Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:13, контрольная работа
В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом, к самостоятельной жизни.
Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.
Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль, системообразующего фактора.
Теоретическая часть
Глава I. Основы теории обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ……………………………………………………………………………………..3
Глава II. Учебная деятельность дошкольника………………………………….4
2.1. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника…………………4
2.2. Структура учебной деятельности……………………………………………….5
2.3. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника……………………………………….6
2.4. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению……………………………………………………………………7
Глава III. Система методов обучения дошкольников; различные подходы к их классификации…………………………………………………………………….8
Формы организации обучения, используемые в ДОУ………………………11
Принципы обучения дошкольников…………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………...15
Практическая часть……………………………………………………..16
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области
Свердловский
областной музыкально-
педагогический колледж
Особенности обучения детей
дошкольного возраста
Исполнитель: Жеребцева Е.В.
Студентка III курса специальности
050704 «Дошкольное воспитание»
Руководитель: Шилова Л.В.
Екатеринбург, 2011
Содержание
Теоретическая часть
Глава I. Основы теории обучения
детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ………………………………………………………………………
Глава II. Учебная деятельность дошкольника………………………………….4
2.1. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника…………………4
2.2. Структура учебной
деятельности………………………………………………
2.3. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника……………………………………….6
2.4. Уровни развития учебной
деятельности и степень готовности ребёнка
к обучению и учению………………………………………………………………
Глава III. Система методов
обучения дошкольников; различные подходы
к их классификации……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Практическая часть……………………………………………………..16
Глава I. Основы теории обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом, к самостоятельной жизни.
Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.
Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль, системообразующего фактора.
Обучение - профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка, без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).
Но на ряду, с общими целями, существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка, расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении и др. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.
Глава II. Учебная деятельность дошкольника.
2.1. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника.
Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.
Учебная деятельность - первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.
Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.
Обучение - представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает и тех, кого обучают.
Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.
Говоря об обучении, как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).
2.2.
Структура учебной
Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:
учебную задачу.
учебные действия.
контроль.
оценку.
Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.
Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью, каких либо предметов, либо материализовано - с использованием изображений, их знаковых заменителей.
2.3.
Становление элементов учебной
деятельности; условия, необходимые
для развития учебной
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.
В младшем дошкольном
возрасте на занятиях необходимо формировать
у детей способность к
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:
- умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;
- самоконтроль,
который проявляется при
- умение осуществлять
произвольный контроль за
- умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).
На занятии
главное в деятельности педагога
- организация учебно-
Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.
2.4.
Уровни развития учебной
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.
Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.
Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.
К первому уровню относят детей, которые
- слушают указания
- руководствуются ими в работе
- в случае непонимания задают вопросы
- правильно оценивают работу других
- правильно оценивают работу собственную
- достигают нужных результатов
Ко второму уровню относят детей, которые:
- слушают указания, условно придерживаются их в работе
- самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей
- при выполнении работы склонны к подражанию другим детям
- результаты условны
К третьему уровню относят детей, которые:
- слушают указания, но как бы не слышат
- не руководствуются ими в работе
- к оценки нечувствительны
- результата не достигают.
Более младший возраст, является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрее осваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.
Обучение, начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей, укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение дети воспринимают сразу.
Глава III. Система методов обучения дошкольников; различные подходы к их классификации.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу воспитателя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности детей. То есть, педагог, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность детей (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, сам педагог не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует детей к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал. Как видно, и здесь сочетается обучающая работа воспитателя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность детей. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы воспитателя и организации учебно-познавательной деятельности детей по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что дети все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Информация о работе Особенности обучения детей дошкольного возраста