Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;

2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;

3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;

4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8

1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12

1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18

Выводы по первой главе…………………………………………………………...28



Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ



2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29

2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33

2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43

Выводы по второй главе………………………………………………………..….50



Заключение………………………………………………………………..…...51

Список использованной литературы……………………...………..53

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Результаты проведённого исследования

После проведения наблюдения мы составили характеристики детей из двух групп (таблица 1)

Таблица 1

 

1

Зульфия Г.

Спокойная, склонна к общению в компании, уравновешенна, избегает конфликтов.

2

Оля В.

Доброжелательная, жизнерадостная, общительная, любознательна, доверчива.

3

Динара Б.

Весёлая, активная, немного обидчива, эмоциональная.

4

Влад В.

Ответственный, рассудительный, справедливый, преданный друг, застенчив.

5

Гульнара Г.

Добросовестная, самостоятельная, легко подчиняется дисциплине.

6

Кирилл Г.

Властный,             деспотичный,          активный

7

Аня Г.

Спокойная, склонна к общению в компании, уравновешенна, избегает конфликтов.

8

Ксения Б.

Доброжелательная, жизнерадостная, общительная, любознательна, доверчива.

9

Антон С.

Весёлый, активный, общительный, эмоциональный.

10

Дамир Н.

Пуглив, застенчив, робок, эмоционально не уровновешен

11

Григорий Л.

Общительный добросовестный, самостоятельный, активный.

12

Богдан К.

Властный, активный, дружелюбный лидер в группе.

13

Венера М.

Непоседа, весёлая, активная

14

Ратмир С.

Самостоятельный, рассудительный, малоактивный

15

Алеша Ф.

Активный, шумный, неусидчивый

16

Василий Т.

Тихий, спокойный, усидчивый, терпиливый

17

Даша Е.

активная, общительная, эмоциональная.

18

Александра А.

Пуглива, застенчива, не общительна

19

Наташа Д.

Активная, любознательная общительная добросовестная, самостоятельная,

20

Таня В.

Добрая, отзывчивая, исполнительная, веселая

21

Дина В.

Непоседа, весёлая, активная, дрежелюбная

22

Венера Х.

Самостоятельная, рассудительная, малоактивная, исполнительная, требовательная

23

Света О.

Активная, шумная, неусидчивая

 

Большая часть детей активные, любознательные, общительные ,добросовестные, самостоятельные, но есть и тихие, спокойные, усидчивые, пугливые, застенчивые, не общительные, робкие.

        В ходе диагностики, проведённой далее, были получены следующие результаты:
- наиболее благополучные семьи - 21,7%;

- семьи, которые вызывают беспокойство, так как в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи наблюдаются тревожность и наличие конфликтности - 39,5 %;

- семьи, где явно выявлено неблагополучие - 38.8 %.

       Дети дают высокую оценку родителям, но мам оценивают выше, а пап - ниже, чем себя. Видимо, сказывается высокий авторитет мам в исследуемых семьях. Мамы больше времени уделяют воспитанию ребенка, чем отцы, они эмоционально ближе.

По данным нашего исследования благоприятная семейная ситуация выявлена в 21,7% семей. Тревожность присутствует в 26,5% семей.  Конфликтность — в 13% семей.

Чувство неполноценности в семейной ситуации испытывают 34,2% детей.
Враждебность в семейной ситуации у 4,6% детей.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

 

Данные таблицы 2. можно наглядно посмотреть на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1.

 

   

   Как видно из таблицы 2 и диаграммы 1, большинство детей чувствуют неполноценность в семейной ситуации.

Полученные результаты легли в основу построения и организации коррекционной работы (индивидуальной и групповой) с детьми и семьями.
Вторым этапом диагностики является анализ семейных взаимоотношений (АСВ). С помощью методики АСВ изучены типы родители детей средней и старшей групп в количестве 54 человек.

       В ходе диагностики были выявлены ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей.

Результаты полученных данных представлены в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3.

     

Наглядно результаты таблицы представлены в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2.

 

 

       Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве семей практически отсутствуют нарушения семейного воспитания.
Среди нарушений семейного воспитания можно назвать потворствующую и доминирующую гиперпротекцию.

       Под гиперпротекцией понимается такая ситуация в семейном воспитании, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание является центральным делом для родителей. Выделяются два типа гиперпротекции: доминирующая гиперпротекция и потворствующая, или авторитарно-симбиотический и симбиотический тип родительского отношения.

       Доминирующая гиперпротекция подразумевает чрезмерную опеку, мелочный контроль за каждым шагом, каждой мыслью ребенка, вырастающую в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения. Кроме авторитарного контроля над всей психической жизнью ребенка, А.Я. Варга выделяет положительное отношение к ребенку, требование чуткости от ребенка.
       Н.Б. Беккер обнаружил, что последствиями такого воспитания, в котором сочетаются родительская любовь и ограниченность, будут такие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, вежливость, минимум агрессии, максимальное следование правилам, отсутствие дружелюбия, максимальная уступчивость.

При потворствующей гиперпротекции ребенок находится в центре внимания семьи, родители стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерно стремление поглотить ребенка, слиться с ним, прожить жизнь вместо него, потакание всем прихотям и стремлениям ребенка, желание защитить его от трудностей и разочарований. Подобный тип семейного воспитания находит выражение в снижении критичности, требовательности родителей к детям, в отсутствии деловых взаимоотношений между родителями и детьми.

       Исследования показали, что у ребенка в условиях потворствующей гиперпротекции имеются трудности в адаптации к широкой социальной среде, так как у него формируется неадекватная самооценка (очень высокая). Сталкиваясь с реальной действительностью и не находя подтверждения своей высокой самооценке, ребенок приходит к конфликту между реальным и идеальным «Я». Это приводит к возникновению тяжелых переживаний у детей и к формированию негативных свойств личности, таких как агрессивность, недоверчивость, подозрительность, упрямство, болезненная обидчивость, которые затрудняют воспитательное воздействие на детей, делают их неуживчивыми, труднопереносимыми в любом коллективе, вне семьи.

Благодаря тесту АСВ нами были выявлены и другие недостатки в воспитании: воспитательная неуверенность присутствует в 30,4% исследуемых семей; проекция родителей своих нежелательных качеств на детей - 2,17%, предпочтение в ребенке детских качеств — 6,52%; неустойчивость стиля воспитания (резкая смена приемов воспитания, формирующая упрямство) - 6,52%.

       Но большинство семей все-таки имеют незначительные отклонения в воспитании, что является свидетельством позитивной направленности семейного воспитания.

       Анализ данных, полученных в ходе диагностики, показал необходимость дальнейшего исследования семей, в которых выявлены нарушения воспитания.

Дальнейшим этапом в диагностике было изучение особенностей родительских позиций в воспитании матери или ребенка (с помощью методики ОРО).

В исследовании приняли участие родители детей старшей группы в количестве 54 человека (при проведении опроса 3 человека отказались заполнять опросники). В ходе диагностики были получены следующие результаты (табл. 4).

     Таблица 4.

       Наглядно данные таблицы 4 можно посмотреть в диаграмме 3.

 

Диаграмма 3.

       Из особенностей родительского отношения к ребенку наибольший процент составляет «симбиоз» (40% в средней группе, 60,9% - в старшей).
Высокий процентный балл по шкале «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком, родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
       На втором месте по количеству баллов средняя группа - 37%, старшая группа - 17,4%, и значение шкалы «Гиперсоциализация», которая отражает форму и направление контроля над поведением ребенка, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует от него социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

       Следующей по количеству баллов идет шкала «Маленький неудачник» (средняя группа - 23%, старшая группа - 17,4%), отражающая особенности восприятия и понимания ребенка родителем, в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит своего ребенка младше, чем он есть на самом деле. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность, неумелость, в связи с этим он старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия.

       Значение по шкале «Принятие - отвержение» (средняя группа - 0%, старшая группа - 4,3%) отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Но в большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

       Одним из неблагоприятных показателей является отсутствие положительных ответов родителей по шкале «Кооперация», т.е. родители не выражают заинтересованности в планах ребенка, недостаточно доверяют ему и не стремятся встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Полученные данные легли в основу составления паспорта семьи и организации коррекционной работы с родителями.

       Следующий этап диагностики включал изучение типа родительских установок на воспитание ребенка (методика по PARY Е. Шефера).

       В нашем исследовании приняли участие родители средней и старшей групп в количестве 42 человека в возрасте от 20 до 40 лет.
       В своем анализе мы остановились лишь на следующих факторах: гиперопека - отсутствие родительской опеки; отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность; диктат в воспитании - отказ от авторитарности. Демократичность в отношении с ребенком по результатам данных наблюдается всего в 4 семьях - 9,52%. Остальные семьи высокий балл получили по фактору «Гиперопека». Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность фактора свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить его дочь или сына. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители пытаются ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль.

С опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают необходимость мягкости, послушности ребенка, его недостаточную зрелость, а поэтому необходимость зависимости от взрослого.

Крайности в типах воспитания вызывают риск, поэтому необходима золотая середина. По мнению Д. Баумрид, оптимален «авторитетный родитель», который пытается направить активность ребенка в рациональное русло, используя при этом дисциплинарные меры, поощряет словесные объяснения с ребенком, ценит в ребенке и самовыражение, и уважение к авторитету таких родителей – добиться оптимального сочетания независимой воли ребенка с дисциплинированностью. Анализ данных PARY подтверждает полученные данные по методике АСВ.

Полученные в ходе диагностики данные представлены в таблице 5.

 

 

 

 

Таблица 5.

 

Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ