Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиалов вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:57, дипломная работа

Краткое описание

Общая характеристика системы образования. История развития университетского образования. Возникновение и развитие системы российского высшего образования. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗА. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза. Организация педагогического процесса в вузе. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
Цель исследования: выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в филиале вуза.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
5
1.1. История развития университетского образования …………………
5
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....

10
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….

20
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..


27
2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..

27
2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...
30
2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования …………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

3

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

5

1.1. История развития университетского образования …………………

5

1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....

 

10

1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….

 

20

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..

 

 

27

2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..

 

27

2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...

30

2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования ……………………...

 

41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………...

49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………...……………...

51

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В последние несколько  лет в Росси идёт бурное обсуждение необходимости существования филиалов высших и средних профессиональных образовательных учреждений. Появившись массово в начале 90-х годов ХХ века, они стали массовым явлением общественно-политической жизни страны. По некоторым оценкам, количество получивших в них образование лиц составляет более миллиона. Казалось бы, открытие филиалов дало возможность получения образования (особенно высшего) большому числу людей – и это благо. Но нарекания, по поводу качества предоставляемых образовательных услуг, вызвавшие массовую шумиху в СМИ, оценивают существование филиалов как негативное, порочащее систему российского образования явление. Чем же отличается деятельность филиала от «головного» образовательного учреждения? Только ли тем, что он не выдаёт документ об образовании, обучает в основном на платной основе и практически не имеет бюджетной поддержки? Или есть другие, «академические» отличия, не позволяющие поставить филиал на один уровень с головным вузом?

Вопросами высшего  образования занимались: Аврус А.И., Карпова С.П., А.А. Вербицкий, А.М. Матюшкин, И.А. Задонская, С.И. Семыгин. В процессе работы по проблеме исследования нами не было найдено ни одной публикации, касающейся особенности организации учебно-воспитательного процесса в филиале вуза. Это и определило тему нашего исследования: особенности организации учебно-воспитательного процесса в филиалах вузов.

Цель исследования: выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в филиале вуза.

Объект исследования: система высшего образования.

Предмет исследования: особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала вуза.

Гипотеза исследования: организация учебно-воспитательного  процесса в филиале вуза имеет  особенности, связанные с внешними экономическими и социальными условиями, контингентом студентов, педагогическими кадрами.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю возникновения высших учебных заведений.
  2. Рассмотреть возникновение и развитие системы российского высшего образования.
  3. Выяснить место и роль высшего образования в современной России.
  4. Описать формы обучения и контроля знаний студентов в высшем учебном заведении.
  5. Проанализировать результаты интернет-тестирования в филиале вуза.

Исследование  проводилось на базе Анапского филиала  ФБГОУ ВПО «Московский государственный  гуманитарный университет им. М.А. Шолохова».

Работа состоит  из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1. История развития университетского образования

 

Современное университетское  образование прошло длительный путь развития. История университетов насчитывает несколько столетий, в течение которых они убедительно продемонстрировали как стабильность своего существования, так и способность к изменениям, а также содействию преобразованиям и прогрессу в обществе.

Университет (от лат. слова universitas – совокупность) –  это высшее учебное заведение, в  котором происходит не только обучение универсальному знанию, но и проводятся научные исследования, развивается  культура, производство новых знаний, а также обслуживающая деятельность для ближайшей социокультурной среды.

На наш взгляд, такие особенности университета складываются с самого начала его  формирования в европейской культуре XI-XII веков.

Первыми прообразами  университетов были знаменитые центры античности – Пифагорейский союз, Академия Платона, Ликей Аристотеля и основанный Птолемеем Александрийский мусейон с богатейшей библиотекой. Эти античные учебные заведения оставили большой след в мировой культуре, но, опередив свое время, остались единицами. Потребность общества в учебных заведениях такого типа появилась значительно позднее. Одним из первых университетов в полном смысле слова стал Болонский, который был открыт в 1088 году [14].

Неизбежность  университета – и как идеи, и  как формы ее конкретной реализации – связана с новым этапом развития общества. Марксистский подход в социологии образования связывает возникновение университетов с экономическими, политическими факторами – развитием денежной экономики, торговли, ростом городов, совершенствованием сельскохозяйственного производства, ростом благосостояния людей. Но многие исследователи это отвергают, считая, что сами по себе эти факты не влекли за собой зарождение университетов в каждом конкретном случае.

По мнению многих исследователей, общество оказало довольно активное влияние на процесс формирования университетов. Так, профессор В. Роуг считает, что университеты возникли там, где в обществе со стороны разных его слоев проявлялся живой интерес к университету. Группа исследователей истории университетского образования во главе с ректором МГУ В.А. Садовничим подчеркивают, что хотя средневековое сообщество и состояло в основном из людей необразованных, даже неграмотных, оно смогло тонко ощутить необходимость создания таких мест, где бы аккумулировались знания.

С социологической  точки зрения показательно то, что  одним из значений латинского слова  «universitas» является корпорация. Надо отметить, что в средневековье  любое объединение людей по профессиональному  признаку (купеческая гильдия, промышленный цех) – носило такое название. Поэтому за университетами их современное название закрепилось значительно позже – к началу XV века.

Первые университеты представляли собой корпорации людей  интеллектуального труда. Это были сообщества преподавателей и студентов, различавшихся тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в других, как в Париже, – преподаватели [14].

У истоков современного университетского образования лежат  две противоположные тенденции: одна – нацеленность на получение  и тиражирование знаний; другая – стремление получить практическую высококлассную профессиональную подготовку. Эти две тенденции дали начало двум основным теориями университетского образования: теории либерального и теории утилитарного образования. Сторонники либерального образования считали, что оно должно быть направлено на потребности отдельной личности, а не общества в целом. Их противники утилитаристы, прежде всего, подчеркивали полезность образования для общества. Согласно их точке зрения система образования должна быть доступна всем, решать насущные социальные проблемы. Но утилитаристы впадали в другую крайность: они отрицали развитие через образование внутреннего мира отдельной личности. Профессор В. Роуг выразил смысл либерального и утилитарного направления в развитии университета следующим образом: первая тенденция связана с фундаментальным первичным импульсом, нацеленным на поиск истины. Вторая – со стремлением получить прагматическую профессиональную подготовку [1].

Возникнув под  влиянием общества, университеты в свою очередь стали изменять структуру породившего их социума, обогащая ее и усложняя, влияя на развитие европейской науки, культуры и образования. Несмотря на то, что первые университеты воспринимались современниками как светские монастыри, оторванные от реальной жизни, А́льма-ма́тер (от лат. alma mater, букв. – «кормящая, благодетельная мать»), старинное неформальное студенческое название учебных заведений (университетов, которые изначально давали в основном теологическое и философское образование), как организаций, питающих духовно) во все времена принимала довольно активное участие в общественной жизни. Университет всегда порождал вольнодумцев и возмутителей спокойствия.

Постепенно  образование приобретало свою популярность в обществе. Уже выпускники первых факультетов (искусств, юридического, богословского, медицинского) помогали решать основные государственные задачи: участвовали в управлении государством, обеспечивали развитие духовной жизни общества.

Несмотря на засилье религиозной догматики, университеты способствовали развитию наук. Регулярные дискуссии, проводившиеся в университетах, развивали мышление, дисциплинировали его. Постепенно формировались определенные традиции, которые развивались в эпоху Возрождения и Новое время, когда именно с развитием университетов, таких как Оксфорд, Кембридж, было связано быстрое развитие наук, во многом предопределившее начало первой промышленной революции.

Х. Ортега-и-Гассет в работе «Миссия университета»  подчеркивал, что с XII по XV века университеты находились в авангарде интеллектуального развития Европы. За этот период было открыто 46 университетов, обладавших серьезным идейным и политическим влиянием. Начиная с XVIII века получает признание принцип свободы научного исследования, который влечет за собой свободу преподавания и обучения [1].

Постепенно, под  влиянием развития общества, формирования национальных государств, начинают складываться национальные традиции в университетском  образовании. Формируются научно-педагогические школы, научные традиции, расширяется доступ к высшему образованию для представителей среднего класса.

История развития университета как специфической  образовательно-воспитательной системы  свидетельствует о том, что механизмы  образования определяются конкретно-исторической ситуацией. Университет выступает в качестве своеобразной модели культуры, которая включает в себя множество разнообразных пластов.

В XIX веке под  влиянием реформ Вильгельма фон Гумбольдта в Пруссии возникает идеальная, классическая модель университета. Формирование новой модели происходит одновременно с подъемом национальных стремлений и повышением значения государства. Ученые получали от власти беспрецедентные институциональные возможности, государство обязывало университеты поддерживать национальную культуру, помогать в формировании национальных символов, личности граждан. В основе новой модели университета лежала его зависимость от общества и культуры, которые определяли форму, задачи, функции университета, предъявляя к нему определенные требования [14].

Гумбольдт понимал университет как элитарное высшее учебное заведение, где происходит синтез образования и науки при условии университетской автономии, включающей полную академическую свободу. Новый университет стал выполнять три функции, выступая одновременно профессиональным, культурным и исследовательским институтом.

Классическая, идеальная гумбольдтская модель университета на несколько десятилетий, вплоть до середины XX века, определила развитие высшего университетского образования.

Трудно проследить структурные изменения в области высшего образования на общемировом уровне из-за существующих межстрановых различий в толковании понятия «университет» и эквивалентных ему высших учебных заведений. Тем не менее, во Всемирном докладе по образованию ЮНЕСКО (2000 г.) сказано, что увеличение общей численности учащихся третьей ступени повсюду в мире происходит в университетах и учебных заведениях, которые страны считают «эквивалентными» университетам. Так, в десяти наиболее развитых регионах мира в университетах учатся 66% студентов, 34% – в других учебных заведениях. Современный университет создает интеллектуальный капитал общества. На пороге XXI века университеты, по мнению Жака Делора, обретают свою первоначальную функцию – быть гарантом универсальных ценностей и культурного развития.

С другой стороны, традиционные университеты сегодня  жестко конкурируют со множеством новых  разнообразных организационных  конфигураций и моделей высшего  образования. Появившиеся в последнее  время виртуальные, лицензионные, корпоративные  университеты, другие институты высшей школы воспользовались преимуществами новых информационно-коммуникационных технологий и, с одной стороны, расширили возможности высшего образования, а с другой – создали множество проблем, в частности по-новому поставили проблему качества образования [14].

В силу ряда причин Россия, являясь европейской страной  по географическому и другим признакам, отстала от других стран континента не только в социально-экономическом  и политическом отношении, но и в  отношении образования. Если в Европе первые университеты были открыты в XII-XIII веках, то в России это произошло только в XVIII веке. Великие реформы Петра I привели к возникновению в 1726 году Академического университета в Петербурге. В 1755 году благодаря графу И. Шувалову и М.В. Ломоносову открыл двери Московский университет. Однако собственно система университетского образования в России сформировалась позднее, в первой половине XIX века.

При любом развитии событий традиционные университеты сохраняют свою ведущую роль во всех странах, особенно в сфере профессиональной подготовки и научных исследований на более высоком уровне. Но университеты уже сейчас подвергаются существенным преобразованиям, большинство из которых связано с изменениями общества, его переходом на постиндустриальную, информационную ступень развития.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиалов вузов