Особенности понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время, в коррекционной педагогике, вопросу профилактики дисграфии уделяется особое внимание. О профилактики таких видов дисграфий, как акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно говорить только в дошкольном возрасте.
Цель: изложить с систему работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
1. Описать развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие успешной предшкольной подготовки.
2. Продемонстрировать преимущества использования авторских пособий и игр в системе работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня 6
1.1. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6
1.2. Особенности усвоения предлогов в речи дошкольников с нормальным развитием речи и у дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.3. Работа логопеда по формированию уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций с целью профилактики оптической дисграфии 10
2. Изучение понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.1. Организация, содержание и задача констатирующего эксперимента. Содержание и задачи эксперимента 14
2.2. Методика изучения понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.3.Результаты эксперимента 16
2.4.. Рекомендации логопеду по формированию правильного употребления предлогов у детей с общим недоразвитием речи 20
Заключение 23
Литература 25

Вложенные файлы: 1 файл

137568 Курсовая с практикой.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

 

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. Москва. “Просвещение” 1985.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва. “Просвещение” 1990.
  3. Ильякова, Н. Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям / Н. Е. Ильякова. М.: ГНОМ и Д, 2004. - 32 с.
  4. Коновалова С.В., Четверикова Т.Ю. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей и студентов дефектологических факультетов педагогических университетов / под ред. С.В. Щербакова. – Омск: ОмГПУ, 2005. – 32 с.
  5. Краузе Е. Логопедия. Санкт-Петербург. “Корона принт” 2003.
  6. Литвинова Г.В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Литвинова Г.В. // Логопед - 2007. - №2. – С.10-15.
  7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2007. – 88 с.
  8. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009. – 212с.
  9. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. Редактор-составитель Миронова С.А. Москва. “Просвещение” 1989.
  10. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: “Просвещение”, 1967 г
  11. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2006. – 128 с.
  12. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство “Союз”, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  13. Поваляева М.А, Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М.А.Поваляева. – Ростов Н/Д: Феникс, 2006.- 158, [1]с.:ил., [16] л. Ил. – (Мир ребенка)
  14. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Санкт-Петербург. “Детство – пресс” 1999.
  15. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт – Петербург. “Детство – пресс” 2000.
  16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей 
  17. // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008- 272 с.
  18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. “Айрис – Пресс”. Москва 2007.
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва. “Просвещение” 2008.
  20. Филичева Т.В., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис –пресс, 2004. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).
  21. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. – М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2006. – 48 с.

 

 

Речевые карты испытуемых

 

Речевая карта №1

ФИО

Максим

Дата рождения

6 сентября 2005 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – домохозяйка, папа – инженер

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от второй беременности и вторых родов.

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начал узнавать в 3 месяца.

Сидеть начал в 8 месяцев. Ходить в 1 год 1 месяц.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 2 месяца. Реакция на имя в 3 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 5,5 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Средняя активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 2 месяца

Характер первых слов:

Мама, папа, буля (бабуля), Ийя (Илья), дай

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Средняя активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 7 месяцев

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

да

Обиходных действий:

да

Действий, выраженных возвратными глаголами:

нет

Действий, близких по ситуации:

нет

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

да

Пространственного расположения предметов:

нет

Назначения предметов:

да

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

Только по цвету и величине (большой-маленький, красный-зеленый и т.д.)

Обобщающего значения слов:

нет

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

нет

Названия частей тела человека, животных:

да

Названия животных, птиц и их детенышей:

да

Названия жилища животных:

нет

Названия профессий:

да

Обобщающие слова:

нет

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

да

Навыки словоизменения:

да

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи


 

 

Речевая карта №2

ФИО

Ваня С.

Дата рождения

25 ноября 2006 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – продавец, папа – охранник

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от первой беременности и первых родов.

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начал узнавать в 4 месяца.

Сидеть начал в 7 месяцев. Ходить в 1 год 2 месяца.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 1,5 месяца. Реакция на имя в 3,5 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 6 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Средняя активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 4 месяца

Характер первых слов:

Ма-ма (мама), пап (папа), мое, дай

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Средняя активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 6 месяцев

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

да

Обиходных действий:

да

Действий, выраженных возвратными глаголами:

нет

Действий, близких по ситуации:

нет

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

нет

Пространственного расположения предметов:

нет

Назначения предметов:

да

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

нет

Обобщающего значения слов:

нет

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

нет

Названия частей тела человека, животных:

да

Названия животных, птиц и их детенышей:

да

Названия жилища животных:

нет

Названия профессий:

нет

Обобщающие слова:

нет

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

да

Навыки словоизменения:

да

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи


 

 

Речевая карта №3

ФИО

Ира В.

Дата рождения

10 ноября 2006 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – педагог, папа – слесарь

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от третьей беременности и вторых родов.

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начала узнавать в 3 месяца.

Сидеть начала в 6 месяцев. Ходить в 1 год 1 месяц.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 2 месяца. Реакция на имя в 3 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 5 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Высокая активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 3 месяца

Характер первых слов:

Мама, папа, деа (деда), дай, Иишка (Иришка)

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Высокая активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 5 месяцев

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

да

Обиходных действий:

да

Действий, выраженных возвратными глаголами:

нет

Действий, близких по ситуации:

нет

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

да

Пространственного расположения предметов:

нет

Назначения предметов:

да

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

нет

Обобщающего значения слов:

нет

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

да

Названия частей тела человека, животных:

да

Названия животных, птиц и их детенышей:

да

Названия жилища животных:

нет

Названия профессий:

да

Обобщающие слова:

нет

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

да

Навыки словоизменения:

да

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи


 

 

Речевая карта №4

ФИО

Таня П.

Дата рождения

14 сентября 2006 г.

Домашний адрес

-

Откуда поступил ребенок

из дома

Сведения о родителях

Мама – бухгалтер, папа – предприниматель

Жалобы родителей на речь ребенка

нет

Обращались ли ранее к логопеду

нет

Сведения о раннем развитии ребенка

Особенности протекания беременности и родов

Ребенок от четвертой беременности, первые роды, плановое кесарево сечение в 38 недель

Раннее физическое и психическое развитие

Маму начала узнавать в 3 месяца.

Сидеть начала в 7 месяцев. Ходить в 1 год 2 месяц.

Раннее речевое развитие

Когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя:

Первая реакция на звук в 2 месяца. Реакция на имя в 3 месяца.

Когда появились гуление и лепет:

Гуление началось в 3 месяца, а лепет в 6 месяцев.

Характер протекания лепетного этапа развития речи:

Низкая активность.

Понимание простых обращений, просьб:

Понимает.

Время появления простых обращений, просьб:

1 год 3 месяца

Характер первых слов:

Мама, папа, дай, гуять (гулять), Танюфа (Танюша), Яя (я)

Насколько активно повторяет слова за взрослыми:

Низкая активность

Время появления первых словосочетаний: 

1 год 4 месяца

Характер поступательного развития речи:

N

Прерывалось ли речевое развитие:

нет

Заключения специалистов:

Отоларинголог

N

Окулист

N

Психоневролог

N

Логопедическое обследование:

Способность устанавливать и поддерживать контакт:

+

Особенности внимания и памяти:

N

Особенности мыслительных операций:

N

Состояние общей моторики:

N

Состояние мелкой моторики:

N

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата:

N

Обследование понимания:

Названий игрушек, знакомых ребенку:

да

Обиходных предметов:

да

Частей тела:

да

Предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках:

нет

Обиходных действий:

нет

Действий, выраженных возвратными глаголами:

нет

Действий, близких по ситуации:

нет

Вопросов по содержанию сюжетной картинки: 

да

Пространственного расположения предметов:

нет

Назначения предметов:

да

Названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т.д.:

нет

Обобщающего значения слов:

нет

Категории числа существительных:

нет

                       числа глаголов:

нет

                       рода глаголов:

нет

                       рода прилагательных:

нет

                       префиксального изменения глаголов:

нет

Падежных форм:

нет

Падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой:

нет

Временных отношений:

нет

Обследование понимания коротких текстов:

нет

Обследование состояния активной речи

Объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков:

нет

Названия предметов и их частей:

да

Названия частей тела человека, животных:

нет

Названия животных, птиц и их детенышей:

да

Названия жилища животных:

нет

Названия профессий:

нет

Обобщающие слова:

нет

Действия, связанные с окружающим животным и раст. миром:

нет

Навыки словообразования:

нет

Навыки словоизменения:

нет

Обследование фонематического восприятия:

N

Определение наличия заданного звука в слогах, словах:

да

Логопедическое заключение:

Наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Рекомендации: 

Рекомендуются развивающие занятия для развития лексико-грамматического строя речи

Информация о работе Особенности понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня