Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей письма у младших школьников.
Предметом исследования является проявления особенностей письма.
Объектом исследования является процесс овладения письмом учащимися младших классов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Состояние проблемы изучения нарушения письма у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………….........6
1.1 Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе…………………...6
1.2 Дисграфия: понятие, симптоматика, этиология…………………………...10
1.3 Виды дисграфии……………………………………………………………..14
Выводы к 1 главе………………………………………………………………...21
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников………………………………………………………………………22
2.1 Цель, задачи экспериментального исследования………………………….22
2.2 Описание экспериментальных методик……………………………………23
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….29
Глава 3. Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников………………………………………………………………………30
3.1 Теоретическое обоснование методики……………………………………..30
3.2 Содержание коррекционной работы……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.46 Кб (Скачать файл)

Выборка групп детей сделана стратометрическим способом. Основными стратами являлись возраст и наличие речевой патологии.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:……..

Затем анализ ваших методик (таблицы в приложение, в тексте не нужно).

ДАЛЕЕ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИСТОГРАММА ЭГ И КГ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА В ПРОЦЕНТНОМ ВЫРАЖЕНИИ.

2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Анализ результатов, полученных по Методике 1.

Анализ полученных результатов показал, что все дети изучаемой группы испытывали определенные затруднения при определении места звука в слове. Эксперимент показал, что многие дети не слышат звука. Нарушение фонематического восприятия наблюдается у всех испытуемых.

В слове крыша: с первой попытки никто из детей не выделил первый звук, со второй выделили - 3 человека; с третьей попытки или с небольшой стимулирующей помощью ответили - 7. Дети называли звук [р] как первый.

В слове школа только один ребенок правильно назвал третий звук, 4 человека назвали звук со второй попытки, 4 ученика определили звук с третьей попытки и с оказанием помощи логопеда. Один ребенок вообще не смог назвать звук. Дети называли звуки: [л], [к], [а].

При работе над словом стакан не справились с определением последнего звука 2 человека, они набрали 0 баллов, 4 человека набрали по 1 баллу и 4 ученика получили по 2 балла. Дети называли гласный звук или заменяли на другой согласный звук.

Анализ полученных результатов показал, что все дети испытывают трудности в определении места звука в слове, что ведет к значительным трудностям в обучении родного языка, ошибкам, нарушению чтения и письма. В процессе развития речевого анализа и синтеза необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Ударные гласные узнаются легче, чем безударные. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места в слове (начало, середина, конец).

Результаты 1 Методики (определи место звука в слове)

Список детей

Выделение 1 звука в слове

Выделение 3 звука в слове

Выделение последнего звука

Всего баллов

Саша Б.

2 балла

2

2

6

Алеша В.

1

1

1

3

Маша З.

1

2

1

4

Иван Б.

2

2

1

5

Егор В.

1

1

1

3

Ксения Р.

2

2

2

6

Никита Р.

1

1

0

2

Марина С.

1

0

0

1

Сергей Ф.

1

0

2

3

Павел Я.

2

2

2

6


 

Анализ результатов, полученных по Методике 2.

По результатам выполнения второго задания самостоятельное определение звуков в слове оказалось доступным не для всех детей.

Более легким оказалось определение звуков в односложных словах.

Соответственно, сложным - в двусложных и в двусложных со стечением согласных на стыке слогов.

Успешно справились с заданием по определению звуков в слове 6 человек. Трое детей не смогли с первой попытки определить количество звуков, они называли слово без учета гласной или последнего звука. Одному ребенку понадобилась помощь логопеда. Например, в слове сумка он назвал звуки, выпустив все гласные, в слове рак не учел звук [р]. В слове диктант определяли 5 звуков, не называя звуки: [к], [н].

Результаты 2 Методики (сколько звуков в слове)

Список детей

Определение звука в 1 слове

Определение звука во 2 слове

Определение звука в 3 слове

Всего баллов

Саша Б.

3

2

1

6

Алеша В.

3

2

1

6

Маша З.

3

3

2

8

Иван Б.

1

1

1

3

Егор В.

3

1

1

5

Ксения Р.

2

2

0

4

Никита Р.

3

2

2

7

Марина С.

2

1

1

4

Сергей Ф.

3

2

1

6

Павел Я.

2

3

2

7


 

Анализ результатов, полученных по Методике 3.

По результатам обследования третьего задания, самостоятельное определение позиции звука в словах оказалось непростым для учащихся.

Никто из детей не смог определить правильно место звука во всех словах. Многим требовалась помощь логопеда. Более легким оказалось определение места звука М, более сложным определение места звуков Ш и Р.

Во всех трех словах правильно определили место звука М - 2 человека, в двух словах - 8 детей. Место звука Р определили в двух словах -7 человек, 3-е детей только в одном слове. Место звука Ш в 2-х словах определили правильно только 5 детей. Таким образом, у детей изучаемой группы преобладает средний уровень речевого развития, эти дети будут допускать ошибки при чтении и письме в виде пропусков гласных, замены согласных.

 

Результаты 3 Методики (определение последовательности звуков в слове)

Список детей

Место звука М

Место звука Р

Место звука Ш

Всего баллов

Саша Б.

2

2

2

6

Алёша В.

3

2

2

7

Маша З.

2

2

1

5

Иван Б.

2

2

1

5

Егор В.

2

1

2

5

Ксения Р.

2

1

2

5

Никита Р.

2

2

2

6

Марина С.

2

2

1

5

Сергей Ф.

2

2

1

5

Павел К.

2

1

1

4


 

 

Анализ данных констатирующего эксперимента показывает, что детей с высоким уровнем развития фонематического анализа и синтеза нет. Большинство учащихся имеет средний уровень - это 80% от общего числа исследуемых детей, 20% - это дети с низким уровнем развития.

Определение уровня развития фонематического анализа и синтеза.

Список детей

Результаты методики 1

Результаты методики 2

Результаты методики 3

Общая сумма баллов

Уровень

Саша Б.

6

6

6

18

Средний

Алёша В.

3

6

7

16

Средний

Маша З.

4

8

5

17

Средний

Иван Б.

5

4

5

14

Средний

Егор В.

3

3

5

11

Низкий

Ксения Р.

6

4

5

15

Средний

Никита Р.

2

7

6

15

Средний

Марина С.

1

4

5

10

Низкий

Сергей Ф.

3

6

5

14

Средний

Павел К.

6

7

4

17

Средний


 

Таким образом …….Это обуславливает необходимость коррекционной работы с данным контингентом.

 

Выводы ко 2 главе

 

1) В ходе констатирующего эксперимента нами апробирована методика фонематического анализа и синтеза у младших школьников, предлагаемая Т.А. Фотековой.

2) Предложенная Т.А. Фотековой балльная система оценки уровня сформированности фонематического анализа и синтеза у младших школьников, позволяет судить о степени успешности выполнения заданий, что даёт возможность получить более дифференцированный результат.

3) Результаты обследования позволяют выявить следующие особенности:

затруднения при определении места звука в слове;

трудности в определение звуков в двусложных словах со стечением согласных на стыке слогов;

определение последовательности звуков в слове.

4) Предлагаемая методика помогает выявить 4 уровня речевого развития. Данные констатирующего эксперимента показывают, что детей с высоким уровнем развития фонематического анализа и синтеза нет. Большинство учащихся имеет средний уровень и два ребёнка с низким уровнем развития.

5) Анализ полученных результатов позволяет говорить о необходимости целенаправленной логопедической и коррекционной работы по развитию фонематического анализа и синтеза.

 

Глава 3. Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

ТРЕТЬЮ ГЛАВУ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ВЫ ПРОПИСЫВАЕТЕ УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ МЕТОДИКИ.

1.1 Теоретическое обоснование методики

 

Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.

Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений.

Придерживаясь в работе принципа от сложного к простому, рекомендуем сначала предлагать ребенку игры и упражнения более сложного (3) уровня. Если ребенок выполняет задание самостоятельно или с помощью учителя, то работа продолжается с материалом этого уровня. При возникновении затруднений ученику предлагается выполнение упражнения 2-го уровня сложности. Если ребенку недоступны игры и упражнения этого уровня сложности, то в работу включается материал 1-го уровня сложности.

Таким образом можно определить, с материалом какого уровня сложности надо начинать работу по преодолению несформированности фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

 

2.2 Содержание коррекционной работы

Информация о работе Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста