Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями.
Объектом исследования являются неполные семьи. Предметом исследования является особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями. Задачи исследования:
Проанализировать сущность понятия «неполные семьи».
Изучить особенности воспитания детей в неполных семьях.
.Определить особенности работы воспитателя с неполными семьями.
Разработать программу работы воспитателя с неполными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………………………...5
Социально-педагогическая сущность понятия «неполные семьи»……………………………………………………………………………...5
Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи…….9
Особенности работы воспитателя с неполными семьями……….…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………..18
2.1 Анализ работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями…………………………………………………………………………...18
2.2 Формы и методы работы воспитателя с неполными семьями……..37
2.3 Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи…………….....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...........................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности работы воспитателя дошкольного.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Нельзя сбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. У таких детей могут не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери может стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.

Лессгафт П.Ф. отмечал, что «отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.

Еще сложнее  процесс социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается «устроить» свою судьбу. В семье часто появляются новые «дяди». Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, правонарушителя, преступника» [20, с.62].

Воспитывающемуся  в нервозной обстановке (то чрезмерной опеки, то отчуждения) ребенку из неполной семьи трудно не попасть на такой  путь. К этому еще нужно добавить, что в неполной семье не только нарушен психологический климат; она еще оказывается в большей степени изолированной, оторванной от окружающего мира.

Родители-одиночки понимают, что у их детей есть свои особые, постоянно изменяющиеся потребности. Родителям, находящимся в разводе, бывает особенно трудно предоставлять детям духовное руководство.

Разведенным родителям, у которых мало возможностей регулярно  видеться со своими детьми, стоит всеми возможными способами заверять их в своей любви. Для этого необходимо тонко чувствовать их изменяющиеся эмоциональные потребности. Особенно важно делать это тогда, когда юноша или девушка начинает интересоваться жизнью общества и выбирать друзей.

Дружинина В.Н. утвердала, что заботливый родитель понимает возможности ребенка, его характер и образ мышления. Он и его ребенок с радостью общаются и разговаривают по душам в любой момент, когда чувствуют необходимость. Родитель и ребенок участвуют в жизни друг друга [18, с.45].

По определению  Н.Я.Соловьева «семья - малая социальная группа, важнейшая форма, организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство». Неполная семья - нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. Неполные семьи возникают в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Вообще семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества («семья - ячейка общества») и выполняет ряд функций:

    • воспитательную (отцовство и материнство, контакты с детьми и их воспитание);
    • хозяйственно-бытовую (удовлетворение материальных потребностей семьи и содействие сохранения здоровья);
    • эмоциональную (симпатия, уважения, признание, эмоциональная поддержка, психологическая защита);
    • духовного (культурного) общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение);
    • сексуально-эротическую [22, с.74].

Очевидно, что  в монородительской (семья с одним  родителем) семье перечисленные  функции не могут реализовываться  в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, медицинские и психолого-педагогические.

У детей из неполных семей часто возникает целый  набор трудностей и психологического характера. По мнению И.С.Кона дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым [6, с.85].

Дети из неполных семей имеют менее благополучную  картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. В исследовании детей 5-7 лет на основе рисунков «Моя семья» выяснилось, что существуют принципиальные различия между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым (эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек; однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки или их сверстники из полных семей). Таким образом, для мальчиков из неполных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

Обобщая сказано  выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки) [21, с.254].

Таким образом, психологический климат неполной семьи  во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство  неполных семей возникают по причине  ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

 

          1.3 Особенности работы воспитателя с неполными семьями

 

Постоянное  общение с ребенком – важнейшая  служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий – еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения – входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.

Работа воспитателя  с неполной семьей может включать три основных составляющих педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании [7, с.47].

Помощь в  воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями –  путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Деятельность  воспитателя дошкольного учреждения по работе с неполными семьями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом-психологом дошкольного учреждения. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения в семье, положение ребенка в семье, отношение семьи с обществом.

Коррекция межличностных  отношений происходит, в основном когда в семье происходит психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия [1, с.113].

Воспитатель должен помочь так скорректировать отношение  в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Посреднический  компонент педагогической помощи включают в себя три составляющие помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в  организации направлена на организацию  семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и т.д.

Помощь координации  направлена на активизацию различных  ведомств и служб по совместному  разрешению проблемы неполной семьи  и положения ребенка в ней [24, с.114].

Помощь в  информировании направлена на обеспечение  семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно - брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют в нутрии семьи.

Говоря о  практике работы с неполной семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе с семьей. Сегодня специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разной величины.

Работа воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями – это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником ее мотивации. Вместе с тем могут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния [9, с.342].

Воспитатель дошкольного  учреждения при работе с семьей  может выступать в трех основных ролях:

  1. Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия матери и ребенка в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
  2. Консультант – консультирует по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет матери способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
  3. Посредник между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время, как медики заняты лечением, психологи – восстановлением психики, воспитатель помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с семьями, испытывавшими затруднения в воспитании мальчика, с организациями, способными предоставить необходимую помощь [4, с.145].

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической  помощью необходимо применение такой  формы работы с семьей, как патронаж – одна из форм работы воспитателя дошкольного учреждения, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Эта форма работы позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей [16, с.185].

Наряду с  патронажем, занимающим важное место  в деятельности воспитателя, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Воспитатель, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Данную деятельность воспитатель может осуществлять совместно с педагогом-психологом дошкольного учреждения. Если семья не является инициатором взаимодействия с воспитателем и педагогом-психологом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку [3, с.45].

Информация о работе Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями