Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: изучить специфические особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность особенностей использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
2. Проанализировать роль дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Своеобразие и педагогическая ценность дидактических игр…………. 6
1.2. Дидактические принципы и условия проведения дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста………………………………………… 7 1.3.Структура дидактических игр…………………………………………… 9
1.4. Классификация дидактических игр и их содержание в группах раннего возраста…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методология исследования ………………………………….. 14
2.2 Результаты и их анализ ………………………………………………….. 16
2.3 Методические рекомендации …………………..……………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Лидский колледж
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
руководитель:
Лида, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Своеобразие и педагогическ
1.2. Дидактические принципы и условия проведения дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста………………………………………… 7 1.3.Структура дидактических игр…………………………………………… 9
1.4. Классификация дидактических игр и
их содержание в группах раннего возраста…………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методология исследования ………………………………….. 14
2.2 Результаты и их анализ ………………………………………………….. 16
2.3 Методические рекомендации …………………..……………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Н.К.Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Проблеме детской игры уделяют внимание исследователи разных сфер знаний – педагоги, психологи, социологи, культурологи. В этом плане особое значение приобретает дидактическая игра, которая является традиционной формой обучения. Содержание дидактической игры должно постоянно расширяться и пополняться новыми методами, приемами. Именно поиск современных методов и приемов является актуальным в наше время. Этим вопросам уделяли внимание такие ученые, как А.С.Макаренко, Ф.Фребель, Л.С.Выготский, С.Л.Новоселова, С.Л.Рубинштейн.
Актуальной в наше время является проблема раннего обучения. Ведь именно с помощью дидактических игр ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми, формирование образа «Я», самосознание. В игре как ведущей деятельности дошкольников формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.
Вопросами использования дидактических игр в детском саду занимались ученые: А.К.Бондаренко, Л.А.Венгер, А.А.Смоленцева, Е.И.Удальцова, Г.Н.Казаручик.
Актуальной является и проблема использования дидактических игр для всестороннего развития ребенка. Так, например, Г.Н.Толкачевой была выявлена возможность использования дидактических игр для коррекции поведения дошкольников. Многие ученые придают большое значение дидактической игре при адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Но самым важным вопросам является использование дидактических игр в различных видах деятельности детей с применением современных технологий. Именно в разработке новых технологий заключается задача для будущего поколения.
Также важно учитывать требования, предъявляемые к дидактическим играм.
А.С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
Таким образом, вопросы использования
дидактических игр для развития детей
являются актуальными в наше время, и требуют
дальнейшей разработки.
Цель исследования: изучить специфические особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
Задачи исследования:
Объект исследования: дидактические игры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
Методы исследования:
Гипотеза исследования: современные формы и средства обучения, которые используются в дидактических играх, повышают их эффективность при обучении детей раннего возраста.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Своеобразие и
Дидактическая игра – игра с правилами, в которой обучение детей осуществляется в игровой форме.
Дидактическая игра – сложное, многоплановое педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, это и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего развития личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.[1, ст. 12]
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер:
Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста играми-занятиями.
В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы все задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).[3, ст. 8]
Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.[15, ст .22]
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выиграет, т.е. является равноправным участником игры.[5, ст. 10]
В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Воспитатель обращает на эти качества внимание, делая это очень осторожно.
1.2. Дидактические принципы и условия проведения дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности и их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. Однако темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети научаются быстрее, чем называть их. Соответственно от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах или движениях: они показывают предмет, приносят его по просьбе воспитателя. Затем от детей требуют правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Так, постепенно у детей развиваются восприятие, речь; накапливаются элементарные знания об окружающем.[3, ст. 9]
Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними.
Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. [2, ст. 17]
Воспитатель пользуется словом, чтобы побудить детей к выполнению тех или иных поручений, заданий: «покажи флажок», «принеси кубик», «скажи: машина» и пр.
С помощью слова воспитатель направляет, регулирует внимание детей: она указывает на те качества, свойства наблюдаемого предмета или явления, которые доступны детскому пониманию на данном этапе и которые она считает соответствующими решению поставленных дидактических задач. Предположим, детей учат на занятии использовать красный и синий шарики.
Итак, на дидактических занятиях воспитатель пользуется словом в разных целях:
Разные сочетания наглядности и слова зависят, прежде всего, от задачи того или иного занятия. В связи с этим между наглядностью и словом устанавливаются разные соотношения: в одних случаях ведущую роль играет наглядность, в других — слово. Имеют значение также возрастные возможности детей: чем младше ребенок, тем больше он нуждается в наглядно-действенном подкреплении слова, так как его жизненный опыт еще невелик.[1, ст. 26]
В занятия, на которых дети только рассматривают что-либо или слушают, также включаются элементы двигательной активности. Наблюдая с детьми птичку в клетке, воспитательница говорит о ней, а после занятия предлагает показать, как птичка летает, побегать, махая руками, т. е. дает возможность подвигаться.[14, ст. 53]
Двигательная активность не на всех занятиях должна занимать одинаковое место: на одних — большее, на других — меньшее. Это зависит от поставленных задач. Если воспитатель замечает появление у детей признаков утомления (снижается их активность, они становятся вялыми, начинают отвлекаться, вертеться), занятие следует закончить и дать детям возможность свободно подвигаться, поиграть.