Особенности компьютерных игр и условия их использования в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:27, реферат

Краткое описание

Одной из перспективных линий информатизации современного образования стало использование информационных технологий в дидактике начальной школы, о чем свидетельствуют исследования ученых и педагогов-практиков, а также накопленный педагогический опыт.
Одной из основных трудностей обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им.

Содержание

1Введение.
2КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ?
3КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
4ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.
5ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
6ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Новосибирский Государственный Педагогический Университет.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 
1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе.

//Информатика и образование. –1994. -№2. 
2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. //

Вопрос психологии. – 1993. - №3. 
3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры.

// Информатика и образование. – 1991. - №3. 
4. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики.

//Информатика и образование. – 1991. - №3. 
5. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997. -№10. –С92. 
6. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. –1993. - №2. 
7. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. –М., - 1987. 
8. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. –1994. - №4. 
9. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4. 
10. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе.

//Педагогика – 1994. - №5. 
11. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2. 
12. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование.–1991. -№3. 
13. Маргулис Е. Д. Компьютерная игра в учебном процессе // Сов. Педагогика– 1989. - №4.

 

 

 

 

 

II. Проанализируйте учебные программы нескольких дисциплин, преподаваемых в начальной школе, выделите общие компоненты в их структуре.

                Анализ программы « Русский  язык» в начальной школе

В основе преподавания методики программы « Русский язык» лежат следующиt принципы:

Первый принцип. Интегрированное (комплексное, взаимосвязанное) обучение русскому (родному) языку на речевой основе, развитие речи и личностное развитие школьника как языковой личности.

Данный принцип в качестве основополагающего в языковом образовании осуществляется во взаимосвязи со всеми остальными. Интегрированный материал и развивающие задания, представленные в учебниках «Русский язык» [1–4],создают условия, побуждающие учащихся в определенной взаимосвязи с учебником использовать справочник «Русский язык в начальной школе» [5],рабочие «Тетради для упражнений по русскому языку и речи» [6, 7], свой личный опыт, «Книги для чтения», познавательные

дополнительные источники. Именно интегрированное обучение родному языку обеспечивает младшим школьникам усвоение в единстве лингвистических и речеведческих знаний, развитие интереса к литературным

источникам как средству культурного, нравственного и эстетического развития. Чтобы обучение родному языку оказалось развивающим, как убеждает практика, к учебникам русского языка предъявлены определенные требования:

-материал учебников представляет  интерес для школьника;

-доступность и четкость формулировки  теоретических сведений;

-простота, выразительность речевых  подтверждений изучаемых правил;

-художественная выразительность  текстов, представленных в упражнениях;

-занимательность их сюжета.

Назначения текстов в учебниках «Русский язык» разнообразны, т.е. они выполняют вполне определенную роль, они полифункциональны. Тексты создают возможность обучать языку на речевой основе.

Учащиеся знакомятся с интересующими их явлениями окружающей действительности, с историческими событиями, с явлениями природы. И в процессе познания интересных фактов, представленных в текстах учебников «Русский язык» и в «Тетрадях для упражнений по русскому языку и речи»,

учащиеся осознают лингвистические основы родного языка. Точнее: усвоение особенностей языка и окружающей действительности,некоторых свойств человека, истории родной страны происходит как бы в их взаимодействии. В этом и состоит соответствие лингвистических факторов и характера выбранных особенностей окружающего мира и роли человека в нем. Имеется в виду, например, содержание текстов, вид заданий, лингвистические выводы, которые в конечном итоге представляют собой элементы теории языка.

Тетрадь № 2 для упражнений по русскому языку и речи (3 класс) [7].

Упр. 90. Прочитай весь текст.

1) Как появилась первая стенная  газета?

Человек всегда интересовался новостями.И вот на главных площадях городов Древнего Китая стали вывешивать на досках письменные новости. Так была изобретена стенная газета.

2)Известно, что в Древнем Риме первой рукописной газетой была «Антадаура» - «Новости дня» в переводе с латинского языка.

3) Интересно происхождение самого слова «газета». Газетой называлась венецианская монета, которую нужно было заплатить за один номер газеты. (По Н. Орловой.)

Второй принцип. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения русскому языку.

Сущность данного принципа проявляется в том, что сам процесс учебно-познавательной деятельности представляет собой, прежде всего, коммуникацию (иначе говоря - общение учителя и учащихся, учащихся между собой, школьника с учебником или со справочником [5]).

Теоретические сведения и правила воспринимаются школьниками не как материал для запоминания, а как руководство в деятельности, поскольку деятельность создается системой вопросов, представленных в темах учебника.

Для того чтобы познавательная деятельность учащихся содействовала их речевому развитию, учебники содержат вопросы разной целевой направленности и структуры. В каждой теме учебников вопросы представлены в определенной последовательности, обусловленной сущностью изучаемой темы. Многие вопросы носят характер учебной задачи, поскольку для ответа на вопрос необходимо провести анализ, сравнение, обобщение. Постановка вопроса, равного учебной задаче, выступает, таким образом, для учащихся как начало совместной (или самостоятельной) поисковой деятельности.

Что называется спряжением глаголов?

Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?

Как определить лицо и число глагола?

 Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

 Какие окончания у глаголов II спряжения?

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

Как спрягаются глаголы в будущем времени?

ПАМЯТКА

Для того чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

1. Определить время, лицо и число  глагола.

2. Назвать неопределенную форму  этого глагола и по букве  гласного звука перед  суффиксом -ть определить спряжение (таять, светить).

3. Вспомнить окончание глагола  этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение II спряжение

Вопросы и памятка взяты из учебника «Русский язык» для IV класса, часть 2 [4].

Теоретические сведения представлены в учебниках в виде ответов на вопросы. Данный прием создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности и систематизации знаний.

Вопросы в учебнике обозначены значком и напечатаны жирным шрифтом в определенной последовательности и взаимосвязи.Использование в учебниках совокупности вопросов в пределах темы и в пределах более крупных объединений, как убеждает практика, представляет собой одно из наиболее эффективных проявлений развивающих возможностей авторских учебников. Например, в теме «Имя прилагательное» (III класс) включены вопросы, позволяющие учащимся в совокупности представить как функции данной части речи, так и ее грамматические особенности. 1. С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?

2.Что такое текст-описание?

3.С какой частью речи связано  имя прилагательное в предложении?

4.Какую роль в речевом общении выполняют имена прилагательные, близкие по смыслу (синонимы) и противоположные по смыслу (антонимы)?

В учебниках вопросы или задания, стимулирующие познавательную деятельность, располагаются в начале темы, в ее заключительной части, в начале или конце раздела. Это зависит от их назначения, целевой установки, которую решает автор, включая в учебник познавательный материал (сведения, правила, таблицы). Если вопрос предназначен для того, чтобы создать благоприятные условия для самостоятельного усвоения учащимися нового понятия, то он, естественно, стоит в начале темы и направляет внимание на существенные признаки этого понятия, его функцию в речи. Вопросы в конце темы чаще всего предназначены для сопоставления изучаемого явления с другим, в каком-либо соотношении с ним сходным или противоположным, а также для обобщения в целом знаний в структуре темы. Вопросы носят развивающий характер и требуют как аналитических, так и синтетических умений (см. учебники).

В авторском «Справочнике к учебникам «Русский язык» для I–IV классов» представлено 160 вопросов по разным разделам программы и 160 ответов [5].

Коммуникативная направленность обучения языку выступает в качестве основополагающего условия при определении содержания учебников «Русский язык», а также системы заданий и в целом всего методического аппарата учебных книг. Язык осознается школьниками как важнейшее средство речевого общения (устного и письменного). Только при данном условии обучение языку окажется развивающим.

Третий принцип. Системно-концентрический принцип структурирования курса русского языка в начальной школе состоит в том, что существует взаимосвязь между всеми компонентами программы по русскому языку (в том числе между разделами и между темами внутри раздела).

В одном и том же разделе программы от класса к классу, от темы к теме усложняются в определенной взаимосвязи теоретические сведения, повышается уровень практических умений по языку и речи. Система представляет собой взаимосвязанное расположение частей целого, предусмотренного программой [8], в определенном порядке.

Концентрический - взаимосвязанный порядок с наличием центра. Порядок всегда должен быть чем-то обусловлен; это что-то есть центральное, ключевое. Оно объединяет, являясь доминантой (важнейшей составной частью, идеей). В обучении языку по анализируемым учебникам «Русский язык» доминантой системы является личностно-развивающая направленность обучения.

Упр. 587. Прочитай. Учебник для III класса [3].

Первые книги появились очень давно.

Сохр..нились книги в виде табличек. Их делали из мя..кой глины. Острой палочкой на них выдавливали значки и обжигали. Такие книги могут

пр..л..жать столетия. При раскопках находят целые б..блиотеки глиняных книг. Их бережно хр..нят. В книгах — история народа.

О чем говорится в тексте? Озаглавь текст.

Почему люди радуются, когда находят древние книги, и берегут их?

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Обозначь время глаголов. Найди глаголы с приставками. Выдели приставки.

Помни: перед глаголом никогда не стоит предлог.

Под системой обучения школьников родному языку на речевой основе автором понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса лингвистических и речеведческих знаний в определенной научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование совокупности практических умений и создание благоприятных условий для

развития младшего школьника как личности, социально активной, нравственно и эстетически воспитанной, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью (см. содержание текстов

в учебниках и вопросы, напечатанные жирным шрифтом в структуре каждой темы).

Учебник с помощью вопросов и специальных заданий нацеливает учащихся на осознание системности курса и каждой темы, взаимозависимости между ее структурными компонентами. Создаются благоприятные условия для осознания функций определенных частей речи или функций морфем слова, начального понимания их грамматических особенностей, их написания и произношения. Чтобы помочь ученикам понять структуру темы, взаимосвязь между ее компонентами, создаются возможности для последовательного выяснения сущности вопросов, которые даны в учебнике при изучении каждой темы.

Большое значение придается системе вопросов, побуждающих учащихся к развивающей деятельности. В системе вопросов представлена структура темы, взаимозависимость ее компонентов между собой. Понимание школьниками последовательности вопросов фактически означает осознание целостности раздела или темы. Например, «Повторение в начале IV класса,раздел «Однородные члены предложения» включает вопросы: Какие члены предложения называются однородными и почему именно так? С какой целью употребляем в предложении однородные члены? Как связаны между собой однородные члены? Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Применительно к разделу «Повторение в начале учебного года» (IV класс) в учебнике представлено 20 вопросов, разных по своей целевой направленности и структуре (с. 4–43). Примеры вопросов: Какая часть слова называется корнем? Почему дано такое название?При помощи каких частей слова (морфем) образуются новые слова? Докажи.

Информация о работе Особенности компьютерных игр и условия их использования в младшем школьном возрасте