Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа
Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:
1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;
2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;
3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;
4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12
1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ
2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29
2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33
2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43
Выводы по второй главе………………………………………………………..….50
Заключение………………………………………………………………..…...51
Список использованной литературы……………………...………..53
Приложения
Проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию. Несмотря на болезненность проблемы, она часто становится в чем-то выгодной для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно. Например, маме «удобен» больной ребенок, потому что таким способом мама удерживает в семье папу, который чувствует себя виноватым при мысли оставить жену с больным ребенком. С другой стороны, именно остывшими супружескими чувствами муж оправдывает измену своей жене.
Семейные отношения – это отношения власти: доминирование – подчинение, ответственность за принятие решений, иерархия отношений. Иерархия взаимоотношений определяет в семье правила поведения и роли, которые исполняют члены семьи (например, мама – «жертва», папа – «диктатор», ребенок – «кумир»; папе дозволено в семье то, что не может быть позволено маме и ребенку и др.). Именно в дошкольном возрасте дети приобщаются к правильным нормам поведения.
Очень важен при изучении проблем семьи системный подход, с помощью которого описываются границы семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень изолированно, замкнуто, как бы охраняя свою территорию. Другие напротив – чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию, редко собираются только своей семьей, у них постоянно присутствуют посторонние люди. В данном случае речь ведется не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи. Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями – подсистемами (родительской, детской, прародительской, индивидуальной). Эти «водоразделы могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми, неподвижными. Например, бабушка в семье занимает родительскую позицию и по отношению к своему сыну, и по отношению к своему внуку, включаясь в жизнь обоих так, как если бы была матерью двух маленьких мальчиков, таким образом, границы ее прародительской подсистемы размыты и нечетки: где она действует как бабушка, а где как мама. Такая ситуация очень осложняет внутрисемейные отношения. В случае жестких границ между поколениями не происходит обмена опытом между поколениями, что тоже плохо для роста и развития семьи в целом и отдельных ее членов или, скажем, одинокая мама воспринимает себя только мамой пятилетней дочки и «забывает», что она еще и женщина, сотрудница, дочь, сестра, а «жертвует» своей карьерой и личным счастьем «ради дочери»
Понятие границ семьи характеризует эмоциональную близость членов семьи: в семье сплоченной члены семьи оказывают друг другу поддержку и понимание; семья может быть разобщенной, холодной и неуютной для её членов; бывают ситуации, когда какие-то члены семьи так тесно привязаны друг к другу, что «душат» любые ростки самостоятельности – это ситуация симбиоза, слияния границ (например, мама настолько привязана к ребенку, что пребывает в полной уверенности: чего желает она, желает и её ребенок; мысли ребенка ей известны без утайки и на этом основании она склонна принимать решения, часто используя местоимение «мы»: «Мы хотим то-то, а вот это нам не нужно» и пр.).
Социально - психологическое изучение семьи в ДОУ включает исследование:
- структуры семьи (состав);
- сплоченности;
- иерархии отношений;
- истории семьи (традиции, правила, ритуалы).
Изменения с кем-то одним заставляют остальных членов семьи взаимодействовать друг с другом по-новому, не так, как прежде. Как ни парадоксально, но может возникнуть опасность разрушения системы в результате усиливающихся изменений, поэтому специалистам важно уметь получать обратную связь, в том числе отрицательную. Очень важно постараться создать семье дошкольника такие условия, когда она может и должна получить поддержку. Если в семье, вопреки благой идее улучшения взаимоотношений, возникнут напряженные моменты, необходимо вовремя это распознать и поддержать членов семьи в намерении изменить ситуацию, устоять против сопротивления других членов семьи. Такое сопротивление - нормальное явление, потому что семья - это система, вырабатывающая свои способы взаимодействия, чтобы быть целостной. Поэтому любые, даже вполне нейтральные на первый взгляд изменения могут в какой-то конкретной семье привести к так называемому «усилению отклонений», дестабилизирующих систему. Некоторые семьи, активно сопротивляются любым изменениям, потому что это чревато дестабилизацией, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важна подготовка воспитателей социального педагога и других специалистов к восприятию семьи как системы, это поможет адекватно воспринимать жалобы членов семей на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода (направить на консультацию к психологу, предложить участие в тренинге, успокоить, обнадежить, помочь увидеть новую грань в болезненной проблеме и т.п.), быть бережным, экологичным специалистом.
Таким образом, социально-педагогическая работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизации демографического и социально - экономического положения в России.
1.3. Технология работы социального педагога с семьей в ДОУ.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
Главный момент в контексте «семья—дошкольное учреждение» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.
Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом .
1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» — каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Для решения задач организации взаимодействия используются следующие методы:
анкетирование;
опрос;
беседы с членами семьи;
наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);
метод создания педагогических ситуаций;
анализ детских рисунков;
анализ рассказов на заданную тему;
запись вопросов родителей;
сочинение родителей на тему «Мой ребенок».
Данные методы направлены на изучение семьи и установления продуктивного взаимодействия педагогов с родителями.
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы.
Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».
Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей.
— психолого-педагогического просвещение родителей — информация должна быть актуальной для родителей и не являться формальностью. Это - открытые занятия с детьми ДОУ для родителей; видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами - это хорошая память, получение информации о работе ДОУ, информирование о деятельности педагога и особенностях поведения своего ребенка; создание телепередач и фильмов про ДОУ для трансляции по кабельному телевидению; организация педагогических курсов для молодых родителей при ДОУ, лекции, записанные на аудиокассеты, их можно транслировать во время вечерних и утренних посещений родителей.
— вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность
участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве ДОУ;
— проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях, об
охране здоровья и т.п.);
— участие в работе родительского комитета.
Стимулирование воспитывающей деятельности детей и родителей в домашних условиях осуществляется через совместные обучающие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на родительских собраниях и т.д. В настоящее время выпускается немало научно-популярной литературы для детей и родителей, которую можно с успехом использовать для этой цели.
Социальный паспорт семьи применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.
Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.
Например:
1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?
Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни.
2. Описывая свою жизнь, необходимо быть откровенными и беспристрастными, не бояться предстать в невыгодном свете. Обратить внимание на те моменты своей жизни, которые неприятны: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Такая работа поможет лучше увидеть семейные стереотипы.
Рассмотрим основные формы и методы, используемые социальным педагогом при работе с семьей в условиях ДОУ.
1. диагностические методы:
А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);
Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;
2. управленческие – воспитательные методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинги – помочь отдельным семьям в воспитании.
Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ