экспериментатор строит конструкцию на глазах у ребёнка. Низкий уровень-1 балл- отсутствие самостоятельного решения. |
3 детали строительного |
Информация о работе Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте