Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью.
- подготовить методический и наглядный материал по различным видам росписи, который будет полезен при проведении уроков в 5- 7 классах в средней школе.
-определить эффективные пути развития у учащихся 5-7 классов росписных навыков на уроках изобразительного искусства.
- создание целостной, последовательной методики использование различных видов росписи в процессе обучения учащихся .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Декоративно-прикладное искусство - как средство художественно-эстетического познания мира и его отражения
1.2 Виды и общие художественные принципы декоративно-прикладного искусства
1.3 Некоторые виды росписи
1.3.1 История Петриковской росписи и техника её выполнения
1.3.2 Золотая хохлома.Возникновение и закономерности технического её выполнения
1.3.3 Городецкая роспись.История и техника выполнения городецкой росписи
1.3.4 История и технические особенности выполнения Жостовской росписи
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДПИ В 5-7 КЛАССАХ
2.1 Програмное и методическое обеспечение процесса обучения учащихся ДПИ с учётом возрастных особенностей детей
2.2.
2.3 Сценарии уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБ. Д П И (ОСНОВН.).doc

— 269.18 Кб (Скачать файл)

поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к

бумаге.

 

Дале мазки ("изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками

нанаосят вдоль вертикальной линии. Протягивая тонкую линию усика, делают

легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижатием пятки кисточки к

бумаге.

 

Потом мазки (изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками

наносят вдоль вертикальной линии: первое изогнутое зернышко”протягивают

длинее, а второе и трктье постепенно укорачивают. Из этих мазков

составляют одинаковые группы. Расстояние между группами желательно

делать тоже одинаковыми.

 

 

 

 

После

того, как будут освоены навыки изображения этого элемента вдоль

вертикальной линии, можно переходить к его изображению по дугообрахной

линии.

 

Рисунок этого упражнения напоминает элемент Петриковской

росписи "перистая листва" и может быть использован для создания одного

из типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("маленькая волна"

или "волнушка").

Упражнение 3. Выполнение более сложных элементов росписи из "зернышек" и "изогнутых зернышек"

 

Из

двух мазков "изогнутое зернышко" делают полураскрытый цветок -"бутон". В

рисунках используются усвоенные раньше элементы. Мазки располагают так,

будто усики тянутся с одной точки, а округлые части соединяются. Надо

расположить "бутоны" на одинаковом расстоянии одна от одной, обращая их

усиками в противоположные стороны. Потом "бутоны" объединяются у группы

из трех элементов, и каждая группа разворачивается в противоположную

сторону.

 

 

 

В

следующем элементе мазки располагают так же, как и в предшествующем, но

каждый "бутон" делают из двух больших "изогнутых зернышек" и двух

меньших мазков "зернышек", которые расположены внутри. Эти элементы

можно соединить тоненькой волнистой линией.

 

 

 

 

Дале, соединяя к центру три пары "изогнутых зернышек" и "зернышек"

("бутон"), делают своеобразный цветок. Эти элементы тоже можно соединить

тоненькой волнистой линией и необходимо обратить внимание на размер

цветов, их цвет, расстояние между ними.

 

 

 

Это упражнение приближает нас к выполнению одного из наиболее типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("хвыльки").

 

Упражнение 4. Выполнение элемента "бегунок"

 

Это

упражнение объединяет в себе задачи предшествующих упражнений. Надо

нарисовать "бегунок", который состоит из трехлепестковых цветков и

"перистой листвы". Цветы, расположенные на одинаковом расстоянии один от

другого (наклон цветка каждый раз изменяется), соединяют легкой

волнистой линией, по краям которой располагают листочки с длинными

усиками ("перистая листва").

 

 

 

Дале

упражнение повторяют. От предшествующей оно отличается тем, что усики

любого мазка цветка направленные к его центру (чтобы цветок вышел более

выразительным, его можно дополнить еще несколькими "зернышками",

расположив их симметрично к центру). В этих задачах, как и в

предшествующих, очень важно особое внимание свернуть на размер цветов

(они должны быть почти одного размера), расстояние между ними и их цвет.

 

 

 

"Бегунок"

есть одним из главных элементов петриковской росписи. Он может быть

использован для декоративного обрамления любого изделия.

Упражнение 5. Выполнение рисунков листьев с помощью мазков "зернышко"

 

Разнообразная

форма листочков получается с помощью разносторонне направленных

мазков-"зернышек". Листочки с зубчатым контуром создаются с помощью

"зернышек" удлиненной формы, расположенных пяткою к середине листка.

Другие листочки с волнистой линией контура воссоздаются "зернышками",

усики которых тянутся от срединной линии листка.

 

 

 

 

 

В этом упражнении надо обратить внимание на четкость выполнения элементов, "зернышки" должны быть почти единообразной формы.

 

 

Упражнение 6. Рисование ромашки, майора, астры

 

Новые

необходимые элементы композиции создаются объединением таких разных

мазков как "зернышко" и "изогнутое зернышко". Надо иметь в виду их

размер, расположение и цвет. В основе цветков - "бутон", дополненный в

определенном порядке мелкими и большими лепестками.

 

 

 

На

основе цветка "бутона" строятся также другие большие цветочные

элементы. В зависимости от формы основы (кругловатой, удлиненной, или

растянутой по ширине) решают форму растительного элемента.

 

 

 

Еще

один вариант цветков можно сделать с помощью "зернышек", положенных

колом в одних или несколько рядов. Эти полоски разрешают сделать

ромашки, майоры и астры. В середине кола "зернышек" концом держателя

кисточки, вымоченным в густой краске, положите кучку небольших крапинок,

которая сделает рисунок более рельефным и бодрым.

 

 

 

На

основании этих новых растительных элементов можно выполнить свои

варианты цветков. В этом упражнении особое внимание надо свернуть на

постепенное создание нового мотива орнамента с помощью уже знакомых

приемов.

 

 

6. Подведение итогов урока.(7-8 минут)

.Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.( 10 – 15 работ)

7. Домашнее задание:  Зарисовать дома элементы петриковской росписи.( 1- 2 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Основы художественного ремесла. Часть 1 Автор: Барадулин В.А. и др. Издательство: Просвещение Год: 1986 Страниц: 240

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998г.

3.Учебно-методическое пособие. Петриковская роспись

 

Кажарская Лидия Валериевна, преподаватель декоративно-прикладного искусства

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО

4.Название: Хохломская роспись.

Издательство: Мозаика-Синтез

Серия: Искусство - детям

Жанр: Изобразительное искусство.

Год выпуска: 2007

Страниц: 16

5. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей - М. «Просвещение» - 1986г.

6. К. Назарова Городецкие чудеса - Издательство «Малыш»- Ростов-на-Дону - 1977г.

7. Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир - М. Издательство

«Реклама» - 1973г.

 

 

10. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество- М. «Просвещение» - 1985г.

 

 

 

 

·

17. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html

18. Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/

19.Декоративно-прикладноеискусство  www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4

20. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm

21.  Особенности развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.. www.referater.ru/works/64/1065.html

22. Хохлома - Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома.



Информация о работе Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью