Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:27, реферат
Одной из перспективных линий информатизации современного образования стало использование информационных технологий в дидактике начальной школы, о чем свидетельствуют исследования ученых и педагогов-практиков, а также накопленный педагогический опыт.
Одной из основных трудностей обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им.
1Введение.
2КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ?
3КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
4ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.
5ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
6ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Новосибирский Государственный Педагогический Университет.
Реферат: «Особенности компьютерных игр и условия их использования в младшем школьном возрасте».
План:
Введение.
Процессы обновления системы образования,
целью которых является поиск наиболее
эффективных форм ее функционирования,
связаны с целым рядом тенденций, определяемых
развитием современной науки. Одной из
перспективных линий информатизации современного
образования стало использование информационных
технологий в дидактике начальной школы,
о чем свидетельствуют исследования ученых
и педагогов-практиков, а также накопленный
педагогический опыт.
Одной из основных трудностей обучения
в начальной школе является резкая смена
ведущей деятельности ребенка с игровой
на учебную. Формирование учебной деятельности
очень часто не совпадает с игровыми потребностями
ребенка, и очень болезненно воспринимается
им. Для плавного перехода от преимущественно
игровой деятельности к учебной можно
использовать возможности дидактических
компьютерных игр. В связи с этим, исследование
влияния применения дидактических компьютерных
игр на эффективность обучения представляется
весьма актуальным. В психолого-педагогических
исследованиях в последнее время идет
активная разработка различных аспектов
использования компьютеров в обучении
.Так, специалисты из NESTA Futurelab в 2006 году
в нескольких британских школах запустили
проект «Обучение играми», предполагающий
освоение учебного материала школьниками
с помощью компьютерных игр.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ?
Мнения многих учителей и ученых об использовании компьютерных игр на уроках противоречивы. Одни считают, что применение компьютерных игр в учебном процессе нежелательно, аргументируя это отрицательными последствиями их использования. Другие, напротив, предлагают чаще обращаться к компьютерным играм на уроке, переоценивая их возможности. Но даже самая хорошая компьютерная игра при неудачном применении в процессе обучения может принести вред. Поэтому у учителя, использующего компьютерные игры, возникает множество проблем.
Исходными вопросами в теории использования компьютерных игр в педагогике являются их определения и классификации. Существуют различные подходы к их решению. Это можно объяснить многофункциональностью игр.
Под игрой понимается такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение цели.
Под игроком понимается человек или группа людей. Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков выступает компьютер.
Правило – предписание, устанавливающее порядок действий играющих.
Цель в обучающей игре носит двойственный смысл:
1) игровая цель – получение вознаграждения;
2) учебная цель - приобретение знаний,
умений и навыков посредством
деятельности по заданным
Среди всех компьютерных игр выделим,
прежде всего, игры обучающего характера.
В них необходимо выделить обучающий и
игровой компоненты. Одним из этих компонентов может преобладать. Если преобладает
обучающий компонент
(схема 1,а), то игра предоставляет широкие
возможности, связанные с воспроизведением
знаний, умений и навыков, их применением,
обработкой. В случае преобладания игрового
компонента (схема 1,б) игра может использоваться
в качестве средства для наглядности и
повышения мотивации к обучению.
Схема 1
а) |Игра- Обучение |
б) |Обучение -Игра |
По степени обучающего воздействия на ученика игры могут быть разделены на следующие виды:
1. Тренирующие игры : закрепляющие и контролирующие, способствующие отработке имеющихся навыков.
2. Обучающие игры: помогающие ученику приобрести новые знания, умения и навыки.
3. Развивающие игры: способствующие выявлению и развитию наиболее важных способностей и навыков.
4. Комбинированные игры.
Обращение к классификации игр не случайно. При работе с конкретной игрой важно знать ее вид. Так как это поможет определить место игры на уроке. В традиционном уроке выделяют следующие этапы:
1)актуализация знаний; 2)ознакомление с новым материалом;
3)закрепление учебного материала; 4)контроль
и учет знаний. В зависимости от того, к
какому виду относится игра можно определить,
на каком из этапов урока эффективнее
ее применять.
Основную роль любой компьютерной игры составляет логическая структура, в которой выделяют три уровня – оперативный, тактический и стратегический.
Под оперативным уровнем понимают совокупность действий внутри программы между двумя последовательными действиями играющего. Результатом действия оперативного уровня является отображение всех перемещений и изменений на экране дисплея.
Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий, ведущих к достижению какой-либо локальной цели. В результате действия тактического плана играющий достигает улучшения (или ухудшения) положения в игре.
Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша.
Для определения оценки возможности
включения в урок тех или иных методов,
форм, приемов обучения строится вербально дидактическую
модель урока. В структуре урока рекомендуется
выделять три основные модели: модель
знаний, модель обучаемого и модель управления.
Эти модели соответствуют фундаментальным
дидактическим вопросам, чему, кого и как
учить, возникающим в процессе любого
обучения.
1. Модель знаний (чему учить) определяет
дидактические цели обучения. От
этой модели зависит выбор
дидактических методов и
2. Модель обучаемого (кого учить) определяет объект обучения. От этой модели зависит выбор дидактических приемов, позволяющих добиться индивидуализации обучения, учета психологических особенностей каждого ученика.
3. Модель управления (как учить)
определяет дидактические
С х е м а 2
Цель обучения- Методы обучения- Объект обучения
Чему учить -Как учить- Кого учить
Модель знаний.
Основной задачей исследования моделей знаний является оценка достаточности объема, глубины, точности подаваемого учебного материала и изучение вопросов о соотношении нормы и оценок, предлагаемых в игре, и тех, которые ставит педагог.
Приведем основные этапы
исследования моделей знаний .
1. На каком этапе в общей системе обучения
применяется игра?
Актуализация знаний; ознакомление с новым
материалом; закрепление нового учебного
материала; контроль и учет знаний.
2.Каковы учебные цели, лежащие в основе
игры?
Приобретение навыков решения простых
задач; отработка моторных навыков; формирование
умений и навыков анализа проблемных ситуаций
и принятие решения; выработка умений
строить последовательность логически
правильных действий; формирование системы
понятий, направленных на усвоение теоретического
материала;
3.Удовлетворяет ли учебный материал, содержащийся
в игре, требованиям научности содержания,
адекватности материала ранее приобретенных
знаниям, умениям, навыкам, наглядности
учебного материала.
4.Отвечает ли игра требуемой степени усвоения
знаний?
5.Устраивает ли педагога норма оценок,
предлагаемая игрой?
Модель обучаемого.
Основная задача этого этапа – рассмотрение
возможностей индивидуализации обучения
с учетом психофизиологических особенностей
учащихся. При исследовании модели обучаемого
к игре педагог должен выяснить, обеспечивает ли игра
обратную связь от обучаемого к компьютеру
и возможности адаптации. Если наличие
обратной связи структуры игры позволит
учителю иметь сведения о том, как учащийся
решает предложенные ему учебные задачи,
то такой вид обратной связи называют
знанием результата. Если же кроме этого
можно узнать, какие трудности испытывает
учащийся, их причины, а также какие вспомогательные
обучающие воздействия обеспечивают правильные
решения задач, то мы имеем дело с информационной
обратной связью.
Адаптивная игра может реагировать и если
нужно автоматически изменять правильность
ответа обучаемого, время изучения, предысторию
работы обучаемого, индивидуальные особенности
обучаемого, определять, предоставляет
ли игра помощь, систему повторения учебного
материала.
Можно предложить следующие этапы модели обучаемого :
1. Определение степени овладения материалом на данный момент.
2. Выполняется ли требование активности и сознательности учащихся в процессе игры?
3. учитываются ли
4. Какой вид обратной связи осуществляет данная игра? Знание результата; информационная обратная связь.
5. Адаптацию какого этапа
Модель управления.
Основная цель данного этапа исследования – изучить особенности взаимодействия учителя и учащихся в процессе работы с компьютерной игрой.
Выделим следующие основные этапы исследования модели управления :
1. Есть ли соответствие в данной
игре характера и способа
2. Какой из методов
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков;
Методы проверки и оценки знаний, умений,
навыков.
3. Не вступает ли в противоречие данная игра с выбранной учителем формой обучения на данном уроке?
4. Соответствуют ли способы
Подобный анализ позволяет учителю обоснованно использовать компьютерную игру на уроке.
Если компьютерная игра отвечает всем
требованиям, можно обеспечить ее применение с наибольшей
эффективностью. Но, к сожалению, анализ
компьютерных игр показал, что не все игры
удовлетворяют требованиям.
Поэтому важно, проведя анализ урока, выделить
те этапы урока, которые требуют дополнительного
рассмотрения. Скорректировать урок в
таком случае учитель сможет, используя
традиционные приемы обучения.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Познавательные процессы: восприятие,
внимание, воображение, память, мышление,
речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Для того чтобы удовлетворить свои потребности,
общаться, играть, учиться и трудиться,
человек должен воспринимать мир, обращать
внимание на те или иные моменты или компоненты
деятельности, представлять то, что ему
нужно делать, запоминать, обдумывать,
высказывать суждения.
Поэтому, без участия познавательных процессов
человеческая деятельность невозможна,
они выступают как ее неотъемлемые внутренние
моменты. Они развиваются в деятельности,
и сами представляют собой особые виды
деятельности.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.
Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.
Сочетая в себе возможности телевизора,
видеомагнитофона, книги, калькулятора,
являясь универсальной игрушкой, способной
имитировать другие игрушки и самые различные
игры, современный компьютер вместе с тем
является для ребенка тем равноправным
партнером, способным очень тонко реагировать
на его действия и запросы, которого ему
так порой не хватает.
Терпеливый товарищ и мудрый наставник,
творец сказочник миров и персоналий,
вершина интеллектуальных достижений
человечества, компьютер играет все большую
роль в досуговой деятельности современных
детей и в формировании их психофизических
качеств и развитии личности. Использование
компьютеров в учебной и внеурочной деятельности
школы выглядит очень естественным с точки
зрения ребенка и является одним из эффективных
способов повышения мотивации и индивидуализации
его учения, развития творческих способностей
и создания благополучного эмоционального
фона.
Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности – использование манипулятора “Мышь” позволяет ученику быстро освоить работу на компьютере.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.