Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями.
Объектом исследования являются неполные семьи. Предметом исследования является особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями. Задачи исследования:
Проанализировать сущность понятия «неполные семьи».
Изучить особенности воспитания детей в неполных семьях.
.Определить особенности работы воспитателя с неполными семьями.
Разработать программу работы воспитателя с неполными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………………………...5
Социально-педагогическая сущность понятия «неполные семьи»……………………………………………………………………………...5
Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи…….9
Особенности работы воспитателя с неполными семьями……….…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………..18
2.1 Анализ работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями…………………………………………………………………………...18
2.2 Формы и методы работы воспитателя с неполными семьями……..37
2.3 Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи…………….....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...........................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности работы воспитателя дошкольного.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Название курсовой: Особенности работы воспитателя дошкольного          

                     учреждения с неполными семьями.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С  НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………………………...5

    1. Социально-педагогическая сущность понятия «неполные семьи»……………………………………………………………………………...5
    2. Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи…….9
    3. Особенности работы воспитателя с неполными семьями……….…………………………………………………………………..13

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………..18

2.1 Анализ работы  воспитателя дошкольного учреждения  с неполными семьями…………………………………………………………………………...18

2.2 Формы и  методы работы воспитателя с неполными семьями……..37

2.3 Взаимодействие  дошкольного учреждения и семьи…………….....40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...........................44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...46

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На развитие человека в обществе оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разные. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери - неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна. «Для счастливого детства ребенок нуждается в доме, где есть и отец, и мать», – пишет известный социолог И. Кон.

При этом статистические данные показывают, что в Республике Беларусь каждый седьмой ребенок, не достигший восемнадцатилетнего возраста, растет в семье с одним родителем, как правило, с матерью. Причинами данной тенденции являются:

  • рост разводов;
  • увеличение количества рождений вне зарегистрированного брака;
  • высокая смертность мужчин трудоспособного возраста и др.

В 2010 году в Республике Беларусь насчитывалось около 158 тысяч  семей, состоящих из матерей с детьми в возрасте до 18 лет, отцов с детьми – более 12 тысяч.

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Республике Беларусь являются: реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей; обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей; обеспечение материальной и социальной поддержки семей

Воспитание  детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, представители многих других наук. Ученые и практики изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. Среди них такие ученые как Азаров Ю.П., Василькова Т.Ю., Галагузова М.А., Дружинина В.Н., Ковалев С.В., Матейчек З., Мацковский М.С., Овчарова Р.В., Сатир В., Спиваковская А.С., Спок Б., Фрейд З., Эйдемиллер Э.Г. и другие.

Цель  курсовой работы: определить особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями.

Объектом  исследования являются неполные семьи.

Предметом исследования является особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями.

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать сущность понятия «неполные семьи».
  2. Изучить особенности воспитания детей в неполных семьях.
  3. .Определить особенности работы воспитателя с неполными семьями.
  4. Разработать программу работы воспитателя с неполными семьями.

В курсовой работе нами применялись следующие методы и методики:

    • Теоретический анализ научной литературы;
    • Включенное наблюдение;
    • Качественный и количественный анализ результатов исследования;
    • Обзор опыта работы специалистов по работе с неполными семьями.

В исследовании принимали участие 17 дошкольников старшей группы, 2 воспитателя ГУО «ясли-сад №547 г.Минска».

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ 

РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

 

    1. Социально-педагогическая сущность понятия «неполные семьи»

 

Семья – это  малая социально-психологическая  группа, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [15, с.84].

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего  поколения. Семья в современном  обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитание в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится значения института семьи. В своей книге Божович Л.И отмечал: «Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалось на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений с родителями" [5, с.16].

Неполная семья  – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Сейчас мы остановимся на различных типах неполных семей. Они подразделяются на осиротевшую семью, внебрачную семью, разведенную семью и распавшуюся семью [17, с.117].

 

 

Также выделяют:

  • осиротевшие семьи – один из типов неполной семьи, возникающей в результате смерти или гибели одного из родителей. При разумной позиции оставшегося родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности;
  • внебрачные семьи – неполные семьи, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребности материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно;
  • разведенные семьи – неполные семьи, возникающие в результате расторжения брака. Развод – это, как правило, ухудшение стабильности, возрастание риска алкоголизма, наркомании и других форм отклоняющегося от общепринятых норм поведения. Только 40% разведенных женщин и 50% разведенных мужчин повторно вступают в брак, следовательно, проблема развода для большинства людей – это проблема одиночества. Особенно страдают при разводе родителей дети [11, с.184].

Общественное  мнение неоднозначно относится к  таким семьям. Нередко непосильной становится для ребенка психологическая нагрузка, когда он в искаженном виде узнает о факте внебрачности. Во избежание этого матерям необходимо открывать правду как можно раньше, чтобы он усвоил ее, прежде чем он научится анализировать все сложности жизни. Трудности для внебрачной семьи состоят в основном в том, что мать обычно перегружена работой, ребенку уделяется недостаточно внимания. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца, что сказывается на формировании образца мужчины.

Решающим для  ребенка становится пример родителя, его личная и общественная жизнь. Участие в труде рядом и наравне с взрослыми членами семьи, при большом доверии с их стороны, формирует у детей чувство ответственности, самостоятельности, сноровку в выполнении разных дел и обязанностей. Если в такой семье оставшийся родитель отстраняет ребенка от труда, ограждает от трудностей, то ребенок может вырасти эгоистом. Большую роль в воспитании играет память об умершем. Это побуждает в детях желание быть достойными его, похожими на него. В воспитании детей из осиротевших семей должны принимать и родственники покойного родителя, что очень важно для недостающего здесь влияния, обогащения опыта взаимных отношений [2, с.45].

Неполная семья  – это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются  ситуации, когда в семье нет  отца. Обычно это становится некой  проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребенка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Современные психологи Венгер Л.А и Венгер А.Л. полагают, что мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всем старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь [10, с.86].

Особенно актуальная проблема – это появление нового папы. Если ребёнок ещё очень маленький, то этот период не является чем-то сложным для малыша. Если папа появляется в более сознательном возрасте ребенка, то он может отреагировать по-разному. В 3 года период знакомства с новым членом семьи может протекать более или менее спокойно, но в возрасте от 6 лет, когда ребёнок уже привык жить только с мамой вдвоем, он может начинать протестовать. Родители должны понимать, что малыш не относится негативно к конкретному человеку, хоть это и кажется так, а под его отрицательными эмоциями часто скрывается страх, что теперь всё будет иначе, а значит плохо. Ребёнок начинает бояться, что его мама начнёт любить его меньше, будет больше проводить времени с этим незнакомым человеком и т. д. В такой ситуации понимание и терпение следует проявить как матери, так и новому отцу. Проводите больше времени все вместе, говорите, как вы его любите, объясняйте что в новой сложившейся ситуации нет ничего плохого и т. д.

Такая же сложная  ситуация и у тех семей, где  появляется новая мама. Многие женщины уверены в том, что всегда смогут найти общий язык с ребёнком своего мужчины, но часто сталкиваются с совсем противоположной ситуацией, оказываясь к этому совершенно не готовы. Тут стоит дать один совет, женщина, входящая в новый дом пытается как-то поменять то, что она считает теперь своим, в том числе и «правильно» воспитать теперь уже и её детей, но это является заблуждением. Попытки переделать тот уклад, который уже сформировался и без Вас может привести к печальным последствиям. В начале необходимо наладить хорошие и доверительные отношения с ребенком, а уже потом осторожно направлять его. Женщина может столкнуться с особой сильной ревностью, если у мужчины есть дочь. Здесь важно особенно постепенно налаживать взаимопонимание. Не старайтесь давить, угрожать или ругать ребёнка, это ни к чему не приведёт и только усложнит ситуацию [25, с.84].

Если ребенок  столкнулся с разводом родителей, и  хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена семьи. Высказывания вслух сравнительных фраз, которые конечно всегда будут не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия, но этого никогда нельзя допускать. Наоборот, стоит подробнее расспросить ребёнка о тех хороших качествах, которые он помнит о своём родителе и возможно даже что-то воспроизвести.

Таким образом, по данным исследований, «обычно дети из неполных семей чаще вынуждены  вести менее здоровый образ жизни, чем дети, растущие в семьях, где есть мать и отец». Это, конечно же, не означает, что у детей из неполных семей нет никакой перспективы. Хорошее руководство и воспитание помогут им преодолеть все трудности и невзгоды.

 

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи

 

Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях одного из родителей, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций. И вот процесс этой социализации, то есть вхождения ребенка из неполной семьи в социальную среду, усложняется и деформируется.

Исследования  показывают, что одинокая мать или отец имеют более выраженную установку на воспитание детей, чем мать и отец в полной семье. Процесс воспитания и вся система отношений матери и отца с детьми эмоционально более насыщена. Родители стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия второго родителя. По отношению к детям такие родители занимают опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности [8, с.112].

Информация о работе Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями