Особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить специфические особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность особенностей использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
2. Проанализировать роль дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Своеобразие и педагогическая ценность дидактических игр…………. 6
1.2. Дидактические принципы и условия проведения дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста………………………………………… 7 1.3.Структура дидактических игр…………………………………………… 9
1.4. Классификация дидактических игр и их содержание в группах раннего возраста…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методология исследования ………………………………….. 14
2.2 Результаты и их анализ ………………………………………………….. 16
2.3 Методические рекомендации …………………..……………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Бородина Алена.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

 

Выводы:

С первым заданием справилось 75% детей, во втором задании правильно назвали геометрические фигуры 50% детей, третье задание правильно выполнило 60% детей.

 

                  

               

 

                  

             

 

             

 

Можно сделать вывод о том, что знания о геометрических фигурах нужно у детей пополнять и расширять.

 

Диагностическая игра «Подбери ниточку к шарику»

 

Цель: определить уровень знаний детей о цвете

Материал: изображения воздушных шаров, цветные карандаши

Инструкция к выполнению:

1. Ребенку предлагается посмотреть на воздушные шары, определить их цвет.

2. Выбрать соответствующий цветной  карандаш и дорисовать ниточку.

Обработка данных:

 

Имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Максим М.

Назвал все цвета кроме синего

Правильно нарисовал ниточку

Саша М.

Назвал все цвета кроме зеленого

Не дорисовала желтой и зеленой ниточки

Артем С.

Назвал цвета неуверенно, путает

Нарисовал ниточку неправильно

Маргарита Т.

Назвала все цвета кроме синего

Правильно нарисовала ниточки

Миша Д.

Не знает основных цветов

Не нарисовал ниточек

Кирилл Н.

Перепутал зеленый цвет и желтый

Правильно выполнил задание

Каролина Ш.

Назвала цвета правильно

Правильно нарисовала ниточку


 

Выводы:

С первым заданием справилось 75% детей, во втором задании количество правильно выполненных заданий 60%.

 

На втором этапе исследования (формирующий эксперимент) были проведены занятия по развитию речи в игровой форме на темы «Машенька проснулась», «Кому что надо?», «Рябинушка раскудрявая», «В гостях у снеговика», «У Маши в гостях» (см. Приложение 6-10);

Целью занятий было уточнение представлений детей о геометрических фигурах, основных цветах, одежде, деревьях.

В процессе проведения занятий были поставлены задачи всестороннего развития ребенка: развитие сенсомоторных движений, психических процессов – внимание, память, мышление, воображение, ощущение; развитие нравственных качеств – дисциплинированность, усидчивость, настойчивость; формирование качеств личности.

На занятиях использовались различные формы и методы проведения игр и упражнений, что содействовало повышению эффективности занятий.

В целом, занятия внесли большой вклад в развитие детей раннего возраста, содействовали как интеллектуальному, так и эмоциональному развитию детей.

 

На данном этапе исследования вниманию родителей была предложена памятка.

Целью памятки для родителей было расширение знаний родителей о том, что необходимо формировать у детей знания о цвете, геометрических фигурах для дальнейшего их развития.

Необходимо помогать родителям овладеть технологией изготовления игрушек вместе с детьми и подсказать возможные направления в их использовании в домашних условиях, помочь овладеть искусством общаться с детьми посредством игры, брать на себя разные роли.

Только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи можно достичь положительных результатов в развитии ребенка.

 

На третьем этапе исследования (контрольный эксперимент), была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности использования дидактических игр на занятиях в группе раннего возраста, но использовалась другая дидактическая игра.

 

Диагностическая игра «Волшебные варежки»

Материал: конверт, в котором находятся варежки разного цвета

Инструкция к выполнению:

1. Предлагается ребенку посмотреть на варежки и определить их цвет.

2. Ребенок выбирает одну, понравившуюся, варежку и называет ее цвет.

3. найти еще одну варежку такого  же цвета, чтобы получилась пара.

Обработка исследования:

Имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Максим М.

Назвал все цвета кроме красного

Правильно определил желтый цвет варежки

Быстро выполнил задание

Саша М.

Точно называет все цвета

Определяет зеленый цвет варежки

Выполнила задание правильно

Артем С.

Путает желтый и зеленый цвета

Не правильно назвал цвет варежки

Нашел нужную варежку быстро и правильно

Маргарита Т.

Назвал все цвета правильно

Выбрала и назвала синий цвет

Выполнила задание правильно

Миша Д.

Знает все цвета кроме зеленого

Выбрал красную  варежку

Выполнил задание самостоятельно и правильно

Кирилл Н.

Точно называет все цвета

Правильно назвал белый цвет варежки

Выполнил задание быстро и правильно

Каролина Ш.

Называет все цвета правильно

Определила черный цвет варежки

Выполнила задание правильно


 

 Выводы:

Дети улучшили свои предыдущие результаты. Проведенная работа способствовала развитию детей как интеллектуальному, так и нравственному, что можно доказать с помощью диаграмм:

 

                       

 

 

 

                          

 

                          

 

 

         правильно выполненное задание;

              ошибки в выполнении задания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методические рекомендации для воспитателей и родителей

 

1. Включайте в работу  с детьми игры и упражнения, способствующие всестороннему развитию  детей.

2. Соблюдайте последовательность  в обучении детей: от простого  к сложному.

3. Сравнивайте результаты ребенка только с ним самим, замечайте удачи во всех начинаниях.

4. Помогайте ребенку, незаметно  наталкивайте его на правильное  решение.

5. Отвечайте на вопросы  ребенка точно, без употребления  сложных терминов.

6. Учитывайте при работе  способ организации детей.

7. Оформляйте дидактический  материал ярко, правильно, эстетично, привлекательно.

8. При включении ребенка  в деятельность создавайте положительную  установку.

9. Старайтесь создать  в детском коллективе атмосферу  дружбы и доверия

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные формы и средства обучения, которые используются в дидактических играх повышают их эффективность при обучении детей раннего возраста, что было доказано в течении курсовой работы. Для этого были изучены специфические особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста, проанализирована роль  дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством формирования ценностных ориентаций деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения, развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Именно в игре первоначально появляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. В группе раннего возраста педагог должен уделять особое внимание к игре детей.

Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, а также формируются социально значимые черты личности.

Значение дидактических игр велико, потому что наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Таким образом, использование дидактических игр на занятиях в группе раннего возраста будет повышать их эффективность.

Гипотеза курсовой работы подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Бондаренко А.К Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

 

2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. М., 1986.

 

3. Гомозова Ю. Дидактические игры и упражнения // Пралеска 2004, 1

 

4. Карпінскі В. Дыдактычныя гульні – вашы радцы // Пралеска 1998, 3

 

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002.

 

6. Колосова Т., Лобанок Т. Игра: В  ней смысл глубокий // Пралеска 1998, 6

 

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.

 

8. Новоселова С.Л. Игра дошкольников. М., 1989.

 

9. Новоселова С.Л.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., 1985.

 

10. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление // Дошкольное воспитание 2002, 8

 

11. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. М.,1983.

 

12. Старжынская Н.С. Сябруем і гуляем разам. М., 1994.

 

13. Удальцова Е.И.Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1976.

 

14. Удальцова Е.И. Игрушки и пособия для детского сада. М., 1982.

 

15. Шульга О.Дети любят играть // Пралеска 2002, 8

 

16. Шупикова А. Говорим правильно и красиво // Пралеска 2004, 3

 

17. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М., 1986.

 

 

 

Приложение1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Анкетирование воспитателей на тему

«Дидактические игры – чем они значимы в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения»

1. Какое утверждение наиболее  соответствует вашему мнению:

А) дидактические игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения должны использоваться с целью обучения;

Б) в основном детская игра должна использоваться с целью обучения, но в отдельных случаях возможно ее использование как средство воспитания;

В) дидактическая игра в равной мере должна использоваться как средство обучения, так и воспитания;

Г) решающее значение должно быть отведено детской игре как средству воспитания

 

2. Как часто в воспитательно-образовательном  процессе Вы используете дидактические игры:  (нужное подчеркните)

А) как часть занятия: ежедневно, эпизодически, редко;

Б) как целое занятие: ежедневно, эпизодически, редко;

В) вне занятий: ежедневно, эпизодически, редко

 

3. Что при планировании и выборе  дидактических игр Вы учитываете прежде всего:  (против каждого ответа поставьте цифры в порядке значимости)

А) ЗУН: ______

Б) качества личности: ______

В) способы умственных действий: ______

Г) правила поведения: _____

 

4. Какие режимные моменты наиболее  благоприятны для организации дидактических игр с целью воспитания личности ребенка: (поставьте от 1 до 5 баллов против каждой позиции)

А) утренний прием детей: _____

Б) занятия: _____

В) прогулка: _____

Г) вечернее время: _____

 

5. Что Вы учитываете прежде  всего при анализе дидактических игр:

А) дисциплинированность детей;

Б) четкое выполнение правил;

В) проявление личностных качеств;

Г) характер выполнения игровых действий

 

6. Как часто дети сами организовывают  дидактические игры:

А) ежедневно;

Б) 1-2 раза в неделю;

В) достаточно редко

 

7. Укажите способы организации  игр, наиболее употребляемые детьми:

А) использование зачина, зазывание детей;

Б) набор партнеров на основе дружеских отношений;

В) объединение детей воспитателем

 

8. Каким способом дети чаще всего выбирают ведущего:

А) считалки;

Б) ведущего назначает воспитатель;

В) ведущего выбирают сами дети;

Г) просьба самого ребенка

 

9. Ваше образование: начальное, среднее, высшее.

 

10. Сколько лет работаете по  данной профессии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Анкетирование родителей на тему

 «Игра – основной  вид деятельности дошкольников»

Информация о работе Особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста