Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа
Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:
1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;
2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;
3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;
4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12
1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ
2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29
2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33
2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43
Выводы по второй главе………………………………………………………..….50
Заключение………………………………………………………………..…...51
Список использованной литературы……………………...………..53
Приложения
Формы работы:
Индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психогимнастика, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).
Педагогические беседы с родителями Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится педагогу, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей.
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1,5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
«Круглый стол» с родителями.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Общие собрания родителей.
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.
Наглядная пропаганда.
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).
Требования к оформлению уголка для родителей.
Информация, размещенная на стенде для родителей, должна
быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует
использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и
фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении
стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и
иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6
(2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь
привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную ин
формацию. Следует создать резерв для обмена информацией между группами.
Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным работникам, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Психогимнастика – это специальная занятие (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально – личностных сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей.
Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:
1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.
2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
3. Проективная методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный
Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания.
Для эффективности работы социального педагога в ДОУ можно организовывать:
1. Родительские собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
2. Тренинги, для родителей направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.
3. Деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»; при координационно – организационной помощи со стороны социального работника.
Выводы по первой главе:
Рассмотрев теоретические основы деятельности социального педагога с семьей, мы пришли к следующим выводам:
1) Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни.
2) Для эффективного взаимодействия с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, стать основой для профессионального взаимодействия.
3) Социальный педагог использует следующие методы и технологии в работе с семьей в ДОУ: анкетирование, опрос, наблюдение, консультирование, обучающий и развивающий тренинг, коррекция, психогимнастика.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ
2.1. Характеристика базы практики .
Исследование семьи проводилось на базе МДОУ № 24 «Светлячок» г. Белорецка РБ.
Целью данного исследования стало составление социального портрета семьи воспитанников средней и старшей группы МДОУ №24.
Задачи:
1. выявить уровень взаимоотношений между ребенком и родителями;
2. определить форму и методы работы социального педагога с семьей дошкольника;
3. составить программу по формированию эффективных взаимоотношений в семье дошкольника.
Объектом данного исследования выступили дети в возрасте 5-6 лет. Далее мы приведем список некоторых детей участвовавших в нашем исследовании:
Зульфия Г., Оля В.Динара Б., Влад В.,Гульнара Г., Кирилл Г., Аня Г., Ксения Б., Антон С., Дамир Н., Григорий Л., Богдан К., Венера М., Ратмир С., Алеша Ф.,Василий Т.,Даша Е., Александра А., Наташа Д., которые были выбраны добровольно, по желанию детей и родителей.
2.2. Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ
№ 24 «Светлячок».
Для проведения диагностики семьи нами был использован набор соответствующих методик:
- проективная методика Хаментаускаса «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (приложение 3);
- анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (смотреть приложение 4);
- опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина
( смотреть приложение 5);
- измерение родительских установок и реакций (РАКУ) Е. Шефера;
- анкета «Социальный паспорт воспитанника» (смотреть приложение 6)».
Также был использован метод наблюдения за детьми во время занятий.
В ходе проведения диагностики мы опирались на следующие факторы:
1. Гиперопека – отсутствие родительской опеки (шкалы 2, 10, 11, 12, 18, 20).
2. Демократичность – отсутствие демократичности в отношениях с ребенком (шкалы 1, 14, 15, 21).
3. Диктат в воспитании – отказ от авторитарности (шкалы 4, 7, 8, 9, 13).
Изучение микроклимата семьи и положения ребенка в семье, проводимое с помощью методики КРС, осуществлялось в старшей группе (23 человека в возрасте 6 лет: 10 мальчиков и 13 девочек).
Для решения поставленных задач была составлена программа.
Программа по формированию эффективных взаимоотношений в семье дошкольника.
№ | Форма | Название | Цель | Дата проведения |
1 | Занятие | «Семья» | Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней | 16.02.09 |
2 | Занятие | «Кто я такой» | Развивать самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (Ф.И.О. и место работы) | 17.02.09 |
3 | Занятие | «О моем любимом папе» | Продолжать формировать у детей представление о близких людях | 18.02.09 |
4 | Занятие | «Мамин портрет» | Помочь детям почувствовать, какое это счастье – жить в семье, формировать у детей представления о семье и своем месте в ней. Воспитывать заботливое отношение к маме. | 19.02.09 |
5 | Занятие | «Мы спортивные друзья – дети, взрослые и я. | Приобщение детей к спорту, к физическим упражнениям, к здоровому образу жизни; сплочение коллектива, родителей и детей; создание позитивного эмоционального настроя у детей и взрослых. | 20.02.09 |
Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ