Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью.
- подготовить методический и наглядный материал по различным видам росписи, который будет полезен при проведении уроков в 5- 7 классах в средней школе.
-определить эффективные пути развития у учащихся 5-7 классов росписных навыков на уроках изобразительного искусства.
- создание целостной, последовательной методики использование различных видов росписи в процессе обучения учащихся .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Декоративно-прикладное искусство - как средство художественно-эстетического познания мира и его отражения
1.2 Виды и общие художественные принципы декоративно-прикладного искусства
1.3 Некоторые виды росписи
1.3.1 История Петриковской росписи и техника её выполнения
1.3.2 Золотая хохлома.Возникновение и закономерности технического её выполнения
1.3.3 Городецкая роспись.История и техника выполнения городецкой росписи
1.3.4 История и технические особенности выполнения Жостовской росписи
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДПИ В 5-7 КЛАССАХ
2.1 Програмное и методическое обеспечение процесса обучения учащихся ДПИ с учётом возрастных особенностей детей
2.2.
2.3 Сценарии уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБ. Д П И (ОСНОВН.).doc

— 269.18 Кб (Скачать файл)

Мастера любили изображать прогулки ковалеров с дамами, лихих всадников , сцены чаепития в богатых интерьерах, пряхи за работай, охотники в лесу и т д.

Ранее городецкая роспись делали яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура,с преобладанием синих, красных, белых, чёрных цветов.

В конце XIX века появился дешевый ситец фабричного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни и веретенца не были нужны на фабриках. Выполненные с любовью и талантом, лучшие образцы прялок заняли достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений. И в наше время в городе Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников. Старинный промысел живет в современных изделиях - мебели, посуде, сувенирах, сохраняя традиционное очарование.Люди, как и раньше, с удавольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

 

Дети рассматривают репродукции  городецких изделий.

 

4.Объяснение материала.(3-4 минуты)

 

Учитель: Теперь познакомимся с элементами росписи.

В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы . Локоть фиксируется, а кисть руки

полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент — это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали ( учимся выполнять эти элементы).

 

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем.

 

    Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, надо помнить, что ее выполняют без предварительного нанесения контура рисунка.

 

Городецкая роспись выполняется в три этапа :

 

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге.

 

На столе у детей приготовленные заранее шаблоны городецких цветов, птиц, коней..

 

5. Самостоятельная работа детей. Изображение растительного орнамента при помощи шаблонов.(23-24 минут)

 

6.Подведение итогов урока.(7-8 минут)

 

Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.( 10 – 15 работ)

 

Для закрепления полученных знаний на уроке можно задать учащимся следующие вопросы:

1.С какими элементами Городецкой росписи вы сегодня ознакомились?

2. Какие цвета используют в Городецкой росписи?

3.  Каковы этапы выполнения цветов в городецкой росписи?

 

7. Домашнее задание:  Зарисовать дома элементы городецкой росписи.(1-2 минут)

 

 

 

 

2.3.2 Урок в шестом классе .Хохлома.

 

Вид художественной деятельности:

Тема урока: Золотая хохлома.

 

Цель урока:

1.Актуализировать знания учащихся о хохломской росписи;

2.Научить рисовать элементы хохломской росписи;

3. Сформировать понятия об орнаменте; развить образное представление.

Средства обучения :произведения хохломской росписи  народных мастеров (фотографии, репродукции), шаблоны цветов, листьев и посуды, краски, кисти, бумага.

 

 

Ход урока

 

1        Вступление. Объявление темы и задач урока.( 1-2 минуты)

2        Организовываем своё рабочее место.Раскладываем на палитре  краски: белила, красную, чёрную, золотой акрил( 2 минуты)

3        Беседуем о произведениях мастеров Хохломы.( 5-6 минут)

 

Учитель: Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

 

- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.

 

-  Есть такая красивая легенда:

 

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

 

- Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

 

Выточенную на токарном станке или вырезанную ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тончайшим слоем жидкой глины («вапы»). Просушенное изделие несколько раз покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком. Затем расписывали масляными красками, вновь олифили и сушили в печах. После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

 

Дети рассматривают репродукции  хохломских изделий.

 

4. Объяснение материала.(3-4 минуты)

 

Учитель: А как же рождается красочная хохломская посуда?

Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.

Натирают серебристым порошком

Орнамент наносят масляной краской

После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)

Затем ставили в горячую печь - так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото.

 

В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:

 

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

-  Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

 

II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

 

Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату.

 

Учитель: Ребята давайте узнаем, какие цвета предпочитают художники?

 

- цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

 

Учитель: Теперь познакомимся с элементами росписи.

 

Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

 

- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

 

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:

 

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

 

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

 

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

 

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

 

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

 

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

 

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника,

По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом. клубнички рисуются кистью.

 

- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

 

Посмотрите на вазочку: ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

 

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

 

На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды.

 

5. Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.(23-24 минуты)

 

6.Подведение итогов урока.(7-8 минут)

.Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.( 10 – 15 работ)

Для закрепления полученных знаний на уроке можно задать учащимся следующие вопросы:

1.С какими элементами Хохломской росписи вы сегодня ознакомились?

2. Какие цвета используют в Хохломской росписи?

3. Какие два вида росписи есть в Хохломе? Желательно показать на наглядном примере ( по фотографиям) оба вида хохломской росписи. Заострить внимание на их отличие  друг от друга.

 

7. Домашнее задание:  Зарисовать дома элементы хохломской росписи.( 1- 2 минуты)

 

2.3.3 Внеклассное занятие (кружок) в10-11 классах

 

 

Тема : Элементы Петриковской росписи.

Цель : актуализировать знания учащихся о петриковской росписи; научить рисовать элементы петриковской  росписи; формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление.

.

Средства обучения :произведения петриковской росписи  народных мастеров (фотографии, репродукции), шаблоны цветов, листьев , краски, кисти, бумага.

Метод обучения : позновательный.

Форма обучения :  коллективный урок.

Приёмы обучения : объяснение, демонстрация.

Тип урока : комбинированный.

 

Ход урока:

1.Организовываем своё рабочее место.Раскладываем на палитре  краски разных цветов( 1-2 минуты)

2. Вступление. Объявление темы и задач урока.

3. Беседуем о произведениях мастеров петриковской  росписи.( 5-6 минут).

Учитель: Петриковская роспись – это визитная карточка Украины. Неповторимую символичность и даже магическую силу несут в себе уникальные рисунки. Это целая отдельная культура, глубина бесконечной человеческой души, каждый раз новых творческих мыслей!

История петриковской росписи имеет давние корни. Родина росписи - село Петриковка в Днепропетровской области Украины. Поселение 240 лет назад основал последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. С того самого момента и возникло это народное ремесло: каждая хозяйка стала росписывать свою белую хату-мазанку удивительной красоты цветами. А смотрины живописных хат превращались в целый ритуал – каждая молодица ревниво осматривала работу соседок и старалась что-то взять на заметку, а еще лучше – придумать новое и поразительное!

Рисовали красками, изготавливаемых из растений, кистями, сделанными из кошачьей шерсти, и даже пальцами. Краски разводили на яйцах. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. Самых старательных женщин в Петриковке называли “чепурушками”. Именно они с поколения в поколение передавали свое высокое мастерство, и именно благодаря им, даже пройдя через войны и тяжелые времена репрессий, искра этого промысла сегодня не погасла, а превратилась в яркий огонь целой культурной эпохи!

4.Объяснение материала ( 3-4 минуты)

5. Практическая работа.( 23-24 минуты)

 

Изучим основные элементы петриковской росписи:

 

Упражнение 1. Выполнение элемента "зернышко"

 

"Зернышко"

- это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является

одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого

создаются все орнаментальные мотивы.

 

Вдоль вертикальной линии,

проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать

кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии.

При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли

воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое

расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и

ритма в изображении.

 

Далее мазки наносят под углом относительно вертикальной линии кончиком вверх,

а потом - кончиком вниз, придерживаясь одинакового промежуточного

расстояния между мазками кисточки. Теперь нанесите эти мазки под углом

по краям вертикальной линии, располагая мазок против мазкая.

 

Овладение этим упражнением приближает к изображению основных изобразительных элементов петриковской росписи.

 

 

Упражнение 2. Выполнение элемента "изогнутое зернышко"

 

"Изогнутое

зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого

образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.

 

Чтобы

сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу

возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий

Информация о работе Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью